Версия // Общество // До Бейрута взрывы в порту уничтожили Галифакс, Бомбей и Тексас-Сити

До Бейрута взрывы в порту уничтожили Галифакс, Бомбей и Тексас-Сити

32256

Пароходы, уничтожившие города

Пароход «Имо» выброшенный на берег
https://ru.wikipedia.org/
В разделе

Произошедший 4 августа 2020 года взрыв в порту Бейрута поражает воображение. Полностью выведен из строя сам порт, взрывной волной разрушена часть города, Погибло около 200, пострадало более 6 000 человек, без жилья осталось примерно 300 000 жителей Бейрута. Взорвались 2 750 тонн аммиачной селитры, хранившейся в одном из портовых ангаров. На месте ангара образовалась воронка глубиной 43 метра. Дома, расположенные на расстоянии 10 километров от эпицентра взрыва, были повреждены.

Селитра была конфискована, и хранилась в порту с 2014 года. Весьма вероятно, что причина взрыва техногенная и связана с человеческим фактором – в ангаре проводились сварочные работы. К сожалению, в истории человечества, это не первый случай, когда ошибка человека приводит к сильному взрыву в порту, который, в свою очередь, уничтожает город. В этой статье мы расскажем о трёх самых известных взрывах в истории человечества, приведших к уничтожению порта и города.

Галифакс

В обеих мировых войнах канадский Галифакс играл важную роль в военных перевозках через Северную Атлантику. Суда, перевозящие военные грузы, загружались во многих американских портах. После загрузки они приходили в Галифакс, где происходило формирование конвоев для следования в Европу. Часто на рейде порта находились суда с очень опасным грузом. Один раз это привело к трагедии.

Первая Мировая война подходила к концу. .6 декабря 1917 года французский военный транспорт «Монблан» входил на рейд порта Галифакс. «Монблан» был построен в 1899 году в Англии, принадлежал известной французской судоходной фирме «Компани женераль трансатлантик» - «Compagnie Générale Transatlantique». Капитаном парохода был Эме Лё Медек. Пароход брал на борт 3 121 тонну груза. «Монблан» загрузили в Нью-Йорке. На борту парохода находилось 2 300 тонн пироксилиновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках. Порт назначения – Бордо. С таким опасным грузом, состоящим из одной взрывчатки, пароход следовал из Нью-Йорка в Галифакс. Там, во внутренней гавани города, формировались конвои для пересечения Северной Атлантики.

Панорама разрушенного Галифакса. Фото: wikipedia/W.G. MacLaughlan
Панорама разрушенного Галифакса. Фото: wikipedia/W.G. MacLaughlan

Вечером 5 декабря «Монблан» прибыл на внешний рейд Галифакса, и стал ждать разрешения на вход в порт. Прибывший на борт парохода лоцман, узнав об опасном характере груза, затребовал в администрации порта специальный корабль сопровождения, но в этом ему было отказано.

Норвежский пароход «Имо» SS «Imo» совершал рейс из Нидерландов в порт Нью-Йорка. В Галифакс он зашёл для бункеровки. Уголь доставили несколько позже, чем планировалось, поэтому выход парохода с внутреннего рейда состоялось ночью. Командовал «Имо» капитан Хокон Фром.

По теме

В этой статье мы не будем подробно описывать обстоятельства столкновения пароходов, и анализировать, действия капитанов. Этот случай широко описан в интернете, и желающие могут без труда отыскать подробности. Стоит упомянуть только один факт. У каждого порта есть свои правила входа в порт и выхода из него. Перед столкновением по фарватеру двигались четыре судна, и только «Монблан» шел по правилам, установленным портом. Трюмы, набитые взрывчаткой давили на сознание капитана. После столкновения на «Монблане» начался пожар, приведший к взрыву на пароходе. Из-за взрыва были полностью уничтожены порт и городской район Ричмонд. 2 000 человек погибли под обломками зданий, а так же из-за волны высотой 18(!) метров, возникшей после взрыва. На несколько мгновений показалось дно бухты. 9 000 человек были ранены и несколько сотен потеряли зрение. Взрыв в Галифаксе считают самым мощным не ядерным взрывом в истории человечества. Его эквивалент – 2,9 килотонн тротила. Можно упомянуть еще несколько фактов, характеризующих силу взрыва. Ствол носовой 90-мм пушки «Монблана» был найден в 5,6 километрах от места взрыва, а часть якоря, весом в полтонны – в 3,2 километра. Своеобразный рекорд был поставлен куском шпангоута парохода весом в 100 килограмм. Его нашли в 19 километрах от места взрыва!

Облако дыма поднялось на высоту 3 600 метров. Ударную волну ощутили в городке, расположенном в 207 километров от Галифакса.

Суд распределил вину поровну между капитанами «Монблана» и «Ино». С этим решением не согласилась французская судоходная компания. Спустя 100 лет после трагедии приходит понимание, что основная вина лежит на портовой администрации Галифакса, которая не обеспечила выполнение своих же требований по входу и выходу из порта.

Разрушенный Галифакс
Разрушенный Галифакс
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Бомбей

14 апреля 1944 года. В порту индийского города Бомбей – сегодня город называется Мумбаи, в доке Виктория стоял на разгрузке пароход «Форт Стайкин» SS «Fort Stikine». Он принадлежал к грузовым судам типа «Форт» - английскому эквиваленту знаменитых американских пароходов типа «Либерти» - грузовых судов массовой постройки военного времени. Пароход имел водоизмещение 7 142 тонны. «Форт Стайкин» привез в Бомбей опасный груз весом более 1 100 тонн - авиабомбы, детонаторы, снаряды, фальшфейеры, торпеды, мины, взрывчатка. Кроме этого, на борту находилось 1 233 тонны хлопка-сырца и ряд других грузов, включая такой необычный, как 124 слитка золота. Еще в порту отправления «Форт Стайкин» был загружен не по правилам.

Капитан парохода Александр Джеймс Найсмит выразил против такой загрузки протест, но получил ответ – идет война, и все торговые суда должны быть загружены максимально. Когда пароход стали разгружать в Бомбее, то местные портовые власти, то же нарушили все нормы и правила. На борту находилось два груза «особой срочности и опасности» - хлопок и взрывчатка. Их необходимо было разгрузить в первую очередь. Фактически же боеприпасы начали выгружать только к полудню, хлопок не трогали вообще, зато докеры начали разгружать металлолом и рыбные удобрения. Когда почти весь металлолом был выгружен, один из матросов соседнего парохода «Иран» заметил струйку дыма из трюма №2, в котором находился хлопок. Этот дым заметили моряки других судов и даже пожарные порта Бомбей. Однако они не предприняли никаких действий, объяснив позже такое своё поведение тем, что надеялись, что экипаж парохода сам справится с возгоранием! Наконец, экипаж парохода заметил дым и приступил к тушению пожара. Были вызваны и пожарные порта. Однако и после оповещения они проявили преступную небрежность. С борта парохода было поручено передать в диспетчерскую пожарной службы сигнал «Особо опасный пожар», однако был передан сигнал о простом пожаре. Из-за этого к борту парохода прибыли всего две пожарные команды. Когда пожарные поняли, что находится на борту судна, прибыли ещё восемь пожарных расчетов и несколько противопожарных судов. Трюм с хлопком стали заливать водой. Но это не помогало. Один из участков борта раскалился настолько, что на нем стала лопаться краска. Именно там и был очаг пожара. На причале собралась толпа зевак. Их никто не предупредил об опасном грузе на борту «Форт Стайкин».

По теме

Пожар разгорался. Загорелись ящики с взрывчаткой. В 16-06 по местному времени произошёл взрыв. Он был такой силы, что поднятая им взрывная волна подняла судно «Джалампада» водоизмещением 4 000 тонн и положила на крышу одного из складов, высота которого была 17 метров! Через 34 минуты прогремел второй взрыв. Части паровой машины «Форт Стайкин» были обнаружены на улице города в километре от порта, а якорь парохода, весом в три тонны улетел в сторону открытого моря и упал на небольшое рыболовецкое судно, естественно потопив последнее. Горящие кипы хлопка подожгли все строения в радиусе 900 метров от места взрыва. Сильный ветер с моря погнал стену огня на город. Для спасения города было принято трудное решение. Были взорваны все городские кварталы, опоясывающие порт шириной в четверть мили. Только это спасло Бомбей от тотального разрушения, хотя пожары в городе тушили ещё две недели. Порт был разрушен. Погибли четыре судна, серьезно пострадали 10. Ни один золотой слиток обнаружен не был.

По официальным данным погибло 1 376 человек, в больницы поступило 2 408 раненых, 42 человека лишились конечностей. До сих пор старики делят время на «до взрыва» и «после взрыва».

Вина за эту катастрофу так же целиком лежит на администрации порта, проигнорировавшей опасный характер груза, и на пожарных, которые приступили к тушению очень поздно, и неправильно выстроили тактику борьбы с пожаром.

Тексас-Сити

После окончания Второй Мировой войны американский город Тексас-Сити был одним из центров нефтеперерабатывающей и химической промышленности США. В городе находились шесть нефтеперегонных заводов, нефтехранилища, химкомбинат и склад химикатов. Кроме этого город был перевалочным пунктом по экспорту химических удобрений. Их производили на заводах в штатах Небраска и Айова, доставляли в порт Тексас-Сите и грузили на суда. Забегая вперед, скажем, что на весь Тексас-Сити с его заводами и нефтехранилищами было всего 50 пожарных.

16 апреля 1947 года в порту города Тексас-Сити грузился французский пароход «Гранкан» - SS «Grandcamp». Это был пароход типа «Либерти» - транспорты военного времени, которые в массовом количестве строились в США. Всего за годы Второй Мировой войны были построены 2 751 грузовых судов типа «Либерти». И хотя первоначально предполагалось, что «Либерти» - это суда «на один рейс», пароходы получились надёжными, и после войны американцы продавали и передавали «Либерти» почти всем странам. Такие пароходы входили и в состав Министерства Морского флота СССР. Водоизмещение пароходов типа «Либерти» составляло 14 450 тонн.

В тот день в порту проводилась погрузка на еще два судна На «Wilson B. Keene» успели погрузить 300 тонн селитры, а «High Flyer» был загружен аммиачной селитрой и 2 000 тонн серы. На борт «Гранкана» было погружено около 2 100 тонн нитрата аммония – аммиачной селитры. Капитаном судна был Шарль де Гийбон. Ко дню трагедии судно грузилось уже 4 дня. Аммиачную селитру грузили в 100-фунтовых бумажных мешках. Такая практика была грубейшим нарушением правил безопасности – тара для такого опасного груза должна была быть только металлической. Забегая вперед, скажем, что в порту грузчикам при погрузке столь опасного груза официально были разрешены перекуры на рабочем месте. В 8-00. когда началась погрузка, кто-то заметил идущий из трюмов дым. Трюм стали заливать водой, но это не дало никакого эффекта. Тогда помощник капитана приказал задраить люки трюмов и пустить в трюмы пар. В результате такого решения через несколько минут крышки люков были сорваны, и из трюмов показался открытый огонь. Команда покинула пароход. Им на смену прибыли 27 – из 50 – городских пожарных. На причале собралась толпа зевак. В 9-12 раздался мощный взрыв. Он был такой силы, что у пирса на несколько мгновений обнажилось дно. Баржа-бункеровщик, пришвартованная к борту «Гринкана», была выброшена на причал в 70 метрах от парохода и приземлилась на крыши легковых машин, естественно, раздавив их.

Тексас-Сити, сгоревшая парковка. Фото: wikipedia/University of Houston Digital Library
Тексас-Сити, сгоревшая парковка. Фото: wikipedia/University of Houston Digital Library

Взрывной волной (не осколками, а именно взрывной волной) были сбиты два легкомоторных самолета, по несчастью пролетавших над портом. Куски парохода разлетелись на три километра. Тексас-Сити загорелся. Положение усугубилось тем, что из 50 городских пожарных, 27 погибли на «Гранкане».

В 13-10 взорвались два парохода, на которых производилась погрузка - «Wilson B. Keene» и «High Flyer». Их взрывы вызвали новую волну пожаров. Для борьбы с огнем с ближайшей военной базы был переброшен полк солдат. Пожары в городе тушили трое суток.

В результате трагедии погибли 581 человек при взрыве и еще около 1 000 в результате пожаров в городе, 113 пропали без вести, ранены 5 000 человек. Полностью разрушен порт, уничтожено 65% зданий в городе и 75% всей нефтеперерабатывающих и химических заводов и хранилищ. Имущественный ущерб оценивался в 100 миллионов долларов в ценах 1947 года.

После такой трагедии Сенат США провел специальное расследование. Были обвинены производители селитры за то, что они сознательно не упаковывали селитру в герметичные металлические емкости. Было выдвинуто обвинение в адрес администрации порта по поводу разрешение курение грузчиками при погрузке таких опасных грузов. Комиссия заявила, что вероятной причиной пожара стал окурок, попавший в трюм. Досталось и пожарным города, хотя больше половины их погибла. Их обвинили в том, что они не знали, как тушить загоревшуюся селитру.

Американцы не были бы американцами, если бы не подали коллективный иск к Правительству США. В 1950 году окружной суд признал Федеральное Правительство виновным. Но в 1952 году Апелляционный суд отменил это решение.

Заключение

Все эти катастрофы объединяет одна общая черта. После того, как происходит трагедия, люди спрашивают: «Разве не понятно, что так делать нельзя?» Разве не понятно, что нельзя в ангаре с аммиачной селитрой проводить сварочные работы? Разве не понятно, что нельзя курить при погрузке особо взрывоопасных грузов? Разве не понятно, что надо чётко выполнять инструкции и правила? Но люди задаются такими вопросами только после трагедии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2020 15:36
Комментарии 0
Наверх