Версия // Конфликт // Дело швейцарского арт-дилера показало грязь рынка прекрасного

Дело швейцарского арт-дилера показало грязь рынка прекрасного

7651

Фальшивая жизнь

Ив Бувье
В разделе

Судебный спор между российским предпринимателем и коллекционером Дмитрием Рыболовлевым и владельцем компании Natural Le Coultre Ивом Бувье на сумму, оцениваемую в $0,5-1 млрд, стал крупнейшим за последние годы. Конфликт высветил проблемы мирового арт-рынка, традиционно функционирующего практически без правового регулирования и защиты его участников.

Вложения в предметы искусства всегда считались одним из самых выгодных видов инвестиций, ведь количество шедевров известных мастеров ограничено, а время лишь повышает их оценку. За последние десять лет суммарный рост продаж произведений искусства в денежном выражении во всем мире оценивается почти в два с лишним раза, при том что число сделок выросло менее чем на четверть.

Коллекционеры до сих пор покупают у художников их новые полотна, но основная часть рынка исторических вещей проходит ныне через руки арт-дилеров. Считается, что сегодня на мировом рынке искусства работают более 70 тысяч дилеров, зарабатывая комиссионные на каждой сделке.

На арт-рынке также действуют сотни тысяч частных экспертов и сотрудников картинных галерей, которые дают заключения о подлинности полотен. Соблазн переступить тонкую грань между статусом эксперта, своей репутацией отвечающего за достоверность оценки, и дилером, заинтересованным только в большей прибыли, регулярно приводят к конфликтным ситуациям, в которых порой годами разбираются суды.

Один из самых знаменитых случаев фальшивок и громких дел связан с продажей Christie's фонду Виктора Вексельберга Aurora Fine Arts Investment в 2005 году за 1,7 млн английских фунтов фальшивой картины Бориса Кустодиева «Одалиска». Через год эксперт по русскому искусству и сотрудник Третьяковской галереи Владимир Петров выдал отрицательную экспертизу на работу. Представители фонда попытались расторгнуть сделку и вернуть деньги, но в Christie's ответили отказом. Судьбу полотна решила публикации в 2009 году Каталога подделок произведений живописи под эгидой Росохранкультуры: «Одалиска» в этом издании прямо числилась в списке фальшивок под первым номером, причем составители подтверждали это заключениями экспертов из Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Фонд Вексельберга подал в суд на Christie's. Дело тянулось несколько лет, и в 2012 году Christie's был вынужден выплатить Вексельбергу 2,7 млн фунтов (стоимость картины плюс юридические расходы).

Кроме фальшивок, рынок картин сотрясают ценовые перипетии. Несколько лет назад, рассказывает «КП», ведущие мировые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, на которые приходится почти треть всех аукционных продаж произведений искусства, обвинили в ценовом сговоре, завышении комиссионных платежей и обмане продавцов антиквариата на 446 млн. евро. По решению американского суда Sotheby's заплатил многомиллионные штрафы, а бывший глава аукционного дома Альфред Таубман провел год в тюрьме и лично заплатил штраф в 7,5 миллиона долларов.

Окончательный диагноз рынку поставили крупные скандалы, причем в трех из топ-10 арт-скандалов последнего времени фигурирует Ив Бувье. Фигура Бувье по-своему легендарная на элитном арт-рынке. Он известен созданием схемы «свободного порта», своеобразного дьюти-фри для произведений искусства. Ему принадлежат фрипорты в Женеве, Цюрихе, Сингапуре и Люксембурге.

По теме

В этих официально числящихся складами гигантских помещениях (площадь Beijing Freeport of Culture в Пекине составляет 120 000 кв. метров, в создании которого участвовал Бувье), на деле представляющих собой симбиоз галереи-хранилища, могут по много лет находиться произведения искусства «разной степени прозрачности», порой меняя владельцев, но не свое местопребывание. Режим «свободного порта» означает условия свободной налоговой зоны, в которую предметы искусства ввозятся без уплаты таможенных пошлин и, добавим, особого контроля, что позволяет использовать фрипорты для отмывания денег.

С Бувье охотно сотрудничали музеи и коллекционеры мира, пока в 2015 году Дмитрий Рыболовлев не подал на швейцарского подданного Ива Бувье иски в суды Монако и Сингапура. Рыболовлев обвинял Бувье в завышении цен на приобретенные картины на сумму почти 1,05 млрд долларов и присвоении средств.

За почти 13 лет сотрудничества Рыболовлев при посредничестве Бувье купил 37 шедевров мирового искусства на сумму более 1 млрд долларов. Бувье по поручению Рыболовлева договаривался с предыдущими собственниками полотен, но для своего клиента выставлял окончательную сумму порой почти в два раза выше, чем просили собственники. В суде Бувье утверждал, что выступал не только консультантом, но и дилером, , которому позволено определять размер своих комиссионных. Рыболовлев со своей стороны предъявил договор, согласно которому Бувье причиталось 2% от суммы продажи и ничего более. Бувье арестовали, но скоро выпустили под залог. Дело продолжается.

История с Рыболовлевым и Бувье всколыхнула арт-рынок, участники которого традиционно старались разрешать свои споры без публичной огласки. Оказалось, что Бувье замешан еще в двух неприятных историях.

С 2013 года до настоящего времени тянется иск на $127,5 млн Консорциума дилеров против Ива Бувье и Sotheby's по поводу картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Дилеры при посредничестве Sotheby's в 2013 году за $80 млн продали полотно Иву Бувье, который перепродал его Рыболовлеву за $127,5 млн. Участники консорциума дилеров считают, что Бувье нанес им ущерб в виде упущенной выгоды. Суду предстоит выяснить, почему представители Sotheby’s пошли на непрозрачную сделку с Бувье.

Во Франции продолжается судебное разбирательство по поводу двух портретов кисти Пабло Пикассо Жаклин Рок Пикассо − матери истицы, падчерицы художника Катрин Ютен-Блэ. Г-жа Ютен-Бле, по ее собственным словам, обнаружила два портрета своей матери, второй жены знаменитого художника, в перечне произведений, принадлежащих Рыболовлеву. Эти картины, а также еще 58 эскизов кисти Пикассо Ив Бувье продал фонду Рыболовлева в общей сложности за 27 млн евро. Катрин Ютен-Бле утверждает, что никогда не продавала полотна, но имеются доказательства, что она не только знала арт-дилера, но и сотрудничала с ним. В возбужденном в 2015 году деле много неясностей, полиция подозревает его участников в лжесвидетельстве.

Как пишет Newyorker, Бувье в деле Рыболовлева был безжалостен в эксплуатации тех фактов, которые остались недосказанными. Полотно «Играющий на флейте и обнаженная женщина», которую Бувье продал Рыболовлеву за двадцать пять миллионов евро, он купил за день до этого всего за три с половиной миллиона. Люди, близкие к вопросам искусства считают, что Бувье очернил идею, кем должен быть арт-дилер и использовал любую двусмысленность в деле, которое предполагает торговлю по-джентльменски. Однако ущерб, нанесенный арт-рынку, связан, писали СМИ, в основном с наглостью Бувье и грубостью его достижений. Если верить информации из Википедии, по наблюдению журналиста Newyorker, беседовавшего с Бувье, он напоминает «животного, занятого падалью, типа шакала». В то же время открытые источники сообщают, что в «непрозрачные сделки» Бувье помимо дилеров и посредников могли быть вовлечены контрабандисты и персоны, занятые отмыванием денежных средств. Эксперты утверждают, что торговля краденным антиквариатом и подделками в последние сорок лет стала по доходности третьим криминальным бизнесом после наркотиков и оружия.

Адекватная цена на произведение искусства такое же необходимое условие инвестиций в него, как и подлинность. Описанные и другие скандалы стали подрывать веру инвесторов в надежность арт-рынка, в 2015 году мировой оборот произведений искусства снизился на 7% по сравнению с предыдущим годом, в 2016, по оценкам, падение составит 6%.

Дмитрий Рыболовлев пришел на арт-рынок из бизнеса, где прозрачность и открытость сделок является непреложным правилом. Его намерение не скрывать деталей, публично решать возникающие проблемы, вызывало у многих игроков этого рынка неприятие, а то и осуждение. Но, похоже, что без такого инвестиционного подхода невозможно оздоровление рынка, на котором вращаются не просто ценности, а объекты культурного достояния человечества.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.03.2017 17:10
Комментарии 0
Наверх