Версия // Власть // Чиновники и коммерсанты превращают День Победы в товар

Чиновники и коммерсанты превращают День Победы в товар

3010

Звенят монеты под фанфары

Для одних День Победы – святой праздник, для других – повод заработать. фото: LORI
В разделе

КПРФ выступила с инициативой наказывать принудительными работами за оскорбление чувств ветеранов Великой Отечественной войны – по аналогии с тем, как защищает чувства верующих уже действующий закон. По мнению экспертов, такой закон вряд ли будет принят по причине своей смысловой неконкретности.

Однако, глядя на то, каким образом последние годы в нашей стране отмечается День Победы, невольно приходишь к выводу, что пора всё же вводить какие-то механизмы, поскольку происходящее уже начинает вгонять в оторопь.

Один из авторов инициативы, коммунист Сергей Обухов, предложил просто внести соответствующее дополнение в статью УК о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий, таким образом объединив верующих с ветеранами. Это легко объяснимо: Обухов был соавтором этого уже действующего закона, принятого по мотивам суда над участницами группы Pussy Riot.

Самое суровое наказание – до трёх лет принудительных работ – предлагается установить для тех, кто будет умышленно искажать информацию о войне, умалять подвиг советских солдат, а также уничтожать или повреждать памятники, связанные с Великой Отечественной войной. В качестве альтернативы может быть выписан штраф в размере до 3 млн рублей. Проект закона уже направлен в правительство и Верховный суд, затем он поступит на рассмотрение Думы. Эксперты назвали проект КПРФ предпраздничным пиаром. Ведь сегодня есть масса оснований заподозрить саму КПРФ в правке имиджа креативными средствами. При этом особо не считаясь ни с чувствами верующих, ни с чувствами ветеранов.

Понтифик с бантиком

Свежий пример: накануне Дня Победы депутат Госдумы от КПРФ Павел Дорохин посетил генеральную аудиенцию папы римского Франциска на площади Святого Петра и вручил понтифику георгиевскую ленту, попросив надеть её в знак солидарности. Фотография папы и Дорохина с георгиевскими бантиками на груди тут же появилась в Интернете. На оскорбление чувств верующих и ветеранов выходка не тянет, но депутату следовало бы понимать, что понтифик не ёлка для украшений и не обезьянка для фотографирования, а георгиевскую ленточку вряд ли стоит впаривать ради «няшных» фото. К тому же пресс-служба Ватикана тут же распространила заявление о том, что понтифик понятия не имел о том, что означает этот символ – в Европе он неизвестен. Да и знай папа о смысле ленточки, скорее всего он всё равно надел бы её, но дело не в этом. Происшествие не повредило ни папе, ни ленточке, зато пошло на пользу самому депутату, который в преддверии парламентских выборов решил таким образом, судя по всему, подправить своё реноме. Заметим, что стезя депутата Дорохина имела и странные зигзаги. Уральские СМИ писали о его погашенной судимости, которую он не особо хотел засвечивать при подаче документов в избирком. Информагентство «Руспрес» уличило коммуниста Дорохина в лоббизме интересов главы «Ростеха» Чемезова и назвало его «близким к беглому олигарху Михаилу Ходорковскому*». По сообщению интернет-газеты «Лента.ру», в 2014 году «письмо от одного и того же человека с некоторым недоумением читали президент Объединённой судостроительной корпорации, губернатор Камчатского края и глава Тюменской области. Автор странной бумаги, зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин, настойчиво советовал чиновникам переводить государственные деньги в рекомендуемые им фирмы...». Так что есть какие грешки замаливать. И использовать георгиевскую ленту не погнушался.

По теме

Страшная пара

Легко вышли из сложной ситуации с массовкой в День Победы петербургские чиновники. Муниципалитеты Кировского района получили поздравительные открытки с «указивкой» «обеспечить участие в Параде не менее 100 человек». Реальное количество людей для торжественного шествия ветеранов и блокадников оказалось меньше запланированного на 700 человек. Поздравительную разнарядку отправили в семь районов.

Нет, чиновников надо отстранить от организации такого хорошего праздника, она в них не нуждается. Пускай они отдыхают в День Победы, чтобы своим неутомимым вмешательством не испытывать на прочность святые струнки душ, ведь они могут не выдержать очередного испытания обязаловкой. Тем более что в процесс включилась другая страшная сила – коммерсанты. Чего стоят многочисленные рекламные плакаты, появившиеся в увеселительных заведениях накануне 9 Мая. «Зажигательное party в честь Дня Победы! Всем пришедшим фронтовые 50 грамм в подарок! Мужской стриптиз от партизана и женский – от медсестры!». Если это не кощунство, то что тогда оно? Вот и супермаркеты подсуетились, предложив россиянам новый товар – готовые рамки под фотографии для участия в шествии Бессмертного полка. При этом в некоторые рамки уже были вставлены солдатские фото. Те, чьи чувства таким образом оскорбили, в суд не подадут.

Беззащитная символика

Чиновников ещё можно как-то приструнить, проконтролировать, уволить, наконец. Но как справиться с коммерсантами? Точнее, с самой борзой частью мастеров прилавка, которая чутко уловила тенденцию к росту патриотизма и пытается извлечь из этого дивиденды.

На прилавки гипермаркетов Санкт-Петербурга ко Дню Победы «выбросили» флажки «Спасибо деду за Победу!», предназначенные для установки на автомобили. Флажки украшены георгиевской лентой, а также изображениями танка M24 с эмблемой армии США – белой пятиконечной звездой. Ну, хорошо, американцы были союзниками и помогали военной техникой. Вот только танки данной модели в Советский Союз никогда не поставлялись. Тогда о чьей победе идёт речь?

Спасибо ещё, что в этом году резко поскромнели магазины для взрослых. Не оттого, что внезапно прониклись чувством высокой ответственности, а после прошлогоднего скандала, когда в екатеринбургском секс-шопе «Казанова 69» ценники на свой специфический товар продавцы украсили изображением… ордена Великой Отечественной войны.

Мы уже привыкли, что небрежность и безответственность стали характерными особенностями рекламных кампаний. Но когда дело касается ляпов на тему Великой Отечественной войны, это особенно удручает. В Кемерове местное телевидение показало ко Дню Победы рекламу. На фоне слогана «Помним, гордимся» был изображён советский солдат. Ещё на картинке присутствовали георгиевская лента и триколор, но… голландский – с последовательностью цветов, присущей флагу Страны тюльпанов. Причём производителем рекламы обозначена не какая-нибудь шарашкина контора, а солидное рекламное агентство «Регион-Кемерово», которое производит рекламные ролики для главных телеканалов страны.

Вот примут депутаты закон об ответственности за оскорбление чувств ветеранов – кое-кому не поздоровится.

Ольга Малинова, профессор НИУ ВШЭ, член Вольного исторического общества:

– Восприятие Великой Отечественной войны продолжает меняться, а неизбежная политизация истории грозит превращением живой личной памяти в элемент грубой пропаганды.

То, что именно великая Победа стала главной опорой политики памяти, нацеленной на формирование новой российской идентичности, вполне закономерно. Это чуть ли не единственное событие российской истории, которое отвечает всем критериям «политической пригодности»: оно актуализировано в массовом сознании, поскольку опирается на солидную инфраструктуру памяти, созданную главным образом в 1970–1980 годах, и пока ещё живую память старшего поколения; имеет широкий спектр символических значений для характеристики «нас» (причём позитивной) и не является предметом противоположных оценок, конкуренция которых воспринимается по принципу игры с нулевой суммой. Вместе с тем в силу скудости «актуализированных» символических ресурсов миф о великой Победе за последние 15 лет стал буквально нашим всем.

К сожалению, такая символическая инфляция влечёт за собой определённые риски, и это тем более тревожно, что опасность обесценивания грозит мифу, который действительно является главной несущей конструкцией российской идентичности.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В городе трёх революций в День Победы зародилась новая традиция. Праздник питерская молодёжь радостно отмечала на высоком уровне: на деревьях, фонарях и даже на Медном всаднике, куда полезла от чувств, желания совершить подвиг и заодно посмотреть Парад Победы. При этом полиция подвиги не пресекала. Молодому человеку с российским флагом даже позволили забраться на самую высокую точку Медного всадника, откуда он победно размахивал флагом.

*
Ходорковский Михаил Борисович внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.05.2016 14:25
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх