Версия // Власть // Чем будет заниматься министерство по делам ветеранов

Чем будет заниматься министерство по делам ветеранов

4656

За заслуги перед отечеством

Военные пенсионеры готовы использовать любые аргументы, чтобы быть услышанными властью. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Не исключено, что в ближайшее время в российском правительстве появится ещё одно ведомство – Федеральное агентство по делам ветеранов. Первые заседания, посвящённые необходимости его создания, уже прошли в Государственной думе и Общественной палате РФ. Теперь слово за премьером Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым. Корреспондент «Нашей Версии» попытался проанализировать возможный круг его будущих полномочий.

Подшефными федерального агентства станут свыше 25 млн. ветеранов. Из них более 1 млн. воевали в «горячих точках», а 117 тыс. – участники Великой Отечественной. При такой их численности даже удивительно, что до сих пор в нашей стране не было специализированного ведомства, которое занималось бы их проблемами. При этом согласно федеральному закону «О ветеранах», к ним относятся и ветераны Великой Отечественной войны, и отставные военнослужащие, и ветераны боевых действий в различных «горячих точках», и ветераны государственной службы, и ветераны труда. Особую неразбериху вносит то обстоятельство, что один и тот же россиянин может быть ветераном сразу по нескольким пунктам. Например, военнослужащий, прослуживший более 20 лет, в том числе и в Чеченской Республике, одновременно является носителем двух льготных статусов – боевых действий и военной службы.

Впрочем, даже подобное совмещение не очень помогает ветеранам сводить концы с концами. В среднем, по данным Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, после оплаты коммунальных услуг и расходов на питание у пенсионера остаётся 421 рубль. На такие деньги не проживёшь.

Министерства, курирующие проблемы ветеранов, существуют во многих странах мира, например в США, Канаде, Австралии, Франции. В их ведении находятся государственные ассигнования на эти цели, они же и контролируют их использование. Причём в США министерство по делам ветеранов было создано ещё в 1930 году, когда их число не превышало 4 млн. человек. А нынешний бюджет министерства по делам ветеранов США, которых сейчас порядка 60 млн. человек, составил в 2007 году 97 млрд. долларов. Это примерно два бюджета Минобороны РФ! Впрочем, и в США до решения проблем бывших военнослужащих далеко. Так, каждый четвёртый (!) бездомный в Америке является ветераном. И среди них не только люди старшего возраста, но и участники боевых действий в Ираке и Афганистане.

Действуют такие госструктуры и на территории СНГ – на Украине и в Белоруссии. А вот в России, по словам председателя Комиссии ОП РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александра Каньшина, «на сегодня проблемами ветеранов занимаются целых 27 (!) ведомств». Но ведь не зря говорят, что у семи нянек дитя без глазу!

Профильной организацией по делам ветеранов является Министерство здравоохранения и социального развития, где существует департамент развития социальной защиты. А в нём, в свою очередь, функционирует отдел по вопросам социальной защиты ветеранов. Во всём министерстве этой темой ведает один-единственный отдел. Понятно, что он не в силах освоить весь массив «ветеранских» проблем. Их решение федеральный центр в значительной степени переложил на хилые финансовые плечи субъектов РФ.

По теме

Но разве можно сравнить финансовые возможности Москвы и Санкт-Петербурга с Курганской, к примеру, или Тамбовской областью? А что получается в результате? Что даже воевавшие бок о бок участники боевых действий имеют несопоставимые по уровню льготы. Так, в Татарстане, например, пенсионерам выделили по 200 рублей в месяц на льготный проезд, а про ветеранов военной службы забыли. Но эти люди защищали не отдельно взятые Курскую или Нижегородскую область, а всю страну!..

Количество «ветеранских» проблем многократно увеличилось и после принятия печально известного федерального закона № 122, более известного как монетизация льгот, в результате которого многие ветераны лишились прежних, и без того скудных, привилегий.

Дело в том, что если до 2005 года ветераны военной службы и ветераны труда обладали абсолютно равным социальным статусом, то после принятия закона № 122 многие субъекты РФ исключили бывших военнослужащих из сферы соцзащиты, сохранив право на льготы только ветеранам труда. Не зря в армейской среде пресловутый закон об отмене льгот частенько называют законом 122-го калибра.

Ведь в соответствии с ним все, кто имеет звание «Ветеран военной службы», но не достиг 60-летнего возраста, лишились 50-процентных льгот по оплате жилья, коммунальных услуг, телефона и его установки. Утратила силу и статья, освобождающая военных пенсионеров от уплаты земельного налога и налога на имущество. Эти льготы заменили денежной надбавкой, которая не индексировалась, невзирая на повышение прожиточного минимума и рост инфляции.

Неудивительно, но именно военнослужащие и стали самыми настойчивыми лоббистами создания новой правительственной структуры, которая должна заменить небольшое подразделение по делам ветеранов, существующее в Министерстве обороны РФ. По словам зампреда Госдумы от «Единой России» Надежды Герасимовой, ветераны военной службы «неоднозначно и весьма болезненно» восприняли в 2004 году замену льгот на денежные компенсации.

А первый зампред Комитета Госдумы по делам ветеранов Франц Клинцевич и вовсе назвал военнослужащих запаса и их семьи самым незащищённым слоем населения в вопросах уровня пенсий, обеспечения жильём и трудоустройства.

Согласно данным Клинцевича, на сегодняшний день пенсия ушедших из рядов Вооружённых сил людей составляет в среднем 25% денежного довольствия военнослужащих, в то время как в 1985–1990 годах это соотношение составляло до 80%. Цифры вообще поражают: Лишь каждый пятый из участников боевых действий получил необходимую реабилитационную помощь. Вообще же, по словам Клинцевича, «объём совокупных денежных доходов у семей ветеранов военной службы порой даже ниже регионального прожиточного минимума, а продолжающийся рост тарифов на ЖКХ и другие услуги отбрасывает ветеранов военной службы и их семьи за черту бедности. После увольнения с военной службы 80% военных инвалидов не получили никакой медицинской реабилитации и помощи от государства».

Кстати, помимо констатации этих и других печальных фактов ветераны подготовили целый ряд конкретных рекомендаций будущему федеральному агентству. В первую очередь речь идёт о жилищной проблеме. На 2007 год в списках не имеющих жилья числились более 130 тыс. семей военнослужащих, и ещё около 31 тыс. нуждались в улучшении жилищных условий. Как известно, ветеранам военной службы вручают государственные жилищные сертификаты, на которые, дескать, те и должны покупать себе квартиры. Однако суммы, указанные на бумагах, просто несоизмеримы с рыночной стоимостью квадратных метров. По словам Клинцевича, они «в лучшем случае погашают половину стоимости жилья». На Минобороны ветераны свои надежды уже не возлагают. Там ясно и чётко заявили, что готовы увеличить выплаты по стоимости квадратного метра, но лишь за счёт сокращения общего количества сертификатов. То есть квартиры будут доставаться только избранным.

Вторая по важности проблема – это размер пенсии. На сегодняшний день для бывших военнослужащих она составляет в среднем лишь 25% денежного довольствия тех, кто до сих пор в рядах Вооружённых сил. И если гражданские пенсии индексируются в соответствии с инфляцией два раза в год, то военные за последние пять лет – лишь дважды. При этом военные пенсионеры лишены права на вторую пенсию – по инвалидности, а размер надбавки к пенсии в связи с достижением 80-летнего возраста для них в несколько раз ниже, чем для лиц, получающих трудовые пенсии. В итоге пенсии фронтовиков зачастую гораздо меньше, чем у тех, кто не воевал на фронте. Разница есть и в надбавке за уход за пенсионером, достигшим 80-летнего возраста, и опять не в пользу военных. Если у гражданских надбавка – 650 рублей, то у военных – 240 рублей.

А пока государство пытается улучшать условия жизни бывших защитников Родины, они вынуждены искать обходные пути. Так, в Госдуму внесён законопроект, разрешающий выплату второй, трудовой пенсии тем военным пенсионерам, которые отработали после ухода из армейских рядов по 15–20 лет на «гражданке». Ведь до сих пор они отчисляли в Пенсионный фонд РФ положенные проценты, но не имели права ими распоряжаться. Работающие военные пенсионеры оказались вне сферы действия страхового принципа формирования пенсии. Будущее Федеральное агентство может помочь протолкнуть этот законопроект, и военные пенсионеры будут иметь право на одновременное получение и пенсии за выслугу лет, и страховой части трудовой пенсии.

Ещё один спорный вопрос – приобретение статуса ветерана боевых действий. По нынешнему закону он даёт право на бесплатный проезд на муниципальном транспорте, 50-процентную оплату жилья, льготы по медицинскому обеспечению и обеспечению лекарствами. Однако этот статус имеют только участники «контртеррористических операций» на Северном Кавказе и боевых действий на территории других государств: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Венгрия, Китай, Сирия... В этом списке нет ни одной из бывших республик СССР, где в конце 80-х – начале 90-х годов велись боевые действия с участием российских военнослужащих.

Так, в Госдуме с 2001 года лежит законопроект, расширяющий действие закона на граждан РФ, выполнявших военные задачи в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Дагестане, Таджикистане, в условиях грузино-осетинского, грузино-абхазского, осетино-ингушского конфликтов, в стратегической операции «Анадырь», в ходе Карибского кризиса 1962 года, в американо-вьетнамской войне 1964–1973 годов. Однако его рассмотрение до настоящего времени так и не состоялось. После долгих и настойчивых жалоб Минобороны начало разрабатывать план предоставления статуса ветеранов боевых действий тем участникам «миротворческих операций», кто стал инвалидом или был награждён орденами и медалями. Но остальные опять остаются за бортом. Можно предположить, что с образованием федерального агентства по делам ветеранов к ним наконец-то отнесут всех участников вооружённых конфликтов и миротворческих операций.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.07.2008 12:08
Комментарии 0
Наверх