Версия // Бизнес // Чего ждёт страна от «Ростеха»?

Чего ждёт страна от «Ростеха»?

5237

Дело техников

Чего ждёт страна от «Ростеха»?
(фото: Ростислав Нетисов/РИА Новости)
В разделе

В условиях санкционной войны и СВО стало ясно, что на технологическую поддержку извне России вряд ли стоит рассчитывать. Опыт показал: иностранные компании как приходят на отечественный рынок со своими технологиями,так и уходят. Так что в развитии машиностроения и IT нужно исходить в первую очередь из национальных интересов, порой забывая о быстрой прибыли.

Ещё 15 лет назад основная мощь российского машиностроения и оборонки была сконцентрирована в госкорпорации «Рос­тех». В эпоху бурного роста рынка холдинг мог производить впечатление неповоротливого гиганта. Однако теперь сконцентрированный и сохранённый в госкорпорации промышленный потенциал оказался очень нужен стране. Особенно важной видится кооперация предприятий внутри холдинга и синергический эффект, о которых не приходилось бы говорить, разойдись машиностроительные заводы по частным рукам. Для главного технологического холдинга страны настало время «икс», когда он может в полной мере реализовать самые амбициозные планы. «Наша Версия» обозначила пять основных направлений, в которых, на наш взгляд, вклад «Ростеха» сейчас особенно важен для страны.

1. Гражданская авиация

В военном секторе авиастроения уже есть важные победы. Одна из таких – возобновление серийного производства стратегического ракетоносца Ту-160 М, известного как «Белый Лебедь». В конце прошлого года на лётные испытания были переданы две машины – одна абсолютно новая, построенная по современному проекту, вторая – прошедшая глубокую модернизацию.

Тем временем Запад наносит всё новые санкционные удары по российской гражданской авиации. Ещё в прошлом марте из 1367 самолётов российских авиакомпаний было арестовано 78, а затем началась кампания по удушению российской авиации. 400 бортов, взятых в лизинг у западных компаний, юридически находятся в подвешенном состоянии, к тому же есть проблема с запчастями и с обслуживанием за рубежом.

Похоже, проблему могло бы решить только появление российских самолётов. В прошлом году со стапелей отечественных авиазаводов сошло 10 ближнемагистральных самолётов SSJ100, общее число парка этих машин достигло 230. Однако из-за прекращения поставок импортных комплектующих пришлось разработать новую модификацию «импортозамещённого» самолёта. В этом году планируются его лётные испытания, а к декабрю должны быть готовы первые два серийных лайнера. Из-за санкций сдвинулись сроки серийных поставок среднемагистральных МС-21, на которые изначально предполагалось ставить американские двигатели. Также сильно зависело от импортных поставок производство крыла, выполненного из композитных материалов. Всего в проекте предстоит импортозаместить около 80 систем и агрегатов.

По теме

«Программа МС-21 сегодня фактически уже на финишной прямой, – заверяет глава «Ростеха» Сергей Чемезов. – Мы решили проблему с двигателем, с «чёрным крылом». От Росавиации получено одобрение главных изменений в типовую конструкцию, связанных с установкой (двигателя. – Ред.) ПД-14 и крыла из отечественных композитов. В 2023 году планируем начать испытания других систем в составе самолёта, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство».

2. Грузовые машины

Весь прошлый год приходили тревожные новости с КамАЗа: мол, из-за сбоя поставок завод испытывает нехватку даже инструментов. Главное – пришлось постепенно свернуть выпуск модификаций «КамАЗов», разработанных совместно с немецким концерном Daimler (немцы пока сохраняют за собой 15% акций завода, но публично отказались как-то участвовать в работе предприятия). Печально, что в прошлом году завод лишился поставок не только немецких, но и китайских (газовых) двигателей. Теперь ставка сделана на применение российского агрегата Р6, который разрабатывался на заводе с 2014 года, а в серию был запущен в 2019 году (в 2020-м появилась его газовая версия).

В январе 2023 года корпоративная газета «Вести КамАЗа» сообщала, что степень локализации грузовиков «КамАЗ» поколения К5 составит 70–80%, импортные комплектующие будут в основном китайские. «Что касается КамАЗа, то результаты говорят сами за себя, – отмечает Сергей Чемезов. – По итогам 2022 года выпущено почти 44 тыс. автомобилей. То есть производство сохранилось практически на уровне 2021 года, несмотря на ситуацию на рынке и все сложности. После ухода западных партнёров требовалось заместить несколько тысяч комплектующих. В том числе до конца локализовать производство дизельных двигателей и коробок передач. В итоге камазовцы не просто повторили иностранные технологии, а даже улучшили свою продукцию. Например, грузовик К5 получил сниженный расход топлива, стал менее шумным и может заезжать на сервис раз в 150, а не в 120 тыс. километров, как было ранее, – это очень хороший показатель, даже если сравнивать с именитыми мировыми брендами».

3. Турбины для энергетики

В прошлом году эксперты оценивали зависимость России от импортных газовых турбин на 90%. Причём более 75% импорта шло из стран, наложивших на Россию санкции. На китайских поставщиков тоже надежды мало, потому как они связаны с мировыми цепочками поставок и боятся вторичных санкций.

А ведь газовые турбины – это важнейшая часть парогазовых установок, применяемых на современных ТЭЦ и газовых электростанциях.

Главная проблема – отсутствие налаженного производства российских турбин большой мощности (более 100 МВт) и лопаток для газовых турбин, где доля импорта в потреблении составляет 100%, отмечали в прошлом году специалисты Центра комплексных европейских и международных исследований.

Однако в январе появилась новость, что ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае получила новую российскую турбину на 115 МВт. Речь идёт об агрегате ГТД-110М, который разрабатывался в России с 2012 года, но из-за засилья западных брендов не имел шанса выйти на рынок. Теперь ростеховский завод «Сатурн» в Рыбинске планирует выпускать две такие турбины ежегодно. «Полностью оте­чественная разработка, – пояснил произошедшее Сергей Чемезов. – Она заменит иностранные агрегаты, например Siemens и General Electric. Я бы назвал это эпохальным событием».

Замминистра энергетики Евгений Грабчак весной 2022 года говорил: «Два года есть. Два года энергетика на тех ресурсах, которые есть сейчас, выдержит без снижения качества и надёжности энергоснабжения». Так что российский энергомаш имеет шанс наладить производство, а потом, глядишь, и выйти на мировой рынок. Тем временем стало известно, что в этом году «Ростех» планирует передать «Газпрому» первые четыре газотурбинных агрегата ГТА-8 для энергостанции, питающей нефтегазодобывающую платформу. Это оборудование способно работать в условиях Арктики.

4. Боеприпасы

Предпосылок для дипломатического разрешения конфликта на Украине пока не видно. Запад продолжает накачивать страну оружием и боеприпасами к нему. Это значит, что поставки снарядов на поле боя с российской стороны должны быть не менее интенсивными. Американские аналитики говорят, что именно недостаток боеприпасов мог бы стать фактором, сдерживающим российское наступление. Между тем глава «Ростеха» Сергей Чемезов назвал публикации зарубежных СМИ о грядущем «снарядном голоде» Российской армии полной ерундой. «Разговоры, которые сегодня ведут наши недруги, о том, что у России якобы заканчиваются ракеты, снаряды, ещё что-то, – это полная ерунда. По заказу Минобороны мы увеличили в несколько раз производство боеприпасов, а по некоторым видам оно увеличено на несколько порядков», – сказал он в интервью «РИА Новости».

5. Технологичное оружие

Конфликт в Нагорном Карабахе наглядно показал, как современная война превращается в битву технологий. Известия с полей СВО подтверждают наметившуюся тенденцию. Летающие беспилотники, самонаводящиеся боеприпасы и средства борьбы с ними могут обеспечить решающий перевес одной из сторон. Киев получает подобную технику из стран НАТО, кроме того, выпуск беспилотников налажен на Украине.

И какие бы ни ходили слухи о поставках беспилотников для ВС РФ из Ирана, понятно, что надеяться надо в первую очередь на своё. Сейчас «Ростех» открыто говорит о поставках в зону СВО беспилотников «Куб» и «Ланцет». О первых концерн «Калашников» рассказывает так: может барражировать в воздухе, обнаруживая цель, а затем атаковать её вертикальным пикированием. Это позволяет, например, поражать танки, пробивая верхнюю часть башни. «Ланцет» также может работать в режиме барражирующего боеприпаса. Известно, что он имеет интеллектуальные модули наведения и возможность дистанционного управления оператором. На днях Сергей Чемезов заявил, что «Ростех» готовится поставлять Минобороны новый вид дронов, которые способны атаковать противника в составе роя.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2023 11:47
Комментарии 0
Наверх