// // Цены на бензин взлетят в 2018 году после выборов

Цены на бензин взлетят в 2018 году после выборов

15821

Велено терпеть убытки

фото: LORI
В разделе

В наступающем году в России увеличиваются акцизы на автомобильное топливо, что обязательно отразится на его цене. Но акцизы не единственный фактор подорожания. Эксперты считают, что уже сегодня бензин должен стоить заметно больше 40 рублей, а дизельное топливо и вовсе по 50 рублей.

Чтобы разобраться в ситуации, достаточно посмотреть на статистику Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). На днях стоимость тонны зимнего дизельного топлива здесь приблизилась к 48 тыс. рублей. То есть при оптовой закупке – без учёта расходов на транспортировку и хранение, эксплуатационных затрат АЗС – 1 литр дизеля будет стоить больше 40 рублей. Ситуация с бензином ненамного лучше.

Никаких скидок

Оптовые цены растут вопреки тому, что к концу ноября почти все нефтяные компании увеличили продажи бензина на СПбМТСБ на 7%, а дизельного топлива – на 20%. Нефтяники исполнили таким образом предписание ФАС, которая попыталась остановить осенний рост цен. Всего же с начала года, по данным петербургской биржи, Аи-92 вырос на 11,3%, а зимнее дизтопливо – на 13,9%. То есть динамика оптовых цен почти в 3 раза превысила официальный уровень инфляции, которая, согласно прогнозам правительства, к концу года не превысит 4%.

В рознице цены на топливо тоже тянутся вверх, но темпы здесь меньше. Дизель с начала года подорожал на 8,5%. Заправки сдерживают рост. По данным независимого агентства «Аналитика товарных рынков», в декабре убыток при реализации 1 литра дизельного топлива в Москве составлял 3,18 рубля, а в Санкт-Петербурге – 4,9 рубля. В такой ситуации розничным игрокам выгодно сокращать продажи. Потому многие водители уже столкнулись с уменьшением, а то и с полной отменой скидок на АЗС.

Что касается бензина, то с начала года Аи-92 подорожал в рознице на 7%, Аи-95 – на 6,4%. Несмотря на это, один проданный литр 92-го приносит московским заправщикам 2,3 рубля. А в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске АЗС продают бензин практически «в ноль». Как тут не вспомнить официальный мораторий на повышение цен на бензин, введённый накануне выборов 2012 года президентом Дмитрием Медведевым?

«Крупным игрокам хватит запаса прочности. Я думаю, что «Газпром», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ продержатся до мартовских выборов. А вот что будет потом, я даже боюсь представить», – поделился на условиях анонимности менеджер розничного подразделения одной из крупных нефтяных компаний.

Собеседник «Нашей Версии» отметил, что отложенный рост обусловлен биржевыми индексами и будет усилен повышением акцизов на нефтепродукты, которое в следующем году состоится дважды. Хотя есть и другая сторона медали. Крупные игроки, располагающие собственной добычей и переработкой, могли бы не оглядываться на биржевые цены. Но они по-прежнему предпочитают продавать бензин своим сбытовым «дочкам» через СПбМТСБ, по сути, толкая рынок вверх. В начале осени в антимонопольной службе заговорили о том, что хорошо бы запретить такую практику, но нефтяники выступили резко против предложений ФАС.

Вероятно, крупные производители бензина считают, что россияне от них никуда не денутся. А ведь им стоило бы больше ценить отечественного потребителя! Наши водители обеспечивают нефтяникам стабильные продажи, которые не зависят от решений европейских чиновников и политики других нефтедобывающих стран. Примеры перед глазами: в Саудовской Аравии бензин стоит 0,24 доллара (14 рублей), в живущем под санкциями Иране – 0,34 доллара (20 рублей). И это не благотворительность нефтяных шейхов – низкие цены на топливо помогают местной экономике развиваться.

По теме

Государству нужны деньги

В новом году акцизы на бензин будут повышаться дважды: на 50 копеек с 1 января и с 1 июля. По оценке Минфина, это позволит дополнительно привлечь в бюджет около 40 млрд рублей, деньги пойдут на дорожное строительство в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке. С одной стороны, 50 копеек выглядят смешно, с другой – даже эта сумма отразится на цене топлива, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на покупателей. Кстати, по разным оценкам, доля акциза в розничной цене бензина составляет от 20–35%. Если добавить к этому НДПИ и НДС, то получится, что 60% стоимости бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства.

Федеральный бюджет на 2018 год свёрстан с дефицитом почти в 1,3 трлн рублей. И, как отмечают многие аналитики, повышение акцизов на бензин – первое, что приходит в голову правительства в такой ситуации, ведь нефтянка – одна из самых прозрачных и легко «собираемых» отраслей в нашей экономике. Министрам понятны объёмы производства топлива, а потому они могут легко рассчитать поступления в бюджет от повышения акциза. Плюс конечными плательщиками всё равно будут не крупные корпорации, но рядовые автомобилисты. А раз есть у человека автомобиль, то он имеет достаточно денег, чтобы платить за бензин чуть больше. Правда, рост цен на топливо, который снова будет значительно превышать официальный уровень инфляции, может потянуть за собой цены на большинство товаров, и почувствуют его абсолютно все категории граждан, даже те, у кого нет автомобиля.

КСТАТИ

Новому правительству, которое будет назначено после президентских выборов, придётся решать непростую задачу по поиску баланса между крупными социальными обязательствами государства и желанием избежать значительного увеличения долга. Затягивание поясов в такой ситуации выглядит неизбежным. Каких сюрпризов от власти ещё можно ждать гражданам в 2018 году?

Падение рубля

В 2018 году российский рубль продолжит дешеветь по отношению к доллару США. Согласно прогнозу, опубликованному на сайте Минэкономразвития, правительство ожидает «просадку» до 64,7 рубля за доллар. В том же документе говорится, что к 2020-му курс может опуститься до 68 рублей. Ряд независимых аналитиков предполагают, будто в реальности мы увидим доллар по 70 рублей уже в 2018-м, а к 2020 году он будет стоить 100 рублей. Главная примета времени – российская валюта перестала расти вместе с нефтью, сегодня на её курс больше влияют интервенции Минфина, действия Центробанка и финансовые спекулянты. Эксперты считают, что после выборов падение курса уже никто не будет сдерживать, и с тревогой ждут новых санкций с Запада.

Повышение пенсионного возраста

В российском экспертном сообществе сейчас спорят уже не о том, нужно или не нужно увеличивать пенсионный возраст, а о том, когда и насколько его следует повышать. Одни считают, что мужчины и женщины должны выходить на пенсию в одном и том же возрасте, например в 63 года. Другие настаивают, что пенсионный возраст должен повышаться пропорционально: до 60 лет у женщин и до 65 лет у мужчин. При всем при этом «ползучее» повышение пенсионного возраста в нашей стране уже началось. Как писала «Наша Версия», в силовых ведомствах готовят проект закона о повышении нижнего порога выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии. Документ коснётся военнослужащих, сотрудников МВД, МЧС, ФСИН и бойцов Росгвардии. В случае его принятия федеральный бюджет сможет ежегодно экономить сотни миллиардов рублей. Аналогичные меры обсуждаются и в отношении государственных гражданских служащих.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.12.2017 08:44
Копировать текст статьи
Комментарии 3
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх