Версия // Бизнес // Центральным банкам не стоит затягивать с ужесточением монетарной политики

Центральным банкам не стоит затягивать с ужесточением монетарной политики

5360

Тихая смерть жесткой экономии

В разделе

Прошло несколько лет с тех пор, как политики начали обсуждать достоинства бюджетной экономии, и в настоящее время дебаты относительно потенциальных преимуществ использования стимулирования для достижения краткосрочного экономического роста стихают.

Нет сомнений, какая сторона выиграла, и почему. Аскетизм мертв. И поскольку обычные политики продолжают бороться против авангарда популистских выскочек, они, скорее всего, пойдут на смягчение фискальной политики. Или, по крайней мере, будут избегать ее ужесточения - для получения краткосрочных экономических выгод. В то же время они вряд ли прислушаются к предупреждениям о среднесрочных последствиях высоких уровней задолженности, учитывая широко распространенные разговоры о том, что процентные ставки аномально долго остаются низкими.

Одним из подтверждений, что международный консенсус по бюджетно-политическим вопросам достигнут, являются совместные заявления политиков. Последний раз «Большая семерка»* упоминала о важности финансовой консолидации в коммюнике саммита 2013 года, когда она все еще оставалась «большой восьмеркой».

С тех пор в совместных заявлениях содержались аморфные предложения реализации «гибких налоговых стратегий для поддержки роста и обеспечения устойчивости показателей долга к ВВП». Последнее, по-видимому, означает, что он не будет увеличиваться бесконечно, но в отсутствие определенного временного интервала уровень задолженности может варьироваться.

Возражения против аскетизма были понятны в период послефинансового кризиса 2008 года. Монетарная политика ужесточалась, когда рост находился на уровне ниже 2% (после отскока назад в 2010 году), а анализ производственных показателей свидетельствовал, что общая занятость будет недостаточной для быстрого восстановления.

В конце 2012 года, на пике посткризисных дебатов по жесткой экономии, страны с развитой экономикой находились в разгаре многолетнего ужесточения монетарной политики, эквивалентной более чем одному 1% ВВП в год, в соответствии с циклически скорректированными данными первичного баланса от МВФ.

Но так же как фискальная политика ужесточалась, когда циклические экономические условия, казалось, требовали ее ослабления, теперь она ослабляется, когда условия, похоже, требуют ужесточения. Разрыв в объемах производства в странах с развитой экономикой практически исчез, инфляция растет и, согласно прогнозам, мировой экономический рост будет самым существенным с 2010 года.

В 2013 году Япония стала единственной развитой экономикой, которая ослабила фискальную политику. В этом году ужесточить свою монетарную политику намерено Соединенное Королевство, и это предполагает, что недавние политические передряги не изменили фискальную ориентацию страны.

Большинство наблюдателей согласятся с тем, что уровень государственного долга избыточен во многих странах с развитой экономикой, поэтому властям было бы разумно обсудить стратегии их снижения. В конце концов сокращение доли заемных средств связано с отношениями между экономическим ростом и процентными ставками. Чем выше темп роста по отношению к процентным ставкам, тем ниже уровень фискальной консолидации, необходимый для стабилизации или сокращения задолженности.

После недавних выборов в Нидерландах и Франции преобладает мнение, что пик популизма прошел. Но можно также легко утверждать, что популистские идеалы поглощаются более широкими политическими и экономическими задачами. В результате у политиков, особенно в Европе, нет иного выбора кроме как поощрять инклюзивную политику роста и тщательно анализировать потенциальное воздействие, которое данная политика может оказать на распределение доходов.

Эта политическая обстановка вряд ли способствует бюджетной консолидации. Любое увеличение налоговой нагрузки или сокращение расходов должны быть исключительно хорошо продуманы, чтобы не допустить подъема новой популистской волны. Некоторые люди всегда будут терять больше, чем другие, от фискальной консолидации, и решить, представителями кого класса будут эти люди, всегда сложно.

До сих пор такие решения задерживаются по политическим мотивам. Но экономические последствия высокого государственного долга нельзя игнорировать вечно. В США денежная политика уже начинает меняться, и она может быть на грани изменения во всем мире. Так или иначе, налоговым органам придется столкнуться со сложным компромиссом.

*
Минюст внес в реестр иноагентов компанию «Большая семерка»
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.04.2018 14:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх