К середине 1990-х годов в развитии поп-музыки, которая в её рок-сюжетах вращалась, в основном, вокруг да около гранджа, брит-попа, зачатков всяческой инди/альтернативы и андеграундных металл-конструкций, нарисовалась ещё одна любопытная деталь: возникла танцевальная форма, к которой с ходу «прилипло» название World Music с версией World Fusion (в пер. с англ. «Мировой Сплав»). Поговорим об этом далее.
Попытки «приладить» этническую музыку к электронной, предпринимались часто и не всегда безуспешно. Если не копать слишком глубоко, а начать где-то с 1960-х годов с их пытливым вниманием ко всему необычному, то их цепкие «корешки» можно обнаружить ещё у композитора-минималиста Стива Райха, у Джорджа Харрисона, в медитативном, донельзя насыщенном космическо-психоделическими нарративами краут (капустном) роке, который вполне успешно развивали многочисленные немецкие банды, вроде: Amon Duul II, Can, Popol Vuh, Neu!, Faust, Claster, Guru Guru, Tangerine Dream, Harmonia, ранние Kraftwerk, у ряда других самобытных артистов и коллективов.
Особенно отметился здесь такой кудесник звука (также игравший на басу в вышеупомянутой Can) по имени Холгер (или Хольгер) Цукай (или Шукай). Товарищ был весьма подкован в музыке, так как учился у такой величины, как композитор Штокхаузен и не брезговал пополнять свой багаж знаний ничем, что попадалось под руку. Однажды, году этак в 1968, Холгер за несколько дней «слепил» опус под названием «Canaxis», который поразил современников и коллег тем, как неожиданно и в чём-то провидчески соединил (тогда ещё не был распространён термин «микшировать») нежные электронные шумы с довольно заунывными (то ли вьетнамскими, то ли бирманскими) традиционными песнями.
Надо признать, что шаг Цукая был по-своему смелым. Хотя было очевидно, что традиционная музыка звучала и звучит куда более богато, сложно и насыщенно, чем некие искусственные ритмы, с которыми её пытаются срастить! Она, конечно, открыта к экспериментам, но поддаётся им с трудом. Холгер не преминул отметить такую её особенность. Тем не менее, эксперименты продолжил, что впоследствии привело к открытиям эмбиента (где отличился экс-клавишник Roxy Music Брайан Ино), его дальнейшей экспериментальной разновидности «иллбиенту» и нью-эйджу (куда помимо наработок Ино большой вклад внесли талантливые джазовые пианисты Билл Эванс, Кит Джаррет, визионеры Vangelis, Майк Олдфилд и вышеупомянутая формация Tangerine Dream). А также довольно экзотическим, хотя и получившим немалую известность среди адептов, разновидностям техно, транса и даба.
Такова краткая предыстория вопроса. Всепроникающая глобализация 1990-х годов с её стремлениями к повальной унификации, усреднению и остающимися (скажем оптимистично, пока) иллюзиями по лучшему мироустройству и трудно достижимому взаимопониманию между людьми различных культур и мировоззрений, создала свои танцевальные «пугала» и героев, среди которых звучат имена таких артистов, как: Офра Хаза, Халед, разностороннего экс-вокалиста Genesis) Питера Гэбриела (создавшего под крылом звукозаписывающей корпорации Virgin свой собственный лейбл Real World) и пр. А также сонм выпендрёжных команд, среди которых наиболее «травмировали» слух меломанов, такие «монстрики», как: TransGlobal Underground, FunDaMental, Loop Guru…
Расскажем о них по порядку. Но, прежде чем пригласить вас, ознакомиться с нашими дальнейшими выкладками, упомянем ещё одну историю, связанную с некоторыми любопытными деталями по возникновению, внедрению и продвижению на западные музыкальные рынки этно-поп-электронных записей с характерными для стран (так называемого «третьего мира») Азии, Африки, Латинской Америки ритмов.
К середине 1990-х годов было очень модно рекламировать и рассуждать о «встречах различных культур». Некоторые, вовремя соориентировавшиеся в модных на тот момент трендах ушлые дельцы, сделали себе хорошие состояния, например, в книгоиздательстве, напитках (чае/кофе) или косметических средствах. Популярную музыку новые веяния («новыми» их можно назвать, конечно, с некотрой натяжкой, так как конец 1960-х и начало 1970-х отметились ещё и не такими «вывертами») также, не обошли стороной. Кое-кто из критиков, музыкантов и слушателей неожиданно «прозрел» и стал считать, что западная музыка погрязла в высоких технологиях, снобизме и излишней зауми. А всякая экзотика несла в себе тонны духовности, простоты и просветления. Отчасти основания для таких рассуждений были. Но лишь отчасти!
Так как «почва» под такие дискуссии была подготовлена не только вышеупомянутыми артистами, чьим вдохновением, ремеслом и хобби, как раз является создание подобных смысловых конструкций и исследований, но и хитроумными владельцами музыкальных лейблов и магазинов, которым надо было торговать различными записями, сменяя «наживки», чтобы оживлять спрос!
Им позарез нужно было придумать некую «фишку», обозначить особую «полочку», чтобы было, куда ставить немалое количество записей, которые шли под соусами «этно», «фолк», «ворлд», «трайб», «медитация» и так далее. При этом имелась в виду не столько классическая, неоклассическая или религиозная музыка, а та, под которую танцуют, расслабляются или слушают по радио/тв (интернета тогда не было в помине) самые обычные молодые и не очень молодые люди. Так оно и пошло…
Продолжение следует.