Версия // Культура // Браво сыграет 2 декабря в ГЛАВCLUB

Браво сыграет 2 декабря в ГЛАВCLUB

4848

Стиляги из Москвы

В разделе

Браво остается одной из самых живучих - и верных себе - легенд русского рока на протяжении вот уже четвертой декады кряду. За эти годы у ее микрофона побывали такие - ныне самостоятельные звезды, как Жанна Агузарова и Валерий Сюткин, причем как минимум одним каноническим альбомом - будь то «Bravo» или «Стиляги из Москвы» - может похвастаться каждый из составов группы.

Группа была основана осенью 1983 года гитаристом Евгением Хавтаном и ударником Павлом Кузиным, покинувшими группу Постскриптум из-за стилевых разногласий. Вокалисткой нового коллектива стала Жанна Агузарова, известная тогда под псевдонимом «Ивонна Андерс». К группе присоединились саксофонист Александр Степаненко и басист Андрей Конусов. В таком составе зимой 1983 года был записан первый магнитоальбом, распространявшийся через знакомых.

Дебютный концерт Браво состоялся в декабре 1983 года на дискотеке в Крылатском. Музыканты исполняли самую актуальную для того времени музыку: новую волну, свинг, ска, неорокабилли, сочетаемую с элементами джаза, серф-рока, рок-н-ролла, бита и рэгги. Второй концерт группы состоялся 28 января 1984 года в школе № 30 г. Москвы. Вместе с Браво в концерте принимали участие: Звуки Му (дебют группы), Виктор Цой, Сергей Рыженко, экспериментальный дуэт «Рацкевич & Шумов». Концерт 18 марта 1984 года в доме культуры Мосэнерготехпром закончился скандалом. Организаторов и участников нелегального концерта задержала милиция и заставила писать объяснительные. Так как проведение неофициальных концертов нигде не зарегистрированных рок-групп за деньги являлось по советским законам «незаконным предпринимательством» и всячески преследовалось.

Жанна Агузарова несколько месяцев провела под следствием за подделку документов (её паспорт был выписан на имя «Ивонна Андерс», под которым она выступала) и была вынуждена покинуть Москву из-за отсутствия прописки. В её отсутствие в группе значительно поменялся состав, а обязанности вокалиста исполнял Сергей Рыженко. В 1985 году (с началом «перестройки») Жанна вернулась в группу. Браво удалось добиться легального статуса и вступить в Московскую Рок-лабораторию. Первый (одноименный с названием) официальный релиз Браво был записан в 1986 году. Он разошелся тиражом около 5 миллионов копий.

К 1988 году у музыкантов Браво испортились отношения с Агузаровой, предпочитавшей оставаться в андеграунде. Скандалы закончились уходом Жанны. На её место пришла Анна Салмина, спевшая шлягер «Король Оранжевое лето». После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом Жанна Агузарова решила вернуться в Браво, однако в 1988 году она окончательно ушла, чтобы заняться сольной карьерой. Далее на вокале работали Евгений Осин и Ирина Епифанова.

После долгих исканий в 1990 году Браво наконец нашла постоянного вокалиста — им стал Валерий Сюткин, ранее игравший в составе групп Телефон, Зодчие и Фэн-о-мэн (мы писали о пути Валерия Сюткина в статье «70000 над землей»). Поначалу в группе возникли разногласия по поводу его причёски. У Сюткина была внушительная шевелюра, которая не вписывалась в имидж стиляг. После продолжительных прений Валерий все же согласился скорректировать свою прическу и подогнал её под стандарты рок-н-ролла. Оригинальную прическу Сюткина можно увидеть при просмотре самого первого клипа обновленного состава Браво на песню «Вася», в которой должна была состояться презентация нового состава и нового материала. 25 августа 1990 дебютировал новый состав группы:

По теме

Е. Хавтан — гитара, В. Сюткин — вокал, И. Данилкин — ударные, С. Лапин — бас, А. Иванов — саксофон, С. Бушкевич — труба.

В таком составе группа записала свои наиболее известные альбомы: «Стиляги из Москвы», «Московский бит» и «Дорога в облака», с культовыми одноименными песнями.

Песня «Вася» стала первым совместным произведением Хавтана и Сюткина и дала старт очередному витку популярности Браво. Началось с того, что Хавтан наиграл Сюткину музыкальную заготовку и попросил того сочинить какой-нибудь текст про стилягу. Певец тут же придумал сюжет о неком мачо, который известен всей Москве своей крутизной и неотразимостью. Загвоздка возникла только, когда персонажу надо было выбрать имя. Поначалу Хавтан настаивал, что «имя должно быть вычурным (стиляги очень это любили) — например, Эдик». Но Сюткин, напротив, посчитал, что «гораздо прикольнее сыграть на контрасте - пусть супер-пупер-мэн именуется предельно просто». Тут басист Сергей Лапин и ляпнул: «А что если — Вася?». «Только не это!» - взмолился Хавтан, но его таки убедили.

Материал первого альбома был комбинированным: часть песен («Вася», «Держись, пижон!», «Девчонка 16-ти лет») была написана в новом творческом соавторстве Валерия Сюткина и Евгения Хавтана. Сюткин также принёс в коллектив композицию собственного сочинения «Я то, что надо». Трек был включен в альбом наряду с инструментальной композицией «На танцплощадке». Остальной материал альбома был записан ранее и исполнялся предыдущими вокалистами. На альбоме по-новому зазвучали песни «Король Оранжевое лето», «Мне грустно и легко», записанные в соавторстве Евгения Хавтана и лидера группы Бахыт-Компот Вадима Степанцова. Помимо этого, в сборник была включена кавер-версия знаменитого советского шлягера 1960-х «Чёрный кот», спетая Валерием Сюткиным. Новая фонограмма к старым трекам не переписывалась, было произведено наложение вокальных партий Сюткина на уже готовый материал. Сборник вышел в 1990 году.

В октябре 1992 года вышел первый полноценный альбом группы, явившийся результатом двухлетней работы. Все композиции на нём были написаны в тандеме композитора Евгения Хавтана и автора текстов Валерия Сюткина. 10 музыкальных треков звучат около 30 минут. Концепция звучания новых альбомов несколько отличалась от предыдущих работ. Если до этого часто использовались мелодичные гитарные проигрыши и эксперименты с синтезатором вкупе с красивым и мелодичным женским вокалом, то новый звук изменился в сторону классического рок-н-ролла, образцами для которого служил преимущественно классический американский рок-н-ролльный саунд 1950—1960-х годов. Особенно ярким примером служит альбом «Московский бит», состоящий с одной стороны из легких и изящных композиций («Лунатик», «Как жаль», «Вот и все»), а с другой — из зажигательных танцевальных мелодий («Заполярный твист», «Космический рок-н-ролл»), что, в свою очередь, полностью отвечало как духу, так и звуку классических шейка, буги и фокстрота.

После того, как место у микрофона занял Валерий Сюткин, у группы начинается второй виток популярности. Если первая волна успеха была связана преимущественно с романтическими андеграундными символами и эстетикой, то новый имидж был сосредоточен полностью на атрибутике стиляг. Ключевым фетишем сюткинского периода становится галстук. Поклонники на концертах заваливают ими участников группы. Сотни галстуков той поры до сих пор хранятся в коллекциях Сюткина и Хавтана (в интервью Хавтан говорил, что все галстуки давно раздал). Появляется отдельная песня — «Стильный оранжевый галстук». Помимо галстука, стиляга должен был носить просторные пиджак и брюки, в которых было бы удобно танцевать, а также носить тёмные очки и разноцветные значки. В целом этот образ был заимствован из ставшего к тому времени уже классикой стереотипа внешнего вида стиляги, предусматривавшего все вышеперечисленные детали.

По теме

Обновленное Браво объезжает с гастролями большую часть СНГ. Пик популярности Браво пришёлся на 1990—1994 годы. На телевидении появляются клипы группы, занимающие первые места в хит-парадах. Кульминацией второго витка популярности группы становятся юбилейные концерты, посвященные десятилетию группы, проходившие в Москве в 1994 году. В них после долгого перерыва принимала участие Жанна Агузарова. Таким образом группы Браво 1983 и 1993 годов выступили на одной сцене. Завершились концерты совместным исполнением Агузаровой и Сюткиным песни «Ленинградский рок-н-ролл».

В 1994 году бывшие музыканты Браво Денис Мажуков (клавишные), Игорь Данилкин и Дмитрий Гайдуков создают бит-группу Off Beat. 12 августа 1994 года состоялся дебют коллектива в московском клубе «Алябьефф».

В 1995 году Сюткин покидает Браво и начинает успешную сольную карьеру во главе ансамбля Сюткин и Ко. Тогда же в группу вернулись один из её основателей — ударник Павел Кузин и первый саксофонист и клавишник Александр Степаненко. Имя нового вокалиста скрывалось до окончания записи альбома «На перекрёстках весны» и было оглашено только в 1996 году. Им оказался Роберт Ленц (он же остаётся в этой позиции и до сих пор), уже принимавший участие в 1989 году в кастинге на это место. В последние годы и сам Евгений Хавтан также стал исполнять песни в качестве вокалиста.

В 1998 году группа праздновала 15-летие концертным туром «Бравомания», в котором приняли участие также Сюткин и Агузарова. Тур имел большой успех, однако завершающие концерты были отменены из-за неучастия Жанны. В 2004 году группа, отмечая своё 20-летие, снова пригласила своих бывших вокалистов, а также друзей: Гарика Сукачёва, Максима Леонидова, Земфиру, Светлану Сурганову.

В 2008 году в рамках празднования своего 25-летия Браво дала серию концертов: 31 октября в Санкт-Петербурге (специальным гостем была Жанна Агузарова), а 12 ноября в Москве, кроме Жанны Агузаровой, был приглашён Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы», с которым Браво подготовили специальную программу.

Параллельно с работой в Браво Хавтан выпустил несколько альбомов сайд-проектов (рабочее название проекта — «Микки Маус и стилеты»). Его песня «36,6», написанная в соавторстве с Дмитрием «Сидом» Спириным из группы «Тараканы!», возглавляла хит-парад «Чартова Дюжина» одного из известных радио.

В ноябре 2013 года в московском клубе Stadium Live прошёл юбилейный концерт, приуроченный в 30-летию группы, который также был воспринят положительно. 16 октября 2015 года, в день рождения Евгения Хавтана, состоялся релиз альбома «Навсегда», ранее планируемого к юбилею группы. Особенностью альбома было то, что Евгений Хавтан в этот раз выступал в качестве основного вокалиста, сместив Роберта Ленца на второй план.

Отпраздновав 30-летие (и выпустив по его итогам увесистый концертный альбом на всех возможных носителях, включая винил и Blu-ray) Браво не сбавляют оборотов. В 2015 году увидел свет их 13-й альбом «Навсегда», на котором бессменный рулевой группы Евгений Хавтан стал еще и основным вокалистом, а совсем недавно резюме Браво пополнилось сборником «Бравоспектива» и первой авторизованной биографией, представленной на 30 Московской Международной Книжной Выставке Ярмарке осенью 2017 года, о чем мы сообщали («Игра в классики. Часть 6»).

У группы вышло немало разностилевых альбомов: «Браво» (первый магнитоальбом) – 1983; Браво (второй магнитоальбом) – 1985; «BRAVO» - 1987; «Ансамбль Браво» - 1987; «Скажем мы друг другу «Браво!» - 1989; «Стиляги из Москвы» – 1990; «Московский бит» - 1991; «Дорога в облака» - 1994; «На перекрёстках весны» - 1996; «Хиты про любовь» – 1998; «Евгеника» - 2001; «Мода» – 2011; «Навсегда» - 2015.

В 2018 году Браво исполнится 35 лет! К юбилею коллектив планирует выпустить новый альбом. Об этом в интервью "Нашему радио" рассказал лидер Браво Евгений Хавтан:

«У нас грядут большие даты, прямо страшные. Если мы успеем записать пластинку к этой большой дате, это будет лучший подарок. То есть, не будет каких-то «похоронных венков», ну, как это принято, когда все выходят, выносят эти цветы и говорят, какой юбиляр хороший, вроде он уже из ума выжил, а он стоит, улыбается, и не понимает, в чем дело. Мне хочется этого избежать и выпустить пластинку к этой дате».

После концерта, намеченного к проведению 2 декабря в московском «Главclub Green Concert» (Орджоникидзе,11) группа пообещала взять длительную паузу, в которую, видимо, и будет проходить активная работа над новым альбомом.

«Наша Версия» поддерживает концерт Браво информационно. Под занавес скажем, кого мы предполагаем увидеть на сцене клуба 2 декабря:

Евгений Хавтан — уникальные и стандартные гитары, вокал, фронтмен, музыкальные темы и тексты песен (с 1983); Александр Степаненко — клавишные, саксофон, флейта, гитара (lap steel), аккордеон, бубен (1983—1985, с 1994); Павел Кузин — ударные, перкуссия (1983—1989, с 1995); Роберт Ленц — акустическая гитара, электрогитара, губная гармоника, вокал (с 1995); Михаил Грачёв — бас-гитара, контрабас (с 2011).

Начало: 20.00.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.10.2020 21:38
Комментарии 0
Наверх