Версия // Культура // «Блиц» и «Мемуары улитки» – обзор сетевых новинок кино

«Блиц» и «Мемуары улитки» – обзор сетевых новинок кино

2833

Расизм под бомбами

«Блиц» и «Мемуары улитки» – обзор сетевых новинок кино
В разделе

В сети состоялся релиз двух относительно свежих новинок кино: военной исторической драмы от Apple TV+ «Блиц» и австралийского анимационного фильма «Мемуары улитки».

Блиц

(18+)

Реж. – Стив МакКуин

В ролях – Сирша Ронан, Харрис Дикинсон, Бенжамен Клементен, Кэти Бёрк, Пол Уэллер, Стивен Грэм, Джон Маккэй, Адам Сомнер

Производство – Великобритания, США

Военная историческая драма, снял которую Стив МакКуин («Голод», «Стыд», «12 лет рабства», «Вдовы»). В мировой прокат лента попала в начале октября, а на этой неделе вышла на стриминге Apple TV+.

Действие фильма разворачивается в Лондоне в 1940 году. Немецкие бомбардировщики сбрасывают на город снаряды, что являлось частью операции «Блицкриг». Рита (Сирша Ронан) решает отправить своего сына Джорджа (Эллиот Хефернан) в деревню, подальше от авиационных атак. Но тот сбегает обратно в Лондон, чтобы вернуться к маме, попутно встречая разных людей.

Стив МакКуин – режиссёр, который единожды вынырнул из артхаусного кино и тут же получил Оскар за лучший фильм («12 лет рабства»). После подобного триумфа режиссер решил не размениваться на супергероику и не интегрироваться в мейнстрим, а потихонечку вернулся в свою нишу авторского кино, где у него была творческая свобода. Фильмы МакКуина, за исключением «12 лет рабства» никогда не были нацелены на массового зрителя. Они зачастую несли в себе тот или иной социальный посыл, актуальную проблематику.

В «Блице» режиссер в очередной раз затрагивает тему войны. На этот раз Второй мировой, которую Англия прошла от и до. Стив МакКуин и сам уроженец Лондона, поэтому, возможно, картина несёт в себе что-то из истории его семьи. Сценарий к фильму единолично написал сам МакКуин. И уж точно мораль картины родилась в голове её создателя не на пустом месте.

В общем-то, «Блиц» мало впечатлит аудиторию, которая с детства слушала рассказы дедов или смотрела советские фильмы про Великую Отечественную. Конечно, Англия понесла тяжелые потери во время войны, но СССР, значительная часть которого была оккупирована вермахтом, претерпел не меньше боли и страданий. Эта война так или иначе затронула всех. Поэтому вряд ли «Блиц» будет для вас откровением о событиях Второй мировой или чем-то шокирующим, как, например, «Иди и смотри» или фильмы о концлагерях.

К тому же фильм рассказывает не совсем об этом. Режиссер продолжает свои антирасистские исследования. На этот раз он препарирует английское общество, которое из-за многовековой традиции империализма насквозь пропиталось пренебрежением к представителям иных рас. Ирония в том, что англичане стали одними из главных и непримиримых врагов нацистской Германии. Но победить внутренний нацизм оказалось куда сложнее, чем противостоять немецко-фашистским войскам. Именно поэтому фильм повествует не столько о войне с немцами, сколько о борьбе с предрассудками. Герои то и дело попадают в ситуации с явным проявлением расизма, ведь Джордж – мулат, чей отец был депортирован обратно в Африку.

Разумеется, лента не покажет активных боевых действий. Структурно в ней идут рука об руку две сюжетные линии: матери Риты, которая на своём примере демонстрирует, как жилось женщинам в Лондоне в то время, и её сынишки Джорджа, который, спрыгнув с поезда, пешком отправился обратно домой. На пути мальчуган встречает разных людей и сталкивается с ужасами военного времени.

Другое дело, что сценарий написан явно под влиянием уже слегка протухших трендов. Так, на пути Джорджа встречаются хорошие темнокожие и нехорошие белокожие люди. Не прямо все, но перевес очевиден. Не это ли проявление современного расизма – показывать всё под таким углом? Подобное уже давно не ново в Голливуде. Причем сам же МакКуин еще в 2012 году в «12 лет рабства» показывал, что далеко не все белые рабовладельцы являются подонками. Но большая их часть. Здесь похожая история.

Вопросы можно задать и проработке персонажа Джорджа, чьи поступки то слишком взрослые, то слишком детские даже для его небольшого возраста. Ведь именно он – главное действующее лицо фильма. Его глазами зритель наблюдает за тяжестью военного положения для мирного населения. Сирша Ронан, для которой это уже вторая работа в кино за этот год, здесь остаётся на втором плане. Актриса, очевидно, старается подбирать себе тяжелые драматические роли, не размениваясь на попкорновые картины. Роль здесь для неё достаточно проходная, но пожелаем удачи в дальнейшей погоне за Оскаром.

Эпикриз: фильм нельзя назвать плохим, всё же он показывает приближенную к реальности картину войны. С другой стороны, ему практически нечего предложить насмотренному зрителю, ведь на тему Второй мировой снято очень и очень много самых разноплановых лент.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Блиц» (2024), реж. – Стив МакКуин.

Мемуары улитки

(18+)

Реж. – Адам Бенжамин Эллиот

В ролях – Коди Смит-Макфи, Эрик Бана, Сара Снук, Джеки Уивер, Адам Бенжамин Эллиот, Доминик Пинон, Ник Кейв, Магда Шубански

Производство – Австралия

Драматический анимационный фильм из Австралии. Режиссером картины стал Адам Бенжамин Эллиот, знакомый кинозрителям по мультфильму «Мэри и Макс».

Действие мультфильма происходит в Австралии в 70-х годах прошлого века. В центре истории девушка по имени Грейс Пудс, которая имеет брата-близнеца Гилберта. Их мать умерла при родах, а отец в результате несчастного случая стал инвалидом-колясочником. С ранних лет Грейс начала питать одержимость улитками, постепенно сама закрываясь от мира в собственной раковине. Находясь в переломном моменте жизни, она рассказывает свою историю.

Адам Бенжамин Эллиот начал свою карьеру еще в конце 90-х, сняв трилогию короткометражных кукольных мультфильмов. Четвёртая его короткометражка «Харви Крампет» получила Оскар в своей категории. После неё Эллиот взялся за проект всей своей жизни – трогательную анимационную драму «Мэри и Макс». Лента не произвела большого фурора в прокате, но фестивальные критики и многие зрители остались от неё в восторге. Адам Эллиот не поспешил отправиться работать в мейнстримное кино или студийную мультипликацию. Он снял еще одну короткометражку – «Эрни Бисквит», а после 2015 взялся за работу над «Воспоминаниями улитки».

Кто смотрел «Мэра и Макса.», тот должен представлять, что представляет из себя «Мемуары улитки». Художественная стилистика, мрачный кукольный визуальный ряд с сильным влиянием дадаизма, не претерпела никаких существенных изменений. Некоторым он может показаться отталкивающим, неприятным, грязным. Иные же найдут здешнюю картинку милой, а атмосферу – уютной. Лента не пытается угодить всем, она несёт в себе собственный выразительный и неповторимый стиль и остаётся ему верной до самого конца.

Работы Адама Эллиота имеют собственное настроение, как сейчас говорят – вайб. Это личная драма героев, сдобренная долькой иронии и сарказма, а также чёрного юмора. Мультфильм не стесняется затрагивать взрослые темы: он высказывается на тему религии, комментирует отношения мужчин и женщин, приоткрывает завесу над не самыми приятными уголками человеческих душ, местами пугает и постоянно возвращается к теме утраты близких и конечности человеческой жизни. Некоторые могут принять эту работу за крайне депрессивное представление и отчасти будут правы. Даже визуально насыщенная бежевыми цветами картинка отсылает к желтостенному Петербургу Достоевского. Спасает от погружения в беспросветное отчаяние здешний юмор, который время от времени выводит своего зрителя из меланхолии. Смех сквозь слёзы, так сказать.

Работы Адама Эллиота получаются настолько проникновенными в том числе из-за их реальной основы. Так, «Мэри и Макс» был создан на воспоминаниях самого режиссера. Не удивимся, что и на этот раз в историях центральных персонажей лежат судьбы реальных знакомых или коллег Эллиота. Правдивость делает этот мультфильм искренним, а значит, зрителю будет проще им проникнуться.

Лента содержит в себе правильную, хоть и достаточно избитую мораль. Суть сей басни в том, что не стоит самому отгораживаться от мира стенами раковины. Каким бы неприглядным и жестоким не был этот мир, в нём всегда есть место приятным хорошим моментам и добрым людям. Многие люди всю жизнь не могут выйти за границы собственной клетки, хотя никто их там не запирал. Мультфильм намекает на то, что лучше прожить пёструю и яркую жизнь, чем тихо и бесславно умереть в своей раковине.

Эпикриз: Конечно, это фестивальная работа, и многим подобное будет неприятно или тяжело смотреть. «Мемуары улитки» явно не стараются угодить широкой аудитории. Это фильм, отражающий в себе внутренний мир своего создателя. Тем более не стоит показывать этот мультик детям – возрастной рейтинг «18+» здесь явно по делу. Надеемся, что лента получит номинацию на Оскар в следующем году, но за победу ей будет тяжело бороться.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2024 17:00
Комментарии 0
Наверх