Версия // Общество // Бензин в России мог бы стоить 20 рублей за литр

Бензин в России мог бы стоить 20 рублей за литр

7637

Топливный налог

Бензин в России мог бы стоить 20 рублей за литр. фото: LORI
В разделе

Цены на заправках снова шокируют автомобилистов, и это только начало. В 2018 году стоимость бензина будет расти ускоренными темпами, которые кратно превысят официальную инфляцию. Государству пора признать, что топливная отрасль зашла в тупик и нуждается в переменах. При этом эксперты заверяют, что при желании цены на горючее можно снизить в 2 раза. Вот только хватит ли правительству политической воли на такие свершения?

Затишье, которое некоторые связывали с выборами, продолжалось недолго. По данным Росстата, с начала года бензин марок Аи-92 и Аи-95 подорожал на 1,5%, а дизельное топливо – на 2,2%. Официальный уровень инфляции за тот же период составил 1,2%. Наиболее существенный рост цен произошёл в апреле: в среднем топливо подорожало на 2–3%.

Главной причиной всего этого эксперты называют падение рубля на фоне роста мировых цен на нефть. Сейчас нефтяникам выгодно гнать чёрное золото и нефтепродукты на экспорт. Цены на внутреннем рынке подстёгивают ещё и сезонное повышение спроса, и остановка ряда НПЗ на плановый ремонт.

Чтобы оценить масштабы происходящего, достаточно посмотреть на объём торгов нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, в январе – феврале суточный объём торгов достигал 50–60 тыс. тонн, однако к началу мая он снизился до 10–12 тыс. тонн. Впрочем, даже при зимних объёмах торгов оптовые цены росли быстрее розничных, что не могло не иметь отложенного эффекта. Ещё в декабре 2017 года «Наша Версия» подробно писала о том, что крупные сети АЗС работали в ноль, а мелкие игроки и вовсе терпели убытки. Зимой на рынок сильно давила ФАС, да и сами нефтяники не были готовы инициировать повышение цен накануне президентских выборов. Но сдерживание розницы не могло продолжаться вечно.

Сейчас антимонопольщики предлагают в полтора раза увеличить нормативы продажи бензина на бирже, которые для крупных переработчиков нефти составляют 10% от объёма выработки. Однако целый ряд независимых экспертов считают, что остановить рост цен на топливо сможет только кратное снижение акцизов на топливо и налогов для нефтяников. По разным оценкам, акциз, а также налоги на прибыль, на добычу полезных ископаемых и на добавленную стоимость составляют 65–70% розничной цены бензина.

Здесь следует учитывать, что львиная доля топливного рынка у нас контролируется государством. Госкомпаниям принадлежит и значительная часть АЗС. Доля этих компаний в розничных продажах бензина существенно выше – порядка 60%. Особенно если посчитать заправки «Транснефти» и других госкомпаний, каждая из которых в одиночку занимает небольшую часть рынка.

Получается, что нефтеперерабатывающие предприятия, которые принадлежат государству (читай – гражданам), делают бензин из нефти, добытой из государственных недр (читай – национального достояния), и закладывают в стоимость топлива акциз и налоги, которые идут в карман государству, которое, в свою очередь, должно тратить их в интересах граждан. Возникает логичный вопрос: зачем устраивать этот бессмысленный круговорот денег, если можно просто отменить акциз и налоги и продавать топливо вдвое дешевле, чем сегодня?

Некоторые могут назвать эту идею популистской, но примеры такой политики у нас перед глазами: в богатой Саудовской Аравии бензин в переводе на наши деньги стоит в среднем 14 рублей за литр, в живущем под санкциями Иране – 20 рублей за литр.

И это не имеет ничего общего со строительством коммунизма или благотворительностью нефтяных шейхов – низкие цены на топливо толкают вперёд экономику этих стран.

В России такой шаг мог бы на долгие годы остановить инфляцию в продовольственном секторе и подстегнуть развитие дотационных регионов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.05.2018 20:27
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх