5 декабря были атакованы военные аэродромы в Рязанской и Саратовской областях. По данным Минобороны России, украинские аппараты удалось сбить. Тем не менее трое военнослужащих погибли, а два самолёта получили повреждения.
По заявлениям российского Минобороны, беспилотники были перехвачены в районе аэродромов Дягилево в Рязанской области и Энгельс в Саратовской области, на которых базируются подразделения дальней авиации. Сначала сообщалось, что в результате падения и взрывов обломками беспилотников «была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолётов». Позже стало известно о гибели трёх военнослужащих технического состава, находившихся на аэродроме в момент атаки, ещё четверо получили ранения.
Утром 6 декабря атаке подвергся аэродром Курск-Восточный, который находится в семи километрах от областного центра. Официально сообщается, что загорелся только нефтенакопитель, а пострадавших там нет. Раньше этот аэродром использовался для совместного базирования гражданской и военной авиации. После начала спецоперации на Украине полёты пассажирских самолётов и вертолётов туда запрещены. На стоянках этого аэропорта сегодня базируются многоцелевые истребители Су-30СМ.
Не повод для пессимизма
При этом следует учитывать, что атакованы стратегические объекты, занятые в обеспечении ядерного сдерживания. На аэродроме Энгельс сегодня базируются Ту-160 «Белый лебедь» и турбовинтовые «стратеги» Ту-95МС «Медведь». Обычно такие авиабазы имеют многоуровневое и эшелонированное прикрытие силами ПВО. Потому у многих и возникли вопросы относительно того, с помощью каких ухищрений БПЛА смог преодолеть в российском небе почти тысячу километров.
По оценкам экспертов, участвовавшие в атаке беспилотники представляли собой переделанные под ударный вариант советские разведывательные БПЛА Ту-141 «Стриж», созданные ещё в 1974 году. Эти необычные беспилотники настолько раритетны, что их легче найти в музее, чем на вооружении какой-то страны. Небольшая часть «Стрижей» в России до недавнего времени использовалась в качестве мишеней для тренировки расчётов средств ПВО, поскольку в современных условиях больше они ни на что не годятся. Эксперты говорят, что их используют для подготовки молодых расчётов, да и те попадают по ним с закрытыми глазами.
«Мы дали на них незамедлительный ответ массированным ударом по системе военного управления, объектам оборонного комплекса и связанным с ними объектам энергетики Украины. Ни у кого не должно быть сомнений, что так будет каждый раз в случае продолжения актов украинского терроризма», – сказал дипломат Константин Гаврилов на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями.
Большая цель
Изначально эти БПЛА разрабатывались в Харькове, а двигатели для них производили в Запорожье. Как теперь сообщается, украинцы собрали все оставшиеся у них Ту-141 и объединили их в 321-ю отдельную эскадрилью. Также проходили сведения, что после 2014 года украинской оборонке якобы удалось модернизировать «Стрижи» в ударные БПЛА. В качестве боеголовки в головной части беспилотника, где находилась разведывательная аппаратура, разместили 120-килограммовый боезаряд. Также была заменена электроника, отчего «Стриж» получил возможность наведения на цель с помощью системы глобального позиционирования GPS.
ВСУ продолжают ежедневные атаки российской территории беспилотниками. Минобороны РФ отчиталось сегодня об уничтожении большого количества запущенных Украиной БПЛА.
Тем не менее главный недостаток остался. Беспилотник всё так же представляет собой огромную цель, которая может быть различима радиолокационными станциями. В частности, в Краснодарском крае расположена надгоризонтная радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении «Воронеж». Она способна обнаруживать баллистические, космические и аэродинамические объекты, в том числе баллистические и крылатые ракеты на расстоянии в тысячи километров. Например, в 2013 году эта станция зафиксировала пуск двух американских баллистических ракет в Средиземном море на расстоянии 1,5 тыс. километров.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
– Эта история вызывает ассоциации со случаем, который произошёл 35 лет назад, когда немецкий пилот Матиас Руст на лёгком самолёте Cessna 172 Skyhawk пролетел из Гамбурга в Москву и приземлился на Красной площади. Сейчас ситуация ещё более запутанная. Для контроля пусков имеются спутниковая группировка, мощные станции РЛС и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. При этом каждый «Стриж» сам по себе имеет размер с небольшой пассажирский самолёт.




