«Отечественный авторынок ожил!» – радуют Росстат и Минпромторг. По итогам прошлого года в стране было продано свыше 1,5 млн новых машин – в полтора раза больше, чем годом ранее. Выходит, ещё немного – и станет всё как прежде: цены на авто пойдут вниз, а дилеры снова начнут давать подарки и скидки?
Увы, независимые эксперты считают иначе. Радоваться, по их мнению, нечему, потому как приводимые цифры полностью лукавы. Да, в 2024 году российский авторынок показал лучший результат продаж за последние пять лет. Однако, во-первых, значительную роль сыграл тот факт, что 2023 год оказался почти провальным, так что сработал фактор отложенного спроса. Во-вторых, скупать машины россияне бросились не потому, что стало некуда девать деньги, а вынужденно. Если посмотреть на статистику, то пик продаж пришёлся на конец лета – начало осени – перед повышением ставок утильсбора и обусловленным этим ростом цен граждане пытались вскочить в уходящий вагон и становились в очередь за машинами. А уже в ноябре объём продаж упал почти на треть. Таким образом, покупатели забрали часть продаж 2025 года, и потому в наступившем году дилеры могут оказаться на голодном пайке. Что соответственно не станет способствовать снижению цен.
Про цены вообще разговор отдельный. Слишком много негативных факторов сходится воедино, указывают аналитики. Пожалуй, главные из них – слабые надежды на укрепление курса рубля и лоббизм АвтоВАЗа. В прошлом году под предлогом защиты отечественного производителя тольяттинский завод активно продвигал идею введения дополнительных сборов с импортных авто, после чего поднимал ценник на свою продукцию. В целом, полагают эксперты Авто.ру, средняя стоимость автомобиля в нынешнем году вырастет на 10%. Напомним, что, согласно данным «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по состоянию на середину прошлого года составила 3,16 млн, что почти вдвое больше, чем в 2020 году. Всего же за 10 лет цены на машины выросли втрое.
Однако этот прогноз ещё можно считать оптимистичным. В нынешнем году новые легковые автомобили в России могут подорожать на 30–50%, полагает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Денис Мигаль. По его мнению, рост цен начнётся примерно в апреле, когда дилеры распродадут имеющиеся на складах остатки. А дальше начнут сказываться новые ставки утильсбора, таможенные пошлины, дорожающая логистика и курс рубля. Причём не только по отношению к доллару, но и к юаню – на китайские бренды сегодня приходится 60% отечественного авторынка. «В любом случае строить прогнозы – дело неблагодарное. Российский рынок зависит от огромного числа факторов, которые предсказать невозможно. Не только экономических, но и политических, социальных. Кто знает, какие потрясения нас ждут в новом году, что будет с курсом рубля, с санкциями, с ключевой ставкой Центробанка?» – уверен вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
Тем временем надежды на китайскую помощь не оправдались. Осенью прошлого года СМИ сообщили, что министерство коммерции КНР из-за риска санкций настоятельно не рекомендовало своим автопроизводителям строить заводы в РФ. Кроме того, зачем поднимать чужую экономику и загружать чужую рабочую силу? В Минпромторге рассчитывают привлекать китайцев льготами, однако не факт, что это поможет – не потерять бы на этом деньги. О принципах китайского бизнеса многое говорит тот факт, что некоторые автобренды из КНР уже покидают Россию. По данным экс-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олега Моисеева, речь может идти примерно о 10 марках. Кроме того, за прошлый год закрылось 449 китайских автосалонов. Что в таком случае будет с обслуживанием автомобилей и поставками запчастей, нетрудно догадаться.