Версия // Общество // Английские сверхмалые подводные лодки повредили немецкий линкор «Тирпиц» и потопили японский тяжелый крейсер «Такао»

Английские сверхмалые подводные лодки повредили немецкий линкор «Тирпиц» и потопили японский тяжелый крейсер «Такао»

13450

Антология морских диверсий. Джентльмены

В разделе

Успешные действия итальянской 10-й флотилии MAS, о которой мы рассказывали в предыдущей статье, побудили основных участников Второй мировой войны обзавестись аналогичным оружием. Сейчас мы расскажем об английских сверхмалых подводных лодках, и об их участии во Второй мировой войне.

Прежде чем начинать рассказывать о диверсионных силах и средствах Королевского флота - Royal Navy - необходимо сделать одно примечание. Итальянцы не просто сконструировали новый тип оружия для войны на море, они создали работающую систему, состоящую из различных видов техники для подводных диверсий. Напомним, 10-я флотилия MAS состояла из четырех групп: боевые пловцы на управляемых торпедах, взрывающиеся катера, сверхмалые подводные лодки и группа пловцов-минеров. В зависимости от задачи использовалась та или иная группа. Иногда для успешной операции использовались несколько групп. Такую систему не смогла повторить ни одна из стран.

«Колесница»

В Великобритании после регулярных атак на гавань Гибралтара создали группу противодействия итальянцам. Сегодня такие подразделения называются ПДСС – противодиверсионные силы и средства. Знаменитый впоследствии Лайонел Крэбб (1909-1956) - тот самый, который погиб в 1956 году при попытке осмотреть подводную часть советского лёгкого крейсера «Орджоникидзе» - принимал в этом самое активное участие. После выхода в 1943 году Италии из войны, Крэбб настоял на очень смелом решении – он организовал совместную англо-итальянскую группу боевых пловцов. Итальянцы передали англичанам образцы своей техники. В ночь с 21 на 22 июня 1944 года совместными усилиями итальянских и британских боевых пловцов был потоплен тяжелый крейсер «Больцано», стоявший в гавани Специи. Англичане создали свои аналоги итальянской техники. Английская управляемая торпеда Мк-1 «Сhariot» («Колесница») была несколько ухудшенной копией итальянского «Поросёнка». Для доставки «Колесниц» по итальянскому образцу были переоборудованы три подводные лодки HMS «Thunderbolt», HMS «Trouper» и HMS Р-311. В октябре 1942 года Royal Navy предпринял попытку атаковать немецкий линкор «Тирпиц», находящийся в Тронхейм-фьорде. Однако, осенняя Атлантика показала свой крутой нрав. «Колесницы» погибли во время шторма, а судно – транспортировщик «Артур» пришлось затопить. Других операций с применением «Колесниц» англичане во время войны не предпринимали.

Изучив трофейную итальянскую технику, и творчески переработав идеи итальянцев, в Великобритании для подразделения специальных операций SOE в 1943-1944 годах было разработано и принято на вооружение моторное погружающееся каноэ «Motorised Submersible Canoe» (MSC), получившее прозвище «Спящая красавица». Всего было построено 70 каноэ. Водоизмещение лодки было 270 кг, глубина погружения 15 метров, скорость 3,5 узла и дальность плавания 40 миль. Фактически, это было индивидуальное средство передвижения под водой боевого пловца. Во время Второй мировой войны в боевых операциях MSC не использовалось, о применении его после войны информации нет.

Каное MSC
Каное MSC

По теме

СМПЛ типа Х

Со сверхмалыми подводными лодками (СМПЛ) ситуация была совершенно другой. Английские конструкторы работали над этой темой совершенно независимо от итальянцев еще в межвоенный период. В середине 30-годов ХХ века капитан 2-го ранга Дж. Кромель Ворли, бывший командир подводной лодки, предложил проект сверхмалой подводной лодки. Британское Адмиралтейство вроде и не отвергло идею, но и не продвигало её. Весной 1939 года началось строительство СМПЛ. Работы были прерваны с началом Второй мировой войны.

С конца 1941 года начались работы по СМПЛ нового типа, получивших индекс «Х». По техзаданию британского Адмиралтейства лодка должна была двигаться в подводном и надводном положении и автономно выходить в район цели. Отличительной особенностью СМПЛ типа «Х» были заряды взрывчатки. До появления этих лодок, СМПЛ были вооружены или торпедными аппаратами, или на них были закреплены заряды, которые боевые пловцы, выходящие с лодки, устанавливали на атакуемые корабли. Английские конструкторы предложили ещё один вариант. Два мощных заряда взрывчатки, так называемых «боковых грузов» (side-cargo), весом по 2 тонны каждый с часовым механизмом были выполнены по форме корпуса СМПЛ и располагались по бортам лодки. Подойдя к цели, а если позволяли глубины, поднырнув под цель, экипаж сбрасывал эти заряды на дно. После этого лодка уходила на безопасное расстояние, и происходил мощный взрыв недалеко от борта корабля. За счёт количества взрывчатки достигался тот же эффект, как если бы мина была прикреплена непосредственно к борту цели. Недостатком такого метода было то, что применять лодки типа «Х» можно было не всегда.

Строительство первой лодки началось зимой 1942 года. Она получила номер Х-3. Это было связано с тем, что в составе Королевского флота уже были лодки Х-1 и Х-2, правда, другого типа и назначения. Всего было построено 8 СМПЛ типа «Х»: Х-3 – Х-10. Длина их составляла почти 16 метров, водоизмещение в надводном положении 27 тонн, экипаж 4 человека. СМПЛ типа «Х» были самыми крупными среди своих «одноклассников», и могли на экономичном ходу 4,5 узла пройти 1860 морских миль. Они могли погружаться на глубину 90 метров. Но, не смотря на очень приличные характеристики, добираться до баз, на которые надо было произвести атаку, СМПЛ должны были на буксире обычных подводных лодок типа Т и S и в надводном положении. Как только испытания этих лодок были закончены, их экипажи стали готовиться к первой операции. Их целью должны были стать крупные немецкие корабли, базирующиеся в норвежских фьордах. Немецкий линкор «Тирпиц» очень сильно осложнял деятельность Флота Метрополии Великобритании.

Chariot Mk-1 в полупогруженном положении
Chariot Mk-1 в полупогруженном положении

Первая атака с помощью управляемых торпед Мк-1 «Сhariot» из-за погодных условий провалилась, так и не начавшись. Почти через год, в сентябре 1943 года, началась операция «Source». План операции предусматривал следующее. Х-5, Х-6, Х-7 должны были атаковать линейный корабль «Tirpitz». Целью Х-9 и Х-10 был линейный крейсер «Scharnhorst». Задачей Х-8 должен был стать тяжелый крейсер «Lützow». От берегов Англии до Норвегии СМПЛ должны были идти на буксире обычных подводных лодок. Чтобы боевые экипажи не измотались во время перехода, на СМПЛ во время буксировки были экипажи-дублёры. Операция была очень сложной. Х-9 погибла на переходе вместе с техническим экипажем. Так же во время перехода из-за технической неисправности одного из блоков взрывчатки погибла Х-8. Экипаж Х-10, который должен был атаковать «Шарнхост», обнаружил, что немецкий линейный крейсер ушел со своей якорной стоянки. Х-10 вернулась к своей лодке-буксировщику. Началась буксировка СМПЛ на базу, во время которой она утонула.

По теме

Х-5 пропала без вести. Х-6 и Х-7 сбросили свои мины, но уйти не смогли. Лодки были затоплены, их экипажи попали в плен.

Итоги операции были неоднозначны. Англичане потеряли все 6 СМПЛ. Погибли 9 членов экипажа и 6 попали в плен. Атаки на «Шарнхост» и «Лютцев» не состоялись. Под «Тирпицем» подорвались 8 тонн аммотола. Линкору были нанесены тяжелые повреждения, но он остался на плаву. Немецкие линкоры третьего поколения были феноменально живучими кораблями. Несмотря на эту неоднозначность результатов операции, английское Адмиралтейство посчитало её успешной. Главный противник Флота Метрополии – «Тирпиц» - на длительное время был выведен из строя. СМПЛ типа «Х» показали себя оружием, с помощью которого можно было атаковать силы противника в его базах. Поэтому для восполнения потерь, было принято решение о строительстве еще шести СМПЛ типа «Х»: Х-20 – Х-25. Более того, на базе СМПЛ типа «Х» была создана учебная подводная лодка для подготовки экипажей. Учебные лодки получили индекс «ХТ». Они отличались от боевых тем, что использовались весовые имитаторы сбрасываемой взрывчатки, и внутри лодки были оборудованы места для инструкторов. Было построено шесть таких лодок: ХТ-1 – ХТ-6.

СМПЛ X24
СМПЛ X24

Вторая операция с участием СМПЛ типа «Х» растянулась на два этапа. Целью операции было уничтожение плавучего дока в норвежском порту Берген. В этом доке проходили ремонтные работы на кораблях Кригсмарине, и англичане хотели лишить немцев ремонтной базы в Бергене. Операция была назначена на середину апреля 1944 года, и в ней должны были принять участие Х-22 и Х-24. Но во время тренировочного выхода в море, Х-22 столкнулась с лодкой-буксировщиком и затонула. Х-24 вышла на задание в одиночку. 15 апреля она пробралась в гавань Бергена, но не очень удачно установила заряды. В результате взрыва док не пострадал, а было потоплено торговое судно «Bärenfels», проходившее мимо. Пришлось операцию повторить. 11 сентября Х-24 ещё раз прорвалась в гавань Бергена. На этот раз взрывчатка была положена правильно, и плавучий док был уничтожен. Весной 1944 года Х-20 и Х-23 принимали участие в обеспечении высадки союзников в Нормандии. Больше в боевых действиях СМПЛ типа «Х» участие не принимали. Всего было построено 2 опытных. 12 боевых и 6 учебных субмарин этого проекта. После войны все СМПЛ типа «Х» списали. Х-24 стал музейным экспонатом.

СМПЛ типа ХЕ

Используя опыт боевого применения СМПЛ типа «Х», английские конструкторы к концу 1944 года разработали СМПЛ нового типа «ХЕ». Эти лодки должны были применяться на Тихоокеанском театре военных действий, который имел ряд серьезных отличий от Европейского театра. По сути лодки типа «ХЕ» являлись глубокой модернизацией лодок типа «Х» и имели схожую конструкцию. Они были немного крупнее. Надводное водоизмещение СМПЛ типа «ХЕ» составляло 30,25 тонны. Первоначально Royal Navy заказал 18 лодок: ХЕ-1 – ХЕ-19. Номер ХЕ-13 отсутствовал по суеверным соображениям. Однако через несколько месяцев адмиралы изменили свое решение, и окончательный заказ составлял 11 единиц. Были построены лодки ХЕ-1 – ХЕ-10 и ХЕ-12. Эти лодки имели свою плавбазу – крупный военный транспорт HMS «Bonaventure». Именно на нем лодки и их экипажи доставлялись из Европы на Тихий океан. На боевые операции лодки выходили на буксире больших субмарин. Ещё в Англии, при подготовке, ХЕ-9 затонула, часть экипажа погибло. В начале лета 1945 года на HMS «Bonaventure». первые шесть СМПЛ типа «ХЕ»: XE-1 – XE-6 были доставлены в Малайзию, в порт Лабуан. Первыми задачами СМПЛ типа «ХЕ» на Тихом океане стали уничтожение японских кабелей связи, проложенными между их базами и портами.

В конце июля на задание вышла ХЕ-4. Она должна была уничтожить кабель связи между Гонконгом и Сайгоном. Кабель нашли, после чего водолаз К. Бриггс покинул ХЕ-4 и перерезал кабель. ХЕ-5 принимала участие в уничтожение кабеля связи Гонконг – Сингапур. Единственной операцией против боевых кораблей Японии стала операция «Struggle». ХЕ-1 и ХЕ-3 должны были прорваться в гавань Сингапупа и уничтожить японские тяжелые крейсера «Мёко» и «Такао». ХЕ-1 «Мёко» не нашла, и обе СМПЛ положили взрывчатку около «Такао». Крейсер был уничтожен. Больше в боевых операциях СМПЛ типа «ХЕ» участия не принимали. После капитуляции Японии HMS «Bonaventure» со всеми СМПЛ вернулся в Великобританию. Эти лодки служили до 1952 года. Дальнейшие модификации СМПЛ типа «ХЕ» мы рассмотрим в следующих статьях цикла.

По теме

СМПЛ «Welman»

Независимо от работ над СМПЛ типа «Х» велись работы и над другими проектами. Полковник инженерных войск Джон Дольфин предложил проект небольшой СМПЛ для атак вражеских кораблей в базах. В какой-то мере это был аналог «Колесницы». Водоизмещение «Welman» было около одной тонны. Экипаж – один человек, мощность перевозимого заряда 193 кг. Было построено около 100 таких лодок, W-10 была потеряна во время испытаний. Единственное неудачное боевое применение этих СМПЛ состоялось в ноябре 1943 года, когда три СМПЛ W-46, W-47, W-48 пытались проникнуть в гавань Бергена. СМПЛ не смогли преодолеть противолодочные сети, все три лодки были потеряны. По результатам операции решили отказаться от СМПЛ типа «Welman» в пользу СМПЛ типа «Х».

СМПЛ Welman
СМПЛ Welman

СМПЛ «Welfreighter»

Английским адмиралам очень хотелось создать систему подводного диверсионного оружия, как это удалось сделать итальянским морякам, поэтому в конце 1942 года были начаты работы над СМПЛ, главной задачей которой была доставка пловцов и нелегалов на берег, их обратная эвакуация, или операции снабжения агентов-нелегалов. Лодки должны были действовать в интересах подразделений специальных операций SOE. Такой специализированной лодки не было ни у одной из воюющих стран. СМПЛ получила шифр тип «Welfreighter». Внешне, в надводном положении «Welfreighter» напоминал обычную моторную лодку.

До конца войны построили 40 таких СМПЛ. Экипаж состоял из двух человек, и лодка могла перевозить от трех (на дальних переходах) до четырех (на коротких переходах) пассажиров. Грузоподъемность «Welfreighter» была от 1,5 до 2 тонн.

Тренировки экипажи этих СМПЛ проводили в Австралии. Об их применении после войны ничего не известно.

СМПЛ Welfreighter mark III  type
СМПЛ Welfreighter mark III type

По СМПЛ «Welfreighter» есть один исторический вопрос. Утверждается, что работы по лодке начались в конце 1942 года. Однако есть документы, говорящие об ином. 19 февраля 1942 года японская палубная авиация нанесла удар по австралийскому порту Дарвин. Это была одна из немногих атак японцев на зеленый континент. Корабли в порту и аэродром получили серьезные повреждения. Были составлены многочисленные бумаги, о нанесенном ущербе. В одном из донесений упоминается катер на берегу. На приложенной фотографии видна СМПЛ «Welfreighter» на автомобильном прицепе… Это загадка в истории английских СМПЛ во время Второй мировой войны.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.03.2020 13:55
Комментарии 0
Наверх