Версия // Общество // «Anadolu» L-400 – первый авианесущий корабль с крылом палубных беспилотников

«Anadolu» L-400 – первый авианесущий корабль с крылом палубных беспилотников

8931

Турецкий дрононосец – есть ли перспективы?

«Anadolu» L-400 – первый авианесущий корабль с крылом палубных беспилотников
В разделе

Беспилотные летательные аппараты – БПЛА – стали неотъемлемой частью армий всех стран. БПЛА, или дроны есть в сухопутных войсках, в войсках специального назначения, у пограничников, в военно-воздушных силах и в военно-морском флоте. На кораблях, особенно авианосных, они используются в разных качествах и достаточно давно. Американцы, например, создали БПЛА-танкер MQ-25 «Stingray» палубного базирования, который должен в автоматическом режиме проводить дозаправку в воздухе патрульных БПЛА.

Но, несмотря на взрывной рост количества морских беспилотников и их типов, на авианесущих кораблях их немного – несколько единиц. Основу авиакрыльев авианосцев всё-таки составляет пилотируемая авиация. В этой статье мы расскажем, как Турция, в силу политических обстоятельств, оставшаяся без палубной авиации, приняла решение свой первый авианесущий корабль оснастить только БПЛА различных типов.

История вопроса

В период Османской империи турецкий флот был важным игроком в Средиземном и Чёрным морях. После её краха флот ослаб. Между мировыми войнами ВМФ Турции состоял из линейного крейсера «Явуз султан Селим» (бывший кайзеровский «Гебен»), двух старых легких крейсеров «Гамидие» и «Меджидие», четырех эсминцев и восьми подводных лодок. После вступления Турции в НАТО её ВМФ усилился за счет кораблей, переданных США и составлял 13 эсминцев, 15 фрегатов и 10 подводных лодок. Основную мощь Турции составляли её армия, а флот должен был обеспечивать морские перевозки. Хотя уже тогда турки исподволь готовились к конфликту с Грецией, что и проявилось в 1974 году во время войны на Кипре.

Но всё меняется, и светская Турция эпохи Ататюрка стала дрейфовать в сторону ислама. Закончился этот дрейф приходом к власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Сначала полунамеками, а потом открыто он стал говорить о возрождении Османской империи. Конечно, её границы теперь будут другие, но курс объявлен чётко и ясно. Эрдоган совершил интересный маневр. С одной стороны, он резко уменьшил влияние армии – в светской Турции армия была гарантом политического строя. С другой – он взял курс на перевооружение армии и флота самым современным оружием. Вероятность войны между Турцией и Грецией возросла кратно, тем более, что, если говорить честно, повод и причины есть. Они кроются в 20-х годах ХХ века, когда ослабленную Турцию заставили согласиться на новую границу с Грецией по островам Эгейского моря. Тогда это закончилось массовым переселением турок и греков, и о проблеме забыли. Сегодня она опять дала о себе знать, так как на дне моря нашли запасы углеводородов, и возникли вопросы с определением экономической зоны вокруг островов.

Сегодня турецкий флот состоит из современных кораблей – 13-ти подводных лодок, 16-ти ракетных фрегатов и 10-ти ракетных корветов. Рассматривая варианты развития флота, турецкие адмиралы приняли амбициозное решение – построить два универсальных десантных корабля с авиационной группой на борту. За прототип взяли испанский УДК типа «Juan Carlos I».

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. С конца 60-х годов в регионе Средиземного моря стал складываться свой «средиземноморский» тип авианесущего корабля. Это были не самые большие корабли в своем классе, что объяснялось финансовыми возможностями средиземноморских стран, и относительно небольшим размером Средиземного моря. Монстры здесь не нужны. Сначала итальянцы построили ракетные крейсера-вертолетоносцы «Витторио Венето», «Андреа Дориа» и «Кайо Дулио». Их одноклассниками были советские противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» и французский противолодочный крейсер «Жанна Дарк». Через 30 лет были построены три небольших десантно-транспортных дока «Сан-Джоржио», «Сан-Марко» и «Сан-Джусто». Завершает перечень итальянских авианесущих кораблей два легких авианосца «Кавур» С 550 и «Джузеппе Гарибальди» С 551. Франция, кроме уже упомянутой «Жанны Дарк» построила три УДК типа «Мистраль» – «Мистраль», «Тоннер» и «Дисмюд». Еще одной страной, участвующей в строительстве небольших авианесущих кораблей стала Италия. После войны США передали Испании лёгкий авианосец «Cabot» CVL-28 типа «Индепенденс», который в ВМФ Испании стал «Dedalo» R 01. По истечении его срока службы в Испании построили замену – легкий авианосец «Príncipe de Asturias». Сегодня он уже выведен из состава флота. По его образцу построен еще один корабль – таиландский авианосец «Чакри Нарубет». Следующим авианосным кораблем ВМФ Испании стал УДК «Juan Carlos I» L 61. Испанцы не стали никого вводить в заблуждение, и прямо заявили, что «Хуан Карлос 1» – не просто УДК, а корабль стратегической проекции силы. На нем, кроме вертолетов, базируются самолеты вертикального взлета и посадки AV-8 «Harrier II». Прорабатывается возможность базирования американских F-35. По проекту на турецком корабле должны были базироваться 12 F-35. Именно этот проект и выбрали в Турции для создания двух своих УДК. Кроме Турции два таких УДК заказала Австралия. Завершая отступление, нужно сказать, что в Средиземном море есть еще одна страна, во флоте которой есть авианесущие корабли. Это Египет, в составе флота которой находятся бывшие российские «Мистрали» «Владивосток» и «Севастополь», которые Франция отказалась передавать России.

«Anadolu» L-400

По теме

Как и испанцы, турки сразу объявили, что эти корабли им нужны в первую очередь в варианте легкого авианосца, а десантные функции будут вторичны. Туркам был нужен корабль проекции силы. Официально заявлено, что, кроме боевых задач, он должен быть готов к исполнению роли флагмана турецкого флота, мобильного командного центра и операций по оказанию гуманитарной помощи. Планировалось построить два корабля – один для Средиземного моря, один для Чёрного моря. Головной корабль получил название «Anadolu» L-400 в честь полуострова Анатолия – турецкое Anadolu. Официальная церемония первой резки стали состоялась 30 апреля 2016 года. Закладка корабля состоялась 7 февраля 2018 года, спуск на воду – 4 мая 2019 года. В то время отношения Турции и США были партнерскими, и Турцию пригласили принять участие в программе производства самолета F-35. Это программа включает несколько модификаций этого самолета, включая палубный F-35В. Турки с самого начала планировали получить авиакрыло F-35 в качестве авиационного вооружения своих первых авианесущих кораблей. Но потом произошла такие события, как попытка госпереворота в Турции, покупка двух полковых комплектов российских С-400 и отношения между странами резко испортились. Турцию не просто исключили из программы по производству F-35, но и вычеркнули из списка стран, куда эти самолеты могут быть поставлены. К тому же так же резко активизировались контакты США с Грецией, давним врагом Турции. «Anadolu» разом потеряла все свои ударные возможности. Тем не менее, строительство продолжилось, и 27 февраля 2022 года TCG «Anadolu» начала заводские и ходовые испытания.

Немного отвлекаясь, скажем, что первоначально планировалась постройка двух кораблей. Для второго даже было выбрано имя – «Trakya» –турецкое название провинции Фракия. Однако, как всегда и бывает, в процессе постройки турецкие адмиралы заявили, что второй турецкий авианесущий корабль должен быть больше. Официально не объявили, это будет УДК больших размеров, или уже полноценный легкий авианосец. Точно известно лишь то, что испанского судостроительного объединения «Navantia» проектирует более крупный корабль чем «Anadolu» для ВМФ Турции.

Новый флагман турецкого флота имеет водоизмещение 25 000 тонн в варианте лёгкого авианосца и 27 000 тонн в варианте УДК. Длина корабля 232 м, скорость хода 21 узел – около 39 км/ч. Оборонительное вооружение состоит из ЗРК RAM американского производства, пяти 25-мм орудий Aselsan национальной разработки и 2-х шестиствольных 20-мм американских зенитных оружий «Фаланкс». Корабль имеет сплошную полетную палубу с трамплином в носовой части. В варианте УДК на борту базируются 4 десантных катера.

Выход из положения

Пришлось пересматривать концепцию, и, соответственно, состав авиационного крыла корабля. С вертолетами все просто – они остались без изменений. В варианте УДК на борту базируется 14 вертолетов, в том числе 4 T-129 ATAK (турецкий многоцелевой ударный вертолет на базе А-129 «Мангуст»), 8 транспортных вертолетов As-532 или CН-47F, два противолодочных S-70B (экспортная модификация американского вертолета SH-60B).

По теме

С самолетами ситуация была критической. В турецких ВВС не было самолета, который можно было бы переделать в палубный. Тогда и появилась идея оснастить новый турецкий флагман турецкими большими ударными и разведывательными беспилотниками национальной разработки. Пока просматривается два кандидата – ударный и разведывательный «Bayraktar» TB3 (палубный вариант широко распространенного «Bayraktar» TB2) и ударный беспилотник «Anka»-3. Причем последний, в отличие от «Байрактара» будет иметь реактивный двигатель. Пока оба беспилотника не готовы, но к концу 2023 года обещают наладить их серийное производство. Количество ударных БПЛА на корабле не раскрывается. Возможно, турецкий флот еще сам по этому вопросу не определился. Если всё пойдет так, как объявили турецкие адмиралы, то «Anadolu» станет первым кораблем, ударное авиакрыло которого на 100% будет укомплектовано беспилотными летательными аппаратами. Даже в американском флоте количество палубных БПЛА составляет несколько единиц на авианесущий корабль. Но хорошо ли это?

Вопросы

Вопросы появились в ходе СВО на Украине. До этого, успешный опыт применения американских тяжёлых ударных и разведывательных БПЛА, которые могли находиться в воздухе сутки и эффективно решать все задачи в конфликтах, в которых принимали участие США, а так же турецких «Байрактаров» в конфликте в Нагорном Карабахе, говорил об их высокой эффективности. Но дело в том, что во всех случаях дроны применялись в районах, где не было эффективной ПВО (как войсковой, так и объектовой). Им без противодействия давали применить своё оружие. Как только «Байрактары» столкнулись с правильно выстроенной и эффективной войсковой ПВО, то практически все турецкие беспилотники были уничтожены. Дело в том, что на современных самолетах стоят специальные системы предупреждения о ракетных пусках, и летчик может успеть применить противоракетный маневр и уйти от ракеты. Большие беспилотники принципиально такого сделать не могут. На них можно установить аналогичные системы. Можно в программу заложить противоракетный маневр. Только дрон не сможет его выполнить, так как он имеет небольшую скорость (от 200 до 400 км/ч) и такую аэродинамическую схему, которая просто не позволит совершить противоракетный маневр. Он создан для длительного прямолинейного полета без резких маневров. Дело дошло до того, что турецкая сторона отказалась поставлять на Украину новые «Байрактары», так как их уничтожение без решения боевой задачи сильно вредила их продажам в мире.

Исходя из этого, можно предположить, что корабельные ударные БПЛА могут (и будут) применяться только для разведки или поддержки высадки десанта, когда есть уверенность, что они не попадут под огонь корабельных или береговых ЗРК большой и средней дальности. Насколько будет эффективен авианесущий корабль только с ударными беспилотниками без полноценных боевых самолетов, покажет время. Что-то подсказывает, что Турция, в конце концов, найдет способ закупить палубные самолеты.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.04.2023 09:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх