В США раскрыли один из способов поставки предметов роскоши для лидера КНДР Ким Чен Ына. Об этом сообщает CNN, который ссылается на расследование вашингтонского Центра перспективных исследований в области обороны (C4ADS). В соответствии с его данными, два автомобиля Mercedes-Maybach S600 могли быть доставлены на судне гражданина РФ в порт Находка, а затем самолетом переправлены в Пхеньян.
14 июня 2018 года два бронированных автомобиля Mercedes-Maybach S600 Guard, стоимость каждого из которых составляет порядка 500 тысяч долларов, покинули голландский порт Роттердам, отправившись в длительное путешествие. По данным Центра перспективных оборонных исследований (C4ADS), расположенного в Вашингтоне, люксовые авто преодолели расстояние в несколько тысяч километров, чтобы в конечном итоге оказаться в Северной Корее.
В отчете C4ADS отмечается, что машины следовали через Китай, Японию, Южную Корею и Россию, после чего их доставили в Пхеньян, где, как известно, есть всего один покупатель, которому может понадобиться бронированное авто такого уровня – собственно, северокорейский лидер Ким Чен Ын. Данные, представленные C4ADS, приводит CNN.
Запретная роскошь
Санкции, предусмотренные ООН из-за ядерной программы КНДР, предполагают запрет для компаний и частных лиц на поставку предметов роскоши в Северной Корее. Однако, как удалось выяснить C4ADS, в период с 2015 по 2017 год импорт предметов роскоши в страну продолжался из как минимум 90 стран, и сумма этих товаров составила не менее 191 миллиона долларов. Более точные цифры обозначить проблематично, поскольку общепринятого определения такого понятия, как «предмет роскоши», не существует. Кроме того, затрудняет ситуацию и тот факт, что КНДР импортирует товары данной категории тайно.
Как бы там ни было, Mercedes-Maybach S600, вне всяких сомнений, представляет собой предмет роскоши. Автомобиль оборудован кожаными сидениями с массажным эффектом, а также имеет броню, защищающую пассажиров от пуль и взрывных устройств. Обычно Ким Чен Ын совершает поездки в Mercedes-Maybach Pullman Guard, стоимость которого составляет выше 1 миллиона долларов. Считается, что именно на нем он прибыл на свой первый саммит с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, который состоялся в прошлом году.
Невозможно отследить
Ситуацию прокомментировали в компании Daimler, которой принадлежит Mercedes. В корпорации сообщили, что не располагают никакими сведениями о том, каким образом в КНДР попали вышеупомянутые автомобили, и откуда их доставили. Ее представители подчеркнули, что компания не поддерживает деловых связей с КНДР уже более 15 лет и неукоснительно соблюдает эмбарго ЕС и США. Более того, в целях предотвращения поставок автомобилей в Северную Корею и ее посольства, Daimler использует особую систему экспортного контроля, которая представляется компании эффективной. Тем не менее, производитель не может контролировать продажу автомобилей третьими лицами, особенно если речь идет о подержанных авто.
Daimler: «Мы всегда тщательно исследуем транспортные средства, показанные на фотографиях в СМИ. Однако без идентификационных номеров транспортных средств невозможно найти конкретный след».
Согласно выводам C4ADS, Северная Корея использует сложную, многокомпонентную, постоянно развивающуюся серию схем для получения предметов роскоши, таких как автомобили Кима, чтобы обойти глобальный экспортный контроль. В отчете говорится, что КНДР в период с 2015 по 2017 год импортировала порядка 800 роскошных автомобилей. Большая часть этих машин были получены Пхеньяном от российских компаний. Эксперты C4ADS отмечают, что в КНДР не только продолжают пользоваться уже проверенными методами обхода эмбарго, но и мониторят то, как Запад отслеживает эти методы, и находят более сложные пути решения проблемы, чтобы продолжать избегать санкций.
Владимир Путин и председатель КНДР Ким Чен Ын в ходе своей встречи в Пхеньяне обменялись подарками. Помощник президента РФ Юрий Ушаков раскрыл некоторые подробности.
По морю и воздуху
По словам специалистов C4ADS, целью расследования, проведенного организацией, было оценить недочеты в международной системе, которые дали КНДР возможность обходить ограничения. Экспертам понадобилось восемь месяцев на то, чтобы выяснить, каким образом люксовые авто попали к Ким Чен Ыну. Они изучали таможенные отчеты, данные об отправке и другую документацию с открытым исходным кодом, чтобы проследить их путь из Роттердама в Пхеньян.
В C4ADS пришли к выводу, что два «Мерседеса» сначала отправились из Роттердама в китайский Далянь, затем в японскую Осаку и в южнокорейский Пусан. Оттуда, согласно документам, автомобили были отправлены на судне под номером DN5505. С этого момента в истории появляются темные пятна. После того, как судно покинуло Южную Корею, оно сообщило, что его пункт назначения – российский порт Находка. Туда DN5505 должен был прибыть 5 октября. Однако, как следует из отчета, местоположение корабля не определялось в период с 1 по 19 октября. Скорее всего, ретрансляторы AIS, позволяющие его отслеживать, были выключены – как отмечают в C4ADS, это стандартная практика для судов, которые нарушают законы о санкциях. Когда система включилась снова, корабль был недалеко от того места, где исчез ранее, только направлялся обратно в Пусан. 2 ноября судно предоставило южнокорейским таможенникам документ о том, что перевозило антрацит, предположительно, из Находки. При этом, по утверждению экспертов C4ADS, в Находке отсутствуют какие-либо записи о прибытии DN5505.
Как сообщает C4ADS, 7 октября, через два дня после того, как DN5505, предположительно, прибыл в Находку, три грузовых самолета Ил-76, принадлежащих государственной авиакомпании КНДР, отправились из Пхеньяна во Владивосток. Эти воздушные суда часто используют для транспортировки бронетехники, которая предназначена для северокорейской элиты. При этом в консульстве КНДР во Владивостоке отказались как-либо прокомментировать незапланированные полеты Ил-76.
C4ADS: «Мы не обнаружили прямых доказательств того, что перекрывающиеся визиты грузовых самолетов и DN5505 на российский Дальний Восток связаны. Однако, учитывая грузоподъемность тяжелых самолетов и их роль в перевозке бронированных лимузинов Ким Чен Ына, это возможно, что грузовые самолеты могли загрузить Мерседес»
Проторенная дорожка
CNN приводит комментарий Джорджа Лопеса, ранее входившего в группу экспертов ООН. По его словам, запрет на ввоз в КНДР предметов роскоши может нанести Северной Корее не столь серьезный вред, как, например, санкции на вывоз угля, но выявление тех, кто помог Ким Чен Ыну получить его автомобили, мог бы помочь закрыть некоторые лазейки. К тому же, Пхеньян, используя аналогичные методы, может попытаться получать не только люксовые авто, но и различные товары военного назначения, что, как отмечают в C4ADS, представляет куда более серьезную опасность.
C4ADS: «Северная Корея приобретает элитные товары класса люкс через те же сети контрабанды за рубежом, что и другая контрабанда. В результате их обнаружение и конфискация могут стать средством противодействия основным закупочным операциям режима Кима».