Версия // Культура // 6 июня завершился 2 Книжный фестиваль «Красная Площадь»

6 июня завершился 2 Книжный фестиваль «Красная Площадь»

3630

Привить любовь к литературе

Кинолекторий. 2 книжный фестиваль Красная площадь
В разделе

В день рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дня русского языка в Москве закончил свою работу книжный фестиваль. Его площадка была разбита по жанрам. Детская и образовательная литература, нон-фикшн, художественная литература и литература региональных издательств. В программу было включено более сотни мероприятий, которые шли нон-стопом каждый из четырех дней (с 3-6 июня).

Вход на фестиваль был свободным. Книги продавались со скидкой в 25%, так как более чем 400 издательств участвовали в событии безвозмездно!

Это все, конечно, здорово и замечательно. По подсчетам организаторов фестиваль посетили не менее 200 тыс. человек! Но есть и оборотная сторона медали. К примеру, книжных магазинов больше не становится, тиражи падают, цены на книги уверенно растут. К кризису конца 2008 года в России насчитывалось около 7000 издательств. К 2016 году выжили не все. Но число в 3-5 тысяч будет вполне корректным для обозначения различных игроков на книжном рынке. Крупных и мелких, «тонких» и «толстых», декларирующих свою приверженность традиционным методам книгоиздания или свою инновационность. В свое время многих из них можно было видеть на Открытом книжном фестивале, проводившемся в ЦДХ также в начале июня.

Букинистический стенд в ГУМе на 1 линии
Букинистический стенд в ГУМе на 1 линии

Очевидно, что издательским бизнесом и сегодня заниматься выгодно, но только если делать это профессионально, будучи «на острие» вопроса. Лет 15 назад требования к выстраиванию издательства как эффективного успешного бизнеса были совсем не такие жесткие! В 2016 году основной критерий для издательского бизнеса – никаких лишних затрат! Все должно быть просчитано и спроектировано. Известно, что книгоиздание – проектный бизнес. Всегда есть в «издательском портфеле», как говорил в своем интервью «Продается не автор, а тема», генеральный директор издательской группы «Альпина Паблишер», работающей на рынке нон-фикшн, Алексей Ильин: «книги, которые выстреливают, которые продаются средненько, и есть провальные. Основные деньги приносят бестселлеры и хорошие середняки».

Отмечу, что тиражи книг в 2016 году радикально снизились! Если еще в середине «нулевых» нормальный бестселлер, как «Дао Татуировки» мог быть продан несколькими тиражами по 5-7 тысяч экземпляров, достигнув общего числа в тридцать тысяч реализованных копий, то уже в 2016 речь может идти о 500-1000 экземплярах, реализуемых в течение года.

Кардинально выросла цена книг. Если красивое подарочное издание с цветными вставками страниц на 100-150 в середине 2000-х можно было купить рублей за 300, а то и ниже, то в 2016 году о его стоимости менее чем за 1000 рублей и речи быть не может! Продажи электронных книг и ридеров для их чтения все увереннее входят в нашу жизнь, формируя новую реальность книгоиздания. Причем речь идет не только о более низкой цене электронных книг, но и возможностях по их печати по инновационным технологиям.

Интересно, что почти все известные российские издательства, сегодня делающие погоду на книжном рынке, образовались в начале 1990-х годов, отметив к 2016 году свои двадцатилетия. Например, издательства «Гранд-Фаир», «Вече», «Олма», «Омега», «РИПОЛ классик», «Профиздат», «Росмэн», «Ниола-Пресс», «Айрис» и другие. Это, конечно, немного. Если сравнивать с зарубежными издательскими корпорациями. Тем не менее, каждое российское издательство выбирало свой путь становления. Кто-то стартовал, как собственно издательство, начав свой путь в книжном бизнесе, с издания тех или иных книг и уже после озаботившись их сбытом. Как издательства «Алетея», «Эвеста». Последнее, к примеру, начало свой путь в книжном бизнесе с издания в 1992 году «Дело Мастера Бо» Бориса Гребенщикова*, нескольких поэтических книг и на этом тихо исчезло. Так как возникли трудности со сбытом тиража.

Кто-то, наоборот, вышел на рынок, как книготорговая организация, сначала сформировав свои сети сбыта по стране. После приступив к издательской деятельности.

Характерный пример - «Эксмо» или «АСТ», которое было «поглощено» «Эксмо» в 2011 году. Некоторые, как «Лабиринт» или «Гранд-Фаир» объединили в одной фирме издательство и книготорговую структуру. Некоторые вполне успешные издательства, как «Этерна», организовали бывшие главные редактора более крупных издательств. Авангардное издательство «Ультра.Культура» было учреждено известным поэтом Ильей Кормильцевым, но ушло с рынка.

Соответственно, каждое издательство продвигало на рынок своих авторов более-менее подходящих выбранному издательством направлению – будь то женские романы, эзотерика, детская литература, деловая литература, мемуары или фэнтези.

О многом мы уже писали в цикле статей «Игра в классики. Часть 1», «Игра в классики. Часть 2» и других. Например, заместитель генерального директора «Гранд-Фаир» Олег Айсин в середине «нулевых» отмечал «весьма востребованную читателями серию изданий по бизнесу, боевым искусствам, астрологических прогнозов Татьяны Борщ, карт Таро и подарочных дорогих книг об автомобилях или пиве». Для петербургских издательств «Амфора», «Северо-Запад», «Азбука» подобными найденными «кейсами» в «нулевых» и в 2016 году продолжают оставаться недорогие интеллектуальные произведения с образцово оформленными обложками («под серию») многих известных отечественных и зарубежных авторов как: Рабле, Зощенко, Бродский, Хармс, Гоголь, Белый, Маркес, Мисима, Кортасар, Мураками, Кундера, Зюскинд, Фаулз, Миллер. Имена которых, сами по себе являются хорошо раскрученными «брендами» и торговой маркой.

Все это было представлено в шатрах на «Красной Площади». У Собора Василия Блаженного (где еще в 18 веке в «палатке» была открыта первая публичная библиотека купцами Киприановыми) разместились отдельный павильон «Москва – книжная» с шатром «Библиотека» и «Главная сцена» фестиваля, где проходили встречи с актерами, писателями, музыкантами. Также мы могли увидеть перфомансы и чтения. К примеру, хорошо знакомого читателям Дениса Драгунского (автора «Денискиных рассказов» и многого другого) или Евгения Водолазкина, Эдварда Радзинского, Александра Снегирева (лауреат «Русского Букера»), Гузель Яхину (премия «Большая Книга»), Евгения Евтушенко. 2016 год объявлен Годом кино. Это отразилось в программе фестиваля, где на площадке «Кинолектория» проходили многочисленные мероприятия, связывающие литературу и кино. Играли Сергей Летов и Олег Нестеров, читались стихи. Антикварная книга и букинисты разместились на первой линии ГУМа.

Оргкомитет 2 книжного фестиваля Красная площадь
Оргкомитет 2 книжного фестиваля Красная площадь

Но нашей литературе, как говорил в интервью «Книжная площадь, том 1» (Российская Газета от 3.06.2016) заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев: «Не хватает прежде всего современного эпоса. И авторов, которые могут за него взяться». Также настораживает то, что «среднестатистический гражданин Российской Федерации сейчас тратит 8 часов на медиапотребление – телевидение, радио, газеты и журналы, книги и электронный текст. Так вот книги занимают полтора-два % от этих 8 часов. Безумно низкие цифры. Ужасно тревожащие. Что ни говори, а в начале всего было и есть – слово. В любом деле».

«Наша Версия» выражает надежду, что фестиваль «Красная Площадь», а также Московская Международная Книжная Выставка-Ярмарка и «Non-Fiction» помогут преодолеть непростые тенденции в книжной отрасли, поэтому мы поддерживаем книжные фестивали информационно.

Выражаем признательность за предоставленную аккредитацию Виктории Краснянской.

Фото – автора.

*
Борис Гребенщиков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.06.2016 11:02
Комментарии 0
Наверх