Версия // Культура // Звезда фильма «Покровские ворота» была недостаточно востребована в профессии

Звезда фильма «Покровские ворота» была недостаточно востребована в профессии

3524

Вакуум Маргариты Хоботовой

В разделе

9 июня на 71-м году жизни скончалась замечательная актриса Инна Ульянова. И хотя Инна Ивановна была театральной актрисой, в нашей памяти народная артистка России в первую очередь останется мадам Хоботовой из «Покровских ворот».

Самые известные фразы, сказанные героиней Инны Ульяновой — Маргаритой Павловной, давно живут своей жизнью. «Хоботов, это упадничество!»; «Это мой крест!!! И нести его мне!»; «От тебя один дискомфорт!»; «Это не ты говоришь! Это кричит твой вакуум!»; «Хоботов, это всё несерьёзно!»; «Банально, Хоботов...» или «Ты без меня пропадёшь» — все эти цитаты стали народными. А когда вспоминаешь её обращение к героине Елены Кореневой: «Милочка!» — понимаешь, что таких комедийных актрис в мире единицы. И сожалеешь, что талант Инны Ульяновой так до конца и не был раскрыт.

Инна Ульянова должна была стать горным инженером

Инна Ульянова решила стать актрисой вопреки родительской мечте. Она должна была пойти по отцовским стопам и стать горным инженером. Но, окончив московскую школу, будущая актриса отправилась поступать в Щукинское училище. Мама, узнав о решении дочери, упала в обморок, а папа философски заметил: «Да ты посмотри, какая она маленькая, худенькая, кто её возьмёт? Она провалится, и мы устроим её в Горный». Но при поступлении Ульянова так хорошо рассказала басню и стихотворение, что её безоговорочно приняли, но предупредили, что через полгода выгонят, если окажется, что она всего лишь ловко обманула приёмную комиссию. Но училась Инна отлично, так что из «Щуки» выгонять её никто и не пытался.

30 лет своей жизни актриса отдала Театру на Таганке

Первым комедийный талант в юной актрисе открыл питерский театральный режиссёр Николай Акимов. Именно он пригласил её в свой Ленинградский театр комедии. Как часто говорила сама актриса, Николай Акимов был её режиссёр. За шесть с половиной лет Ульянова сыграла у него 20 ролей, причём восемь из них — главные. И всё же Питер не стал для актрисы родным городом. Она вернулась в Москву, где оказалась у Юрия Любимова в Московском театре драмы и комедии на Таганке. При первой же встрече с театральным мастером Инна Ивановна успела проявить свой характер. Вот как вспоминала об этом сама Ульянова: «Я была очень популярной актрисой в Ленинграде, поэтому на вопрос Любимова, могу ли я показаться, гордо ответила отказом. На что он невозмутимо заметил: «Тогда дебют. Если понравитесь — останетесь». А я в ответ: «А если вы мне понравитесь, то вы тоже останетесь». В итоге 30 лет своей жизни актриса отдала этому театру, но довольна так и не была: не её роли, не её режиссёр... Всё было не её. И в конце концов Ульянова перешла в театр «Содружество актёров на Таганке», хотя и там её не слишком баловали ролями. Поэтому в последние годы Инна Ивановна помимо своего театра играла в антрепризах: в театре Василия Ливанова «Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»), у Александра Яцко («Генрих IV», «Ричард II»), антрепризах Михаила Козакова и Сергея Арцыбашева («Женитьба»).

От дамы с лисой к Маргарите Павловне

В кино актриса снималась мало, немногим больше 20 ролей. Но зато какие яркие! Первой ролью, которая её прославила, сама актриса называла... эпизодическую роль в «Семнадцати мгновениях весны» — образ пьяной дамы-математика с лисой. Сегодня этот факт удивителен, но именно по этой роли долгое время узнавали Инну Ульянову. Но когда в 1982 году она сыграла Маргариту Хоботову у Михаила Козакова в «Покровских воротах», Ульянова стала безумно популярной.

По теме

А ведь этого могло и не случиться — на роль Маргариты Павловны пробовались многие актрисы. И предпочтение первое время отдавали Наталье Гундаревой. Актёр и режиссёр Михаил Козаков вспоминает: «Я знал Инну Ульянову ещё студенткой Щукинского училища, мы часто ходили на спектакли друг к другу. Я видел её дипломные спектакли, и тогда уже было ясно, что она человек неординарный, яркий, талантливый. Поэтому я решил обязательно попробовать её на роль Маргариты Хоботовой. К тому времени Инна была уже состоявшейся актрисой, не очень засвеченной в кино, но всё-таки известной».

На роль Хоботовой пробовали Гундареву

Козаков принёс актрисе сценарий. Ульянова всю ночь читала, на утро снялась в пробах и только потом узнала, что кроме неё пробы были у Гундаревой. Как вспоминала потом актриса: «Я тогда даже разозлилась. Гундарева — звезда, и против неё у меня не было никаких шансов. Подумала: «Мишка, подлец, нет чтобы предупредить, я бы хоть выспалась накануне проб!» Я уже в душе попрощалась с этой ролью. И вдруг оказывается, что именно я прошла пробы и меня утвердил худсовет единогласно».

Актриса была совсем не похожа на свою героиню. Но её образ так понравился, что долгое время считалось, что Ульянова сыграла саму себя. На самом деле она, напротив, в жизни была робким, стеснительным и неуверенным человеком. Актёр Анатолий Равикович, сыгравший бывшего мужа Маргариты Хоботовой, так рассказывает о своей партнёрше: «Инна, как это ни странно, очень волновалась во время съёмок, ведь это была её первая большая роль в кино. Отношения на площадке у нас были замечательными. Мы помогали друг другу: «Вот это у тебя получилось, а этот эпизод надо проработать».

В фильме мы играли ссорящихся супругов, но в жизни у нас были совсем другие отношения. В перерывах между съёмками мы беседовали, развлекая друг друга театральными байками. Так как сам я питерец, она часто после съёмок приглашала меня домой в гости, кормила всякими вкусностями, она была потрясающей хозяйкой».

Тихонов называл её королевой

С другой стороны, эта роль сыграла с актрисой злую шутку: режиссёры стали приглашать её исключительно на роли женщин а-ля Маргарита Павловна. Было много ролей, ярких, запоминающихся, но опять небольших: в фильмах «Где находится Нофелет?», «Когда опаздывают в загс», «Наш американский Боря» и многих других. И только Никита Михалков разглядел в актрисе нечто другое. Первая роль Ульяновой у него была ещё в «Рабе любви», а вот вторая, более серьёзная, уже в «Утомлённых солнцем». На съёмочной площадке она встретилась с двумя актёрами, с которыми ей уже доводилось играть вместе: Вячеславом Тихоновым и Олегом Меньшиковым. От съёмок в этом фильме у актрисы осталось много воспоминаний. Вот лишь одна из баек, которую она потом часто всем рассказывала: «У Михалкова в «Утомлённых солнцем» я вновь встретилась с Тихоновым. Когда я впервые увидела его на съёмках «Семнадцати мгновений весны», то даже испугалась — настолько он был красив в форме этого штандартенфюрера! Я зажалась. Сам он человек сдержанный. И за два дня съёмок мы не успели с ним как следует познакомиться. А уж в «Утомлённых солнцем» мы всё время были вместе. Он чудный человек. А главное — с юмором. Называл меня королевой. А когда мы снимали огромную сцену за столом и было холодно — работали осенью на стеклянной веранде, Тихонов всё советовал мне хряпнуть рюмочку коньяку для согрева — всё равно сидим спиной к камере. В итоге мы с ним «нахряпались». И когда по ходу сцены Михалков это заметил, то воскликнул: «Иннуль! Да вы пьяненькая!» И тут заступился Тихонов: «Королева не может быть пьяненькой!» Из-за стола попросили нас обоих».

Снималась в рекламе, чтобы подзаработать

После этого фильма в киношной жизни Ульяновой наметился простой, и когда ей предложили сниматься в рекламе Comet, она с удовольствием согласилась. Она никогда не стеснялась рассказывать, что снимается в рекламе. Наоборот, считала, что несколько лет съёмок в рекламе научили её за минуту делать всё возможное и невозможное, чтобы убедить зрителей приобрести товар, который она рекламировала. И у Инны Ивановны, надо признать, это получалось блестяще! А она ещё и честно признавалась, что взялась рекламировать чистящее средство, чтобы подзаработать и напомнить о себе. После рекламы к ней часто подбегали дети на улице и звали: «Тётя Комет, пойдём играть в футбол!»

Роман длиною в жизнь

Личная жизнь актрисы не сложилась: детей не было, замужем она была, но недолго. Самый громкий роман закончился очень грустно. Ульянова была влюблена во француза — Героя Советского Союза, лётчика эскадрильи «Нормандия-Неман» Жан-Пьера Константена. Он горел в самолёте, был в плену, а после войны остался работать в России, здесь у него были и друзья, и сердечные привязанности, а там, во Франции, — двухэтажная вилла, домоправительница и племянник.

Встретились актриса и француз дома у общего знакомого. Потом Ульянова уехала на гастроли в Париж, и Костя, так она его называла, вылетел вслед за ней. Всё свободное от театра время они проводили вместе. Когда они расставались, то писали друг другу письма, много писем... А потом однажды актриса получила письмо от племянника Жан-Пьера, что её любимого не стало. Роман длился всего четыре года, от него осталась гора писем, которые потом Ульянова сожгла. Актриса была влюбчивым человеком, но об этом романе она всегда рассказывала как об одном из самых значимых в своей жизни.

P.S. Последние годы жизни Ульянова продолжала играть и в кино, и в театре. Дважды снялась у Дмитрия Астрахана. В 2001 году — в фильме «Леди на день», в 2003 году — в телефильме «Тартарен из Тараскона», где на съёмочной площадке опять встретилась с Анатолием Равиковичем. «Мы, конечно, за 20 лет с «Покровских ворот» изменились, постарели, но играли с не меньшим энтузиазмом, — рассказал нам Анатолий Юрьевич. — Мне было очень приятно встретиться с Инной ещё раз на съёмках, чувствовал себя с ней как с родным человеком. Работать было легко. Она играла мою экономку и, как всегда, была очень профессиональна и мобилизованна».

Она играла в основном комедийные роли, а вот трагические — нет, хотя в последнее время говорила, что, может быть, и попробовала бы себя в такой роли. Но судьба распорядилась иначе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.11.2016 23:10
Комментарии 0
Наверх