Крупные ритейлеры обезопасили себя от падения прибыли путем открытия специальных магазинов для бедных и экономных. Стремительное сокращение доходов россиян меняют рынок, считает аналитик.
По данным эксперта компании InfoLine Ивана Федякова, людей живущих за чертой бедности в стране уже почти 20 процентов, это приводит к росту популярности дискаунтеров. В бюджетном сегменте находятся 55 процентов жителей страны, в верхнем — 10 процентов, а средний стремительно сокращается (он составляет всего 15 процентов).
В списке дискаунтеров за прошлый год на вторую позицию поднялась сеть магазинов «Светофор». Ее выручка увеличилась на 38,8 процента (до 188,7 миллиарда рублей). Сеть оказалась второй по приросту торговой площади, уступив только X5 Retail Group, но обогнав «Магнит».
Изначально данные магазины создавались для людей, которые с трудом удовлетворят базовые потребности и находятся за чертой бедности. Но по словам представителя InfoLine постоянными покупателями в данном сегменте будут не только они.
Год назад X5 Retail Group запустил сеть «жестких дискаунтеров» под брендом «Чижик». В них продаются дешевые продукты для бедных слоев населения. В отличие от обычных точек, там сокращен ассортимент, снижены траты на выкладку товара, будут активно продаваться товары под собственными торговыми марками. Также, по словам представителя компании, будут оказано жесткое давление на производителей, которые будут работать с сетью на грани рентабельности.
Только за первое полугодие 2020 года уровень доходов населения России упал на 8%, впервые за два десятка лет. Худшие квартальные показатели были в четвертом квартале 2008 года и составили - 6,1% и - 7,3% в четвертом квартале 2016 года. Почти половина населения страны (45%) живет менее чем на 15 тыс. рублей в месяц, а у 70% ежемесячные доходы ниже 25 тыс. рублей.