В конце апреля начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов впервые официально подтвердил участие военнослужащих КНДР в операции по освобождению Курской области. Это заявление стало историческим – впервые за всю новейшую историю России в боевых действиях на её территории и на её стороне участвовали иностранные войска.
До этого момента присутствие северокорейских бойцов оставалось на уровне намёков и слухов, которые в Кремле отказывались комментировать. Теперь, после вытеснения ВСУ из Курской области, российское военное командование решило закрепить политический и дипломатический эффект, публично признав участие северокорейцев в боевых действиях. Это стало важным сигналом не только для внутренней, но и для внешней аудитории. С политической точки зрения речь идёт о формализации союзнических обязательств, зафиксированных в Договоре о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и КНДР, подписанном в 2024 году. Именно этот договор и его статья 4 стали юридическим основанием для появления бойцов Корейской народной армии (КНА) в зоне конфликта. Однако за внешне символическим жестом стоит прагматичный расчёт с обеих сторон.
Проверка боем
Решение Ким Чен Ына об отправке своих военнослужащих на территорию России вряд ли может быть объяснено только союзническими обязательствами. Оно прежде всего отражает собственные интересы Пхеньяна. Их можно условно разделить на три группы – военные, политические и экономические.
Корейская народная армия является одной из крупнейших в мире, по численности кадрового состава она уступает лишь китайской и индийской. Однако главным её недостатком военные эксперты называют отсутствие современного боевого опыта. Последняя крупная война, в которой участвовала КНДР, закончилась 72 года назад. А участие северокорейских военных в сирийских и африканских конфликтах было ограничено присутствием небольшого количества военных советников и специалистов. Потому участие в СВО дало КНДР уникальную возможность обкатать свои подразделения в реальных боевых условиях, в том числе на практике обучить военнослужащих противодействию ударам высокоточных систем вооружения, ведению боя под постоянным наблюдением БПЛА и борьбе с технологически оснащённым противником. Полученные навыки могут лечь в основу модернизации военной доктрины КНА, а также подготовки её командного состава. В обмен на военную поддержку КНДР могла получить доступ к российским военным технологиям, которые ранее являлись для неё недоступными из-за рисков утечки и международных санкций. В первую очередь это касается систем связи и навигации, беспилотных летательных аппаратов, средств радиоэлектронной борьбы и разведки, а также современных методов применения артиллерии в условиях высокоточного противодействия. Кроме того, существует вероятность передачи ноу-хау в сфере модернизации бронетехники и боеприпасов, в том числе корректируемых снарядов. Кстати, в конце апреля стало известно, что Северная Корея спустила на воду эсминец нового поколения, на фото которого военные аналитики разглядели ракетно-артиллерийский комплекс, похожий на российский «Панцирь-МЕ».
Страны так называемой «коалиции желающих», объединяющей более 30 преимущественно европейских государств, отказались от планов отправки своих войск на Украину, сосредоточившись на укреплении украинского оборонного потенциала.
Появление северокорейских бойцов в зоне СВО также позволит Пхеньяну закрепить репутацию надёжного поставщика как техники, так и живой силы. Военный экспорт является значимым источником валютных поступлений для Северной Кореи, и участие в боях на территории Курской области, судя по всему, позволило КНДР провести полевые испытания ряда собственных образцов систем вооружений. Прежде всего речь может идти о реактивных системах залпового огня (РСЗО) и самоходной артиллерии, адаптированной под советские калибры, а также о средствах ПВО ближнего радиуса действия. По имеющимся данным, северокорейские РСЗО продемонстрировали достаточную надёжность и устойчивость к контрбатарейной борьбе, что подтвердило их пригодность для ведения позиционной артиллерийской войны. Также была отмечена высокая механическая выносливость техники КНДР при эксплуатации в российских климатических и боевых условиях.
Полноправный союзник
Признание российским командованием участия солдат КНА в боевых действиях зафиксировало Пхеньян в качестве полноправного военно-политического союзника Москвы. В условиях международной изоляции это является для КНДР крайне важным действием. Участие в операции на территории Курской области позволяет Ким Чен Ыну укрепить свой имидж на международной арене в качестве активного участника глобального конфликта. Если в последнее время его воспринимали как регионального лидера с ядерной дубинкой, то приход на помощь такой крупной державе, как РФ, моментально прибавил ему политических очков. Также сотрудничество с Россией даёт Пхеньяну рычаги влияния на евразийскую политику и расширяет её дипломатические возможности, включая взаимодействие с Китаем, Ираном и Сирией.
Нетрудно понять, почему прежде Москва не заявляла об участии северокорейцев в боевых действиях. Пока шли бои, упоминание о помощи союзников могло быть расценено как проявление уязвимости. Успешное же вытеснение ВСУ с территории Курской области стало хорошим поводом для того, чтобы сообщить о присутствии сил союзника. Стоит обратить внимание, что новости о наличии северокорейских подразделений подаются именно в таком разрезе, хотя сообщить об этом можно было и иначе: как вариант представить северокорейцев «отпускниками»-добровольцами или же заявить, что в Россию прибыл лишь небольшой отряд военных для прохождения полевых учений. Признание полноценного присутствия северокорейских военных говорит о том, что в РФ более не считают нужным скрывать союз с КНДР, – прежде его старались не афишировать, чтобы не портить отношения с Южной Кореей.
Продолжение следует?
Потому уместно предположить, что участие бойцов КНА в СВО может не ограничиться территорией Курской области. Учитывая масштаб конфликта, не исключено расширение северокорейского участия на районы, где требуется быстрая стабилизация линии фронта. Вопрос лишь в том, будет ли это афишироваться. Возможны и другие форматы взаимодействия – от поставок дополнительной техники и снарядов до создания совместных военно-инструкторских групп.
На первый взгляд участие КНДР в СВО – шаг, выгодный обеим сторонам. Россия получает боеспособные, мотивированные кадры и союзника, готового действовать без оглядки на Запад. А Северная Корея – реальный боевой опыт для своей армии, экономическое и политическое усиление, а также возможность заявить о себе как об активном участнике глобальных процессов. Тем не менее некоторые эксперты говорят о возможных рисках. Как минимум такой шаг грозит усилить международную изоляцию Москвы, поскольку участие в конфликте КНДР – страны, находящейся под жёсткими санкциями Совбеза ООН, может быть расценено как прямое нарушение резолюций. Кроме того, присутствие иностранных военнослужащих на территории РФ или в зоне российской военной ответственности поднимает вопросы о контроле, командной вертикали и уровне координации между союзниками. Существует долгосрочный риск формирования зависимых связей, при которых Россия будет вынуждена учитывать интересы Пхеньяна в своих внешнеполитических решениях, включая возможные конфликты КНДР с Южной Кореей или Японией. Наконец, существует риск утечки боевого опыта и технологий, которые могут быть впоследствии использованы в целях, не совпадающих с интересами самой России.
Тем временем
Обстановка в приграничных районах остаётся напряжённой. 5 мая появились сообщения о новой попытке вооружённых сил Украины прорваться на территорию Курской области. Основной удар пришёлся в направлении населённого пункта Тёткино в Глушковском районе. По имеющимся данным, украинские подразделения усиливали огневое давление в этом секторе. Одновременно предпринимались попытки подрыва мостов и других объектов транспортной инфраструктуры. Эти действия направлены на дестабилизацию логистики российских войск и затруднение переброски резервов, особенно в зоне реки Сейм и её притоков. Таким образом, несмотря на официальное завершение активной фазы операции, украинские силы продолжают локальные атаки, что указывает на сохраняющуюся угрозу и необходимость поддержания усиленного режима безопасности вдоль границы.
О завершении операции по освобождению Курской области начальник Генштаба ВС РФ доложил президенту России 26 апреля. Однако, как было заявлено позже, отдельные украинские военнослужащие всё ещё скрываются на территории региона и просят своё командование об эвакуации.