Версия // Общество // Все государства пишут историю одинаково, а люди делают её уникальной

Все государства пишут историю одинаково, а люди делают её уникальной

5295

Морские диверсии Коминтерна

В разделе

Даже в новейшей истории государства могут в мирное время потопить гражданские суда других стран. В 1985 году французские спецслужбы взорвали в Окленде судно ГРИНПИС «Рейнбоу Уорриор», мешавшее проводить Франции ядерные испытания, в 1986 году спецназом ЮАР в порту Намибе были взорваны 3 сухогруза - советские «Капитан Чирков» и «Капитан Вислобоков» и кубинский «Гавана», перевозившие в Анголу советское оружие, в 1994 году погиб эстонский паром «Эстония». Происходили такие события и в 30-50-е годы, и причастен к ним был III Интернационал.

Читатели, интересующиеся исторической тематикой, наверняка знают о том, что в 30-е - 40-е годы практически все правительства Европы очень боялись Коминтерна. Их страх перед этой организацией был настолько велик, что в ходе второй мировой войны одним из условий оказания помощи СССР западными союзниками стало требование распустить Коминтерн. После размышлений Сталин принял решение о формальном роспуске III Интернационала 15 мая 1943 года. Те задачи, которые решал Коминтерн в 30-х годах, во время войны были не очень актуальны, а после войны были созданы другие структуры.

Одной из задач Коммунистического Интернационала было решение специальных, невидимых миру задач. О решении таких задач на море мы расскажем в этой статье.

Предисловие

Эрнст Волльвебер родился в 1898 году в семье шахтера. После школы скитался по разным портам Северной Европы. Он присоединился к движению молодых социалистов, стал членом «Союза Спартака». В 19 лет его призвали на флот. В начале января 1918 года в Киле началось восстание военных моряков. Сигналом к началу восстания стал красный флаг, поднятый над линкором «Гельголанд» матросом Волльвебером. Во время Кильского восстания Эрнст познакомился с Рихардом Зорге (да, с тем самым Рихардом Зорге, который впоследствии станет легендарным советским разведчиком). После установления Веймарской республики, они переезжают в Гамбург, где создают штаб-квартиру Компартии Северной Германии. В 1932 году Волльвебер занял пост Председателя Интернационала портов и доков – важной структуры Коминтерна.

Невидимая война на море

30-е годы 20 века – время очень жёсткое, силовое, и коминтерновским лидерам требовались люди для выполнения особых, не афишируемых задач. Высокопоставленный функционер III Интернационала Дмитрий Мануильский во время одного из своих приездов в Германию убедил Эрнста отправиться для обучения в СССР. Здесь Волльвебер провёл два года. Он стал командиром диверсионной группы на случай войны между СССР и капиталистическими странами. Командиром необычной группы….

В 1928 году Эрнст стал депутатом лантага Пруссии, а в 1932 году – депутатом рейхстага.

Тогда же Волльвебер создал Международный союз моряков (МСМ). Эта была мощная организация, имеющая отделения в 22 странах и в 15 английских и французских колониях! По современным меркам – общественная организация, работающая в 37 странах. МСМ субсидировалась Коминтерном, т.к. была главным по морским диверсиям. Так называемые клубы МСМ располагались в Гамбурге, Бремене, Данциге, Роттердаме, Амстердаме, Копенгагене, Осло, Риге, Таллине. Там планировались операции, изготавливались мины, подделывались необходимые документы, проводился инструктаж исполнителей. Штаб Волльвебера состоял из 25 человек, подобранных им лично. Среди них были немцы, датчане, шведы, голландцы, бельгийцы, французы, англичанин.

В разных источниках приводятся различные цифры потопленных судов от 20 до 100. Диверсии заключались в закладке мин в трюмы судов. Иногда мины маскировались под кусок угля и закладывались в угольной яме транспорта. Взрывы происходили в открытом море, экипаж парохода спасался на шлюпках, явных следов диверсии не было.

По теме

Одним из первых известных случаев стало потопление после оккупации Японией Манчжурии японских судов «Тайима Мару» и «Биао» (на пути из Роттердама на Дальний Восток). Во время гражданской войны в Испании, по некоторым данным, каждый пятый корабль, идущий из портов Германии в порты Испании (находящиеся под контролем франкистов), вдруг в открытом море, далеко от берега, взрывался, а моряки спасались в шлюпках. Из мемуаров известен один случай – потопление польского грузового парохода «Стефан Баторий». Этот пароход шёл со стратегическим грузом для Франко. Он затонул в Северном море после возникшего в его трюме пожара в результате взрыва заложенной там бомбы.

«Жорж Филиппар»

Гибель этого парохода нужно описать отдельно. Во-первых, это был пассажирский пароход, а во-вторых… Судьбе было угодно сделать так, что пассажиров лайнера, взорванного коминтерновскими диверсантами, спасали советские моряки!

В довоенной Франции была судоходная компания «Compagnie des Messageries Maritimes», пассажирские лайнеры которой обслуживали несколько направлений. Одним из направлений было Марсель – Коломбо – Шанхай – Йокогама. «Жорж Филиппар» был новым комфортабельным пассажирским лайнером, водоизмещением 17500 тонн. Он брал на борт 767 пассажиров и 253 члена экипажа.

В ночь с 16 на 17 мая 1932 года лайнер, следовавший из Йокогамы в Марсель, находился в Аравийском море. Автоматическая система оповещения сообщила о пожаре в трюме №5. Можно утверждать, что именно там находилась заложенная мина.

Огонь быстро распространился по лайнеру, и очень скоро «Жорж Филиппар» горел весь. Радист успел подать в эфир сигнал SOS всего пять раз. Сигнал приняли два английских грузовых парохода, но они были далеко. Ближе всех оказался советский танкер «Советская нефть», возвращавшийся из Владивостока в Туапсе. Танкер шел пустой, но на нем не была проведена дегазация, т.е. пары бензина не были удалены из танков танкера. Подходить к источнику огня на нем было смертельно опасно. Тем не менее, наши моряки решили идти на помощь «французу» - ведь там были сотни пассажиров! Танкер подошел к горящему лайнеру (к тому времени он уже весь был в огне), спустил свои шлюпки и спас 420 человек. Еще 280 спасли два подошедших английских грузовых парохода. Около сотни людей погибли. Французское правительство выразило благодарность морякам советского танкера. Капитан танкера Алексеев был награжден золотыми часами, а весь экипаж – французскими медалями «За спасение погибающих». От французской денежной премии экипаж отказался. Вот такая достойная картина, характеризующая моряков советского торгового флота. Естественно, французы провели следствие, ничего не обнаружили, обвинили «Compagnie des Messageries Maritimes» в поджоге с целью получить страховую премию. Правда тогда никто не объяснил, зачем компании было поджигать один из лучших и самый современный лайнер в своем флоте.

Горящий пассажирский лайнер «Жорж Филиппар»
Горящий пассажирский лайнер «Жорж Филиппар»

Истина открылась позже, когда выяснилось, что на лайнере с пассажирами перевозился военный груз для Японии. Что и привлекло внимание людей Волльвебера. Кстати, практика перевоза военных грузов на пассажирских судах обернулась трагедией и в 1994 году, когда погиб паром «Эстония». Но это уже другая история.

Во время второй мировой

После того, как в Германии Адольф Гитлер пришёл к власти, Волльвебер переехал в Данию, а потом в Швецию. В Стокгольме после диверсии на финском судне в шведском порту его арестовали, и между Германией и СССР началась за него борьба. Гестапо, после ряда арестов, обвиняла Волльвебера в руководстве уничтожением 16 немецких, 3 итальянских и 2 японских судов. Это было только верхушка айсберга. В частности речь шла об уничтожении немецкого парохода «Фила» в порту Кенигсберга. Химические дистанционные взрыватели было доставлены на пароход в порту Рига. Взрывчатка была доставлена датскими членами организации из шведского Мальме.

По теме

Посол Коллонтай заявила шведам, что Волльвебер советский гражданин и требовала его департации в СССР. Германия и СССР предоставляли шведам свои аргументы до 1944 года. Когда стало ясно, кто побеждает в войне, Швеция выслала его в СССР.

Всё то, о чем будет сказано дальше, в источниках напрямую не подтверждено. Но стиль диверсий говорит сам за себя. Судя по всему, организация Коминтерна, занимающаяся морскими диверсиями, была засвечена не вся. С 1939 по 1944 год произошла череда пожаров (стиль работы организации Волльвебера) на военных кораблях Германии и Швеции. 29 декабря 1939 года – на немецком эсминце «Бруно Хейнеманн», 25 января 1940 года – на немецком эсминце «Антон Шмидт», 27 декабря 1940 года – на немецком эсминце Z-24, 17 января 1941 года – на шведском эсминце «Гетеборг» (впоследствии разлив топлива распространился еще на два эсминца, в результате все три корабля погибли). Были зафиксированы многочисленные пожары на более мелких кораблях – миноносцах, тральщиках, торпедных катерах.

Можно, конечно, сказать, что прямого подтверждения участия в этих пожарах людей Волльвебера нет. Во время второй мировой войны пожары на военных кораблях, конечно, случались. Но концентрация подобных случаев по количеству и месту (Балтийское и Северное моря) наводят на размышления. Все эти случаи идеально вписываются в методику диверсий группы Волльвебера. Можно также предположить, что данные пожары дело рук англичан. Однако сами британцы на эти лавры не претендуют, хотя о деятельности своих спецслужб во время Второй Мировой войны рассказывают достаточно широко.

Вывод напрашивается один – арест Волльвебера не парализовал деятельность его сети.

Продолжение следует

Закончилась Вторая Мировая война. Началась Холодная война. Коминтерн формально был распущен. Но структурные подразделения остались. Война в Корее и в Индокитае показала необходимость осложнить подвоз грузов к театру военных действий. И старые ячейки ожили… Хроника тех лет. Взрывы на британских торговых судах «Индиан Экспресс» и «Беденхэм», перевозящих оружие по контракту с министерством обороны. В мае 1950 года в машинном отделении французского лайнера «Оран», перевозившего оружие из Марселя в Сайгон, сработала термитная бомба. 25 января 1953 года был полностью разрушен канадский 20 000-тонный лайнер «Канадиан Экспресс». Пожар вспыхнул, когда судно стояло на ремонте в доке Ливерпуля. Излишне говорить, что лайнер был задействован в военных перевозках. Не обошлось и без диверсий на военных кораблях. В 1950 году под паровым котлом авианосца «Илластриес» обнаружили три магниевых заряда, которые непременно воспламенились бы при повышении температуры.

Были еще 4 диверсии, венцом которых стало уничтожение французского эсминца «Лапас», взорванного на якорной стоянке близ Сен-Мало. В результате диверсии погиб 51 человек из команды миноносца. Холодная война набирала обороты и грозила перерасти в горячую.

Но наш герой формально к этим делам причастен не был. Эрнст Волльвебер был в ту пору государственным мужем – министром транспорта ГДР. Хотя и не долго. Важные обстоятельства вновь вернули его в разведку. 1 мая 1957 года Волльвебер подал в отставку, сославшись на здоровье.

Эрнст Волльвебер умер в Берлине 5 марта 1967 года. Тогда в самом разгаре была война во Вьетнаме и арабо-израильское противостояние. Снабжение по морю Израиля и Америки имело огромное значение. Но тон в разведке и диверсиях задавали уже люди другого поколения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.03.2019 10:00
Комментарии 1
Наверх