Версия // Общество // 30 апреля 2023 года на проспекте Царицы Кетеван в Тбилиси прошло торжественное открытие Ингушского культурного центра

30 апреля 2023 года на проспекте Царицы Кетеван в Тбилиси прошло торжественное открытие Ингушского культурного центра

9289

В центре – ингуши!

30 апреля 2023 года на проспекте Царицы Кетеван в Тбилиси прошло торжественное открытие Ингушского культурного центра
(фото: Ксения Рыжова/nashilitsa.ru)
В разделе

В этот день здесь собрались все, кому интересна история и культура ингушей, – от делегации РИ и научных деятелей до общественников и представителей кавказоведческой науки Грузии.

Среди приглашённых были также и представители Совета тейпов Республики Ингушетия, передавшие в дар культурному центру издания на ингушском и русском языках по истории, обычаям, традициям, культуре и фольклору ингушского народа.

Неофициальная часть открытия прошла душевно и широко. В этом случае грузинская составляющая этой истории сыграла особую роль. Гости праздника прогулялись по улице Ингушской (в Тбилиси есть такая!) и пообщались с её хлебосольными жителями. Они вышли на встречу к ингушским гостям с горячими лавашами (шоти), которые только-только вынули из тандыра, и с подносом для подачи вина. Таким образом, соблюдая свои традиции, они благословили ингушский народ и отметили его особенную преданность, любовь к Грузии.

Спустя месяц после открытия Центра я встретилась с его директором – Марьям Бежиташвили, добившейся воплощения этого долгожданного проекта в реальность, и Мерабом Чухуа – лингвистом-ингушеведом, видным представителем кавказоведческой школы Грузии, директором Института кавкасиологии Тбилисского госуниверситета. Предпраздничная суета улеглась, и появилась возможность детальной проработки проектов на перспективу. О первоочередных задачах и о том, как будет выстраиваться деятельность Центра, который, по его уставу, должен стать местом притяжения для всех желающих больше узнать о культуре и истории ингушского народа, мы и вели разговор.

Национальный акцент

Марьям и Мераб – мои старые знакомые. С ними мы встречались во время подготовки выпуска «Гамарджоба, ингуши!», посвящённого ингушско-грузинским связям, истории двух народов, которые стали братскими не по крови, а по духу.

Мераб – исследователь-кавказовед, профессор Тбилисского государственного университета. Как человек деятельный, очень коммуникабельный и уважаемый, он с напором мощного локомотива движется к поставленным целям. И к Ингушскому культурному центру его отношение весьма радушное, что и проявляется в самоотверженном обмене своими знаниями и неоценимым опытом.

Марьям – его студентка, молодой историк-кавказовед, которая уже блестяще зарекомендовала себя в научных кругах как исследователь, который умеет удивлять коллег своей щепетильностью, вдумчивым и ответственным подходом ко всем начинаниям, за которые берётся.

Мераб говорит, что открыть площадку в виде Центра, куда могли бы прийти все, кому интересна история Ингушетии, да и сами ингуши, было его давней мечтой.

По теме

– Вот уже лет сорок я стараюсь, чтобы в Тбилиси был Ингушский центр. За это время появилась Марьям, которая сама меня нашла, стала моей студенткой, соратницей (улыбается. – Авт.). Она шесть лет тому назад инициировала не только Центр, но и улицу Ингушетии в Тбилиси, и теперь мы можем пройти по ней.

Конечно, мысли у нас были всякие: а вдруг не получится, провалимся? Но, слава богу, сегодня всё у нас есть, вот такая хорошая площадка, причём на очень необычном месте – это символ общей исторической памяти грузин и ингушей/дурдзуков. Это тоже заслуга Марьям, которая нашла её. Она же из-под земли достанет то, что надо будет для ингушского дела. Её прозвище в Грузии в интернет-пространстве – «Ингуша», она же всегда рассказывает об ингушах и об Ингушетии, – говорит Мераб.

Марьям рассказывает, как будет строиться работа.

– Исходя из своих целей, организация действует как в Грузии, так и ведёт сотрудничество с единомышленниками за её пределами. Одна из первых целей – представить ингушскую культуру широкому кругу, заявить о нашем центре. Ведь официально оформленные национальные объединения ингушей есть во многих странах – например, в Казахстане, Бельгии, Франции, Канаде, США, Турции. Мы намерены решать нашу главную задачу – укреплять грузино-ингушские отношения и рассказывать о богатой истории нашего народа с помощью разноплановых форматов. К примеру, история ингушско-грузинских связей очень древняя, но до сих пор нет учебников, научных изданий на грузинском языке. В основном акцент сделан на узкой специализации. Например, историю Ингушетии в университетах Грузии с инерцией советской практики изучают в контексте. Необходимо восстановить, реконструировать подлинную, аутентичную историю, ингушскую – само собой, не только в контексте. Ведь у ингушского народа есть все ресурсы для культурной, идентичной обособленности. И так и есть сегодня: несмотря на разные политические рамки, у ингушского народа есть своя республика, богатейшая авто- и экзоэтнонимика, литературный язык, чётко выявленное самосознание. И хотя Ингушская республика молодая, ей всего лишь 31 год, сама Ингушетия намного старше этой даты, даже и в форме государственности (в следующем , 2024 году ей исполняется 100 лет). Нельзя принижать историю, даже новейшую. У нас есть основательная, солидная база исторических источников. Они посвящены именно ингушам. Важно создать хронику отношений ингушей и грузин – базу исторических и литературных (фольклорных) источников по грузино-ингушским отношениям. Она может быть представлена как минимум в двух томах и на четырёх языках.

Мы уже работаем в этом направлении, создаём библиографию по данной теме. Комплектуем и «Ингушскую библиотеку», которая будет уникальна на всём Южном Кавказе. Она должна стать одним из центров ингушеведения для исследователей и читателей со всего мира, – говорит Марьям.

Я надеюсь, что своё место в библиотеке Центра займёт и многотомник «НАШИХ ЛИЦ» – планирую под одной обложкой собрать публикации, которые вышли в разных выпусках, объединив их тематически. Материал собран в достаточно большом объёме, поэтому одним изданием невозможно будет ограничиться.

Также, замечает Марьям, в планах деятельности Центра – организация диспутов, конференций, семинаров, в том числе по истории ислама и в общем религиозной идентичности. Здесь же будут проходить культурные мероприятия: выставки, праздники, чаепития.

Не могу «оставить в тени» и ещё одного человека, который жил и горел идеей открытия культурного центра. Речь о Сараждине Султыгове. Неординарный общественник, сопредседатель ингушской общественной организации Мехк-Кхел – один из тех, кто ставит национальные интересы ингушей превыше всего. Такая позиция не всем нравится, но он своим убеждениям не изменяет, для него понятие справедливости в отношении к родному народу – самое ценное и самое главное, что есть в жизни.

Кого история рассудит

По теме

Однажды в разговоре со мной Мераб заметил, что ингуши и чеченцы – как две руки, между которыми невозможно сделать выбор. И, несмотря на последствия политических событий последних лет, он своего мнения не изменил. Для него важно, чтобы историческая правда по отношению к этим народам наконец предстала в открытом доступе.

– Долгое время многие факты из истории наших народов скрывались. Были арестованы чеченские и ингушские биографы, и, к примеру, скрывался тот факт, что когда Красная Армия оставила Брестскую крепость, то ингуши и чеченцы продолжали её защищать, будто ничего не случилось. В это время фашисты были уже в Минске, рвались к Смоленску, а ингуши и чеченцы оставались в крепости, удивляя фашистов своей стойкостью и мужеством. В историю вошёл их героизм хрестоматийного характера, как надо сражаться за Родину. Но в 1944 году родина одним днём выселила чеченцев и ингушей из их домов. В тот момент в плане военной стратегии дела обстояли благополучно – всё, что можно было выиграть, советские войска уже выиграли. За Киевом были, в одном шаге от Европы. Это же позор! Люди, которые защищали Родину и кричали: «За Родину! За Сталина!», оказались врагами страны…

Мы с Марьям 23 феврале в Телави (Восточная Грузия), где ингуши, чеченцы и грузины проживают в Панкисском ущелье, организовали траурное меропрятие. Нельзя замалчивать и забывать об этом дне, об этом факте российской истории. Действительно, переселение и депортация – это явно выраженный геноцид. Именно такую оценку дал событиям 1944 года и последующих лет Европарламент в 2004 году. Но, обратите внимание, есть понятие «чеченский геноцид», а ингушского – нет. Лоббисты, которые это сделали, должны были знать, что это беда общая, объединяет, – говорит Мераб.

Мераб признаётся, что одна из главных опасностей сегодня – заигрывание с земельным вопросом на Кавказе.

– Этого нельзя делать ни в коем случае! – убеждён он. – Чем и как вычерчивались границы на Кавказе? Оружием: меч, ружьё, автомат. Должна быть воля государства, его стремление поддержать в кавказском регионе союзников, которые вставали на сторону России в переломные периоды, служили ей верой и правдой. Ингуши и чеченцы – из их числа.

Елена, вот вы уже пятнадцать лет под брендом «НАШИ ЛИЦА» делаете живые истории и хороший информационный продукт. Всем стоит поучиться у вас уважительному отношению к ингушскому народу. Ингуши же никогда не говорили, что уходят из СССР и РФ. А почему все беды обрушились именно на них? Напомню тем, кто забыл: ингуши первыми учредили советскую власть на Северном Кавказе, и эта власть их и губит. И почему сегодняшняя Россия к ним пренебрежительно относится?

Меня удручает тот факт, что грубейшая бесчеловечная схема образа ингуша, который создавали ещё при самодержавии, не изменилась. Как и в царские времена, сегодня образ простого ингуша представляют как хищника, который подлежит уничтожению. Это – вопиющее бескультурье, но оно имеет место быть – констатирую я с горечью. Я проживал месяцами и годами без всяких инвестиций, жил в ингушских домах. Вот сущая правда.

Тандем единомышленников

Не скрою, было приятно услышать от профессора похвальный отзыв о моей работе. Но уверена, что и Ингушский культурный центр в Тбилиси станет площадкой для многонационального диалога, культурного обмена, знакомства с богатейшим нематериальным наследием ингушей. Мои собеседники подчёркивают: Ингушский центр в Тбилиси не станет проектом, противопоставленным третьей стороне.

– Не существует в этом деле третьей стороны, – говорит Мераб. – Это – добрая воля нашего грузинского общества и грузинской стороны, чтобы представить на весь мир зодчество ингушского народа, достояния ингушской культуры, героическую историю её народа. Таковы наши цели. Помимо этого мы намерены проводить выставки тех доброжелателей, которые могут сказать доброе слово по отношении ко всему ингушскому. Всё, что есть ингушское, мы намерены здесь обсуждать, развивать, поддерживать и будем счастливы, если найдутся меценаты, которые будут поддерживать Ингушский центр в Тбилиси. Призываю всех создать пример того, как должно функционировать учреждение без третьего лица и без политики, без государственного участия, хотя я уверен, что в интересах государства финансировать отдельные проекты Центра, например – победившие на конкурсах.

Марьям рассказывает, что готовится проект летней школы на конкурс с участием ингушской и грузинской молодёжи. Под эгидой Центра уже c 1 июня начал реализовываться проект «Курсы ингушского языка». Занятия проводит репетитор из Ингушетии. В числе слушателей – 25 студентов, среди которых не только грузины и ингуши, но и представители других национальностей.

С 1 сентября 2023 года ингушские дети, проживающие в Грузии, присоединятся и к курсам грузинского языка в Тбилисском государственном университете имени Ивана Джавахишвили (в группе – 20 ингушских студентов).

Марьям планирует проведение научных круглых столов с участием известных общественников и творческих людей Ингушетии, ближнего зарубежья. Она с большой теплотой говорит не только о главном учителе своей жизни – Мерабе Чухуа, но и о директоре Центра с ингушской стороны – Сараждине Султыгове, отмечая, что без его неутомимой энергии, инициатив и поддержки было бы сложно реализовать и открытие Центра, и все эти проекты.

Я смотрю на эту хрупкую девушку (маму двоих детей с фигурой фотомодели), слушаю её союзника, покровителя, настоящего патриота Кавказа Мераба и понимаю, что этот тандем способен реализовать самые резонансные проекты, в центре которых будет Ингушетия и её жители.

Да, в непростые времена начинает работу Центр, но, как показывает история, когда у ингушей были иные, «золотые» времена?! Однако свои ценности, свой гордый дух, достоинство и честь они сохранили вопреки всему. Так было, так и будет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.06.2023 17:46
Комментарии 0
Наверх