Версия // Общество // Возвращаются времена очередей и дефицита?

Возвращаются времена очередей и дефицита?

2929

Умермаркет

фото: Сергей Тетерин
В разделе

На прошлой неделе крупнейшие розничные сети, работающие в России, объявили о заморозке цен на социально значимые продукты. Действие моратория, если он будет одобрен Федеральной антимонопольной службой, продлится два месяца. Однако подобные временные меры вряд ли сломят наметившуюся тенденцию: стремительное обнищание населения и борьба государства с подорожанием товаров приводят к тому, что магазинов становится всё меньше, прилавки пустеют, а цены продолжают расти.

Потребительские предпочтения граждан РФ, в «тучные нулевые» привыкших к хорошему рациону, драматически меняются. По данным фонда «Общественное мнение», более половины респондентов уже задумались об экономии. Особенно озабочены ею пенсионеры и люди с доходом до 12 тыс. рублей.

Самые популярные статьи, по которым происходит сокращение трат, – мясо, птица, сыры с колбасами, фрукты и рыба с морепродуктами. Среди непродовольственных товаров наиболее подвержены секвестру одежда и обувь, следом идут развлечения.

Одновременно происходит переориентация покупательских потоков на торговые точки попроще. «Дискаунтеры – единственный формат торговли, где покупателей становится больше. Сейчас также стали больше ходить в магазины у дома, где в отличие от больших гипермаркетов нет соблазна купить больше, чем запланировано», – констатирует директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Впрочем, как бы население ни экономило, тратиться в магазинах ему приходится всё основательнее. Средний чек – сумма, которую покупатель оставляет в магазине, – в товарах сокращается, но в деньгах только растёт. Дошло до того, что в федеральном кабинете и региональных правительствах заговорили о насильственном ограничении цены – одновременно и бессмысленном и беспощадном действии.

Рваный ценник

Конечно, в заявлениях о заморозке конечной стоимости ряда товаров есть изрядная доля популизма. Экономического расчёта в них куда меньше.

Представители бизнес-сообщества довольно жёстко высказываются об инициативах такого рода. Управляющий партнёр Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко прямо называет такие предложения «уродской логикой». «Это как винить градусник в болезни! Мы фиксируем конечную цену, при том, что все остальные затраты, налоги, стоимость коммуналки, аренды, сырья и т.д. и т.п. растут многократно!» – возмущается он. Аргументируя свою позицию, Потапенко ссылается на уже имеющийся у российских властей негативный опыт регулирования цен на фармацевтическом рынке. «Результат: тотальное закрытие мелочёвки, ибо она должна продавать именно быстровостребованные товары по высокой цене, иначе они не нужны. Этот товар исчез из розницы. Его невыгодно продавать. Всё заменили дженерики. И производители перестали производить этот товар», – вспоминает эксперт.

Дмитрий Востриков также признаёт, что «в рыночных условиях государственное ограничение цен может стать пагубным для участников рынка, особенно в текущей ситуации нестабильного курса доллара и евро. Фиксация цен на экономически невыгодном уровне приведёт к исчезновению товаров с полки».

И дефицит, к слову, в отдельных субъектах РФ уже налицо. В частности, на Ямале после введения ограничительной 15-процентной сбытовой надбавки магазины перестали выкладывать на полки подпавшие под неё товары. Оказалось, что торговля на спущенных сверху условиях просто невыгодна. Региональное управление ФАС угрожает ретейлу крупными неприятностями, но ему, очевидно, они не так страшны, как разорение.

По теме

«По итогам 2015 года, мы думаем, будет рост цен на уровне 35–40%. Конечно, он будет сильно зависеть от колебания валюты», – прогнозирует коммерческий директор Ozon.ru Михаил Толоконников. Дмитрий Потапенко также предрекает существенное удорожание всего и вся: «Статью с заголовком «К концу следующего года россияне обеднеют на 40%» я написал ещё до эмбарго и кризисов – 5 мая 2014 года».

А вот директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко настроен не столь мрачно, пусть и с оговорками. «Я бы не был пессимистом и думаю, что существенного роста ожидать не стоит. Хотя отдельные отрасли могут преподнести сюрпризы, например урожай в сельском хозяйстве. Если будет плохим, мало не покажется», – отмечает Тищенко.

Действительно, Россия до сих пор крайне зависима от внешних поставок. Отдельные успехи пока не позволяют говорить о том, что слабая отечественная экономика готова к самостоятельному плаванию.

Дмитрий Востриков отмечает неоднозначность происходящих процессов: «Уже сейчас мы можем говорить, что в России произошло частичное импортозамещение, на рынке появилось больше российских товаров. Увеличился выпуск сыров – более чем на 12%, колбас – на 5%, мяса – на 13%». В то же время, отмечает эксперт, у российских компаний мало ресурсов для развития, а срок запуска производств – несколько лет. К тому же себестоимость российских товаров сильно зависима от импорта: высока доля составляющей, напрямую или косвенно зависящей от курса валюты. Упаковка, семена, техника, премиксы и т.д. – импортные; цены на зерно и масличные формируются на мировой бирже. Поэтому многие отечественные производители сильно страдают от резких колебаний курса иностранной валюты.

Магазины закрываются

Покупатели беднеют, не так охотно идут на шопинг, товаров становится меньше, а те, что ещё есть, – недоступнее. Соответственно ретейл сам начинает постепенно сжиматься ввиду потери востребованности. Причём, что понятно, процесс сокращения торговли идёт с маломощных участников рынка – объектов мелкой розницы.

Однако плохо не только им – сети, оказывается, тоже не в порядке. «Ретейл в деньгах кое-где растёт, но главное падение – в товаре. Для многих оно будет фатально. Было 2,4 тыс. сетей, стало 1,5 тыс., думаю, останется меньше 900», – предрекает Дмитрий Потапенко.

Стремительно закатывается звезда сверхуспешного до недавнего времени формата торговли – ТРЦ. В настоящий момент в среднем по стране пустует примерно 20% площадей в обильно построенных торгово-развлекательных центрах. И это только начало исхода арендаторов.

«С крупными ТРЦ сейчас происходит закономерная вещь, уровень вакантных площадей растёт. ТРЦ не очень успешно договаривается с арендаторами по снижению аренды, магазины закрываются», – комментирует Тищенко. И если всё будет развиваться в данном направлении, то схлопывающийся ретейл потащит за собой смежную индустрию. Максим Тищенко высказывает следующее опасение: «Вялые уступки арендодателей приведут к тому, что рынок аренды просто может обрушиться. Доля вакантных площадей выросла в разы. Существует грань, за которой – коллапс рынка аренды торговой недвижимости».

Ретейл-апокалипсис: очередь из бедняков стоит между пришедшими в запустение моллами и ждёт открытия единственного оставшегося в городе магазина. Она ещё не знает, что продуктов в нём нет, потому что правительство по-прежнему пытается регулировать цены…

Мнение

Тимур НИГМАТУЛЛИН, аналитик ИК «ФИНАМ»:

– В России у домохозяйств большая доля расходов по-прежнему приходится на продукты питания. Хуже всего ситуация у населения с наименее низким уровнем доходов. Так, согласно официальной статистике, у наименее социально защищённых 20% домохозяйств на продукты питания приходится около 45% в структуре расходов. При этом по итогам января продовольственная инфляция составила почти 21% в годовом выражении. Таким образом, чтобы сохранить уровень потребления, им сейчас приходится переходить на более дешёвые продукты питания и сокращать другие расходы.

Одновременно с этим бытовая техника/электроника, автомобили, одежда/обувь, мебель и т.д. точно не являются товарами первой необходимости, и расходы на них, очевидно, пойдут под сокращение в первую очередь.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Жители приграничных регионов России начали отправляться в соседние государства за продуктами. На прошлой неделе на многостороннем автомобильном пункте пропуска Ивангород в Ленинградской области таможенники предотвратили попытку несанкционированного ввоза на территорию РФ сразу 247 килограммов продуктов питания. В багажнике микроавтобуса, возвращавшегося из Эстонии, находилось 177 килограммов колбасы, сосисок и котлет, а также 70 кило молочных продуктов – сыров, масла и йогуртов. Всё это ввозилось без ветеринарных сертификатов и разрешений Россельхознадзора на ввоз. Причиной поездок россиян в «колбасные туры» называют резко сократившийся после введения санкций ассортимент качественной импортной продукции.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.03.2015 12:11
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх