Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто объявил, что его правительство решило построить металлический забор протяженностью 175 км, чтобы защититься от нелегальных мигрантов.
Новость о том, что вдоль границы Венгрии с Сербией появится забор, быстро распространилась среди различных групп мигрантов, путешествующих на север Европы через Балканы, или все еще выбирающих между путешествием через Северную Грецию или запад Турции.
Но непосредственный эффект, кажется, оказался противоположен тому, на который рассчитывало правительство Венгрии.
Перед тем, как было объявлено о начале строительства, около 500 человек ежедневно пересекали лес вдоль трассы E75 - главной автомагистрали Белград-Будапешт. Теперь же их число возросло втрое и достигает порядка 1500 человек.
Металлургический комбинат Дунаферр в городе Дунауйварош в центре Венгрии не помнит такого интереса со стороны СМИ с коммунистических времен. Город был построен вокруг предприятия в 50-х годах XX века в ходе массовой индустриализации на берегах Дуная. В Дунуауйварош, который первоначально назывался Сталинварош (в честь Сталина), железную руду поставляли на баржах по Дунаю из Украины и России. На предприятии, под бдительным контролем тюремных надзирателей, над основой для пограничного ограждения трудятся 44 заключенных из близлежащей тюрьмы Пальхальмаи. Несмотря на оборудованные телевизорами камеры, многие из них рады оказаться за стенами тюрьмы и сменить обстановку.
На другом заводе, который не показывали журналистам, большее количество заключенных сматывают в катушки колючую проволоку, которая будет использована при строительстве забора на южной границе.
Нет выбора
«У Венгрии нет другого выбора. Она должна строить этот временный барьер», - говорит местный депутат Фидес Денес Галамбос.
Главной достопримечательностью Венгрии, для большинства лиц, ищущих убежища, является ее близость к странам, входящим в Шенгенскую зону. Сейчас выезжающим из страны в Западную Европу не нужно проходить пограничный контроль, за исключением Великобритании, Норвегии и Исландии.
Использование труда заключенных для производства материалов для будущей стены, а также безработных и солдат для строительства заграждения - способ правительства рассказывать избирателям, что оно пытается защитить их от "орды" мигрантов и снизить затраты.
Проект уже оценивается в €100 млн и, как заявил премьер-министр Виктор Орбан, правительство считает каждый цент.
"Реальная угроза исходит не из зон военных конфликтов, а из сердца Африки. Забор - это вклад в защиту европейской идентичности, а также венгерской", - сказал он в своем выступлении в Бэиле-Тушнад в Румынии.
Неистовость
Первоначально планировалось завершить работы в ноябре, но теперь Орбан хочет закончить к концу августа. Для этого потребуется строить по 6 км ограждения в день.
Офицер, контролирующий строительство у города Морахалом, не уполномоченный говорить с прессой, сообщил, что катушки с проволокой возможно и будут доставлены в срок в полном объеме, но вкопать столбы вряд ли успеют даже при текущей неистовой скорости.
Землеройные машины уже проложили траншею через лес из деревни Тисзасзигет, на южном крае границы с Сербией, до Сантово на другом конце.
Конечно, тех, кто твердо решил попасть на территорию Венгрии, забор не остановит. В страну они смогут проникнуть через границу с Румынией (более 430 км) или Хорватией (порядка 330 км).
Правительство к такому повороту событий готово. Пресс-секретарь премьера Золтан Ковач уже заявил, что при необходимости заборы будут построены и там.