Версия // Культура // Великий роман экранизируют в четвёртый раз

Великий роман экранизируют в четвёртый раз

4118

«Тихий Дон» 4.0

В разделе

На севере Ростовской области близ станицы Вёшенской начались съёмки телесериала «Тихий Дон». Режиссёром фильма выступил Сергей Урсуляк, знакомый российским зрителям по сериалам «Ликвидация» и «Исаев». Делать ремейки известных картин стало модным поветрием в современном российском кинематографе. Уже перелицованы «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Джентльмены удачи», дошла очередь и до казачьей саги. Впрочем, творению Михаила Шолохова не привыкать – его эпопею прежде экранизировали уже трижды, и каждый раз фильм получался другим по смыслу и содержанию.

Пожалуй, в этом и состоит достоинство по-настоя­щему великой книги, что каждый увидит в ней что-то своё и поймёт иначе. Удивительно, но до самых последних лет советской власти «Тихий Дон», в котором большевики лютуют и убивают казаков направо и налево, считался вполне себе форматным произведением социалистического реализма и переиздавался бессчётное количество раз.

Естественно, что кинематограф не мог пройти мимо столь мощного романа. В силу масштабности повествования и значимости сюжета перенести шолоховских героев на экран брались только маститые советские режиссёры. Однако из трёх попыток экранизации «Тихого Дона» только одна оказалась удачной, а сам фильм в итоге стал мировой классикой. Хотя и это во многом получилось случайно.

«Политически вредный казачий адюльтер»

Впервые «Тихий Дон» советские зрители увидели ещё в урезанном варианте – в 1930 году Ольга Преображенская и Иван Правов поставили по двум первым завершённым книгам романа немой чёрно-белый фильм. Шолохов лично консультировал режиссёров. На роль Григория Мелехова пригласили ещё молодого Андрея Абрикосова – записного красавца, игравшего позже богатырей и князей. Аксинью исполнила Эмма Цесарская.

В результате в центре фильма оказалась мучительная история влюблённой пары, союзу которой помешали сперва старорежимные обычаи, а затем гражданская война.

Даже по меркам того времени сведение «Тихого Дона» к слезливой истории о любви многим показалось странным и неуместным. Рабочие текстильной фабрики, которым Преображенская привезла показывать свой фильм, сперва освистали его, а затем написали письмо в газету, назвав картину «никчёмным и политически вредным изображением казачьего адюльтера». В конце концов, оба режиссёра были изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».

В 1940 году Шолохов закончил писать «Тихий Дон». Практически сразу с предложением экранизировать эпопею в Главное управление кинематографии обратился Сергей Герасимов. Однако съёмку ему не разрешили – к тому времени Шолохов впал в немилость и балансировал на грани ареста. Вернуться к своей мечте выдающемуся режиссёру удалось только в середине 50-х.

Аксиньей должна была стать Мордюкова

Кандидатов на роли в будущем фильме Герасимов отбирал лично. На Аксинью, по мнению мастера, лучше всех подходила Нонна Мордюкова – сама кубанская казачка. Что до Григория… Доверить сыграть Мелехова режиссёр однозначно собирался Александру Шворину – Марку из фильма «Летят журавли». Однако все планы расстроил случай – как оказалось, счастливый.

Проводя кинопробы, Герасимов увидел жавшегося в углу чернявого актёра. Пётр Глебов пришёл на площадку в надежде получить роль в эпизоде. Когда же отснятые экстры с Глебовым показали Шолохову, писатель замер в кресле. «Вот Григорий. Живой», – произнёс он.

По теме

Тем временем сменилась и Аксинья. Молодая актриса вильнюсского театра Элина Быстрицкая убедила Герасимова отдать роль ей. Режиссёр поначалу сомневался: играть казачку будет еврейка? Точку в споре поставил всё тот же Шолохов. Правда, .

Снимать «Тихий Дон» Герасимов решил там же, где готовилась первая экранизация – близ хутора Диченский. Для того чтобы войти в роль, всех актёров расселили по куреням – настоящие станичницы учили Быстрицкую и Хитяеву казачьему говору и обычаям. Заметив нежные руки актрис, Герасимов приказал им каждый день мыть полы и стирать, пока не появятся трудовые мозоли.

Картина получилась гениальной. Приз в Карловых Варах, диплом Гильдии режиссёров США за лучший иностранный фильм, диплом кинофестиваля в Мехико. Сам Шолохов на премьере одну за другой курил папиросы. Когда в зале зажёгся свет, все увидели – писатель плачет.

Переплюнуть Герасимова взялся его ученик Сергей Бондарчук. В начале 80-х он объявил, что намерен наново снять «Тихий Дон». По воспоминаниям актёра Евгения Самойлова, Герасимов ответил Бондарчуку: «Дай мне спокойно умереть, Серёжа, а потом снимай так, как ты думаешь».

Гей, станичники!

Возможность приступить к съёмкам уже ставшему к тому времени оскаровским лауреатом Бондарчуку представилась только в начале 90-х, когда стране было уже совсем не до финансирования блокбастеров. В результате пришлось искать инвесторов за границей. Итальянские продюсеры согласились дать денег, однако поставили условие: чтобы фильм понравился западному зрителю, ключевые роли в фильме должны исполнять зарубежные звёзды. В итоге играть старого Пантелея Мелехова пригласили Мюррея Абрахама, Аксинью – Дельфин Форест, а самого Гришку – молодого Руперта Эверетта.

Чем руководствовались продюсеры, навязывая Бондарчуку актёров, совершенно непонятно. Сам Эверетт признавался: «Когда меня пригласили сниматься, я очень удивился: я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли, у нас с Григорием нет ничего общего».

Неудивительно – ещё за два года до начала съёмок актёр открыто признался в том, что он гей. Правда, на время поездки в Россию ему об этом посоветовали молчать.

Съёмки проходили в Вёшенской.

«Это мы только потом узнали, что англичанин этот «голубой», – вспоминал позже вёшенец Юрий Карташов. – Правда, что он странный какой-то, все сразу заметили. Ходит, как баба. Шашку в руки берёт, будто коромысло. Сам вертлявый, ручки нежные, всё время подкрашивался. Слава богу, ни к кому из наших не приставал».

Для массовки Бондарчук пригласил настоящих казаков.

«Когда эпизод на берегу Дона снимали, совсем хохма вышла, – рассказывал Карташов. – Сидим мы, все чубатые, загорелые. Тут «Гришка» идёт. Весь бледненький такой, прилизанный. Бондарчук это заметил, говорит гримёру – мол, исправляй натуру. Мы думали, сейчас англичанину на лицо грим наложит, чтоб хоть как-то на казака походил. А он к нам. Вымазал нам всем лица чем-то белым и стали мы все бледнолицые. Теперь смотрим кино и смеёмся. Комедия вышла, а не «Тихий Дон».

Под стать Григорию оказалась и Аксинья. Утончённая Форест походила на казачку не больше нежного Эверетта. В ключевой сцене она не смогла даже поднять на плечи коромысло с наполненными водой вёдрами – пришлось ей идти с пустыми.

Фильм в итоге не понравился никому. Элина Быстрицкая в сердцах призналась, что не выдержала дольше первой серии. Критики отмечали: под влиянием продюсеров Бондарчук снял для европейского зрителя развесистую клюкву о любви диких cossacks. Что получится теперь у Урсуляка?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2014 15:28
Комментарии 0
Наверх