// // Фильм Звягинцева, получивший в Каннах приз «За лучший сценарий», может не дойти до русского зрителя из-за обилия мата

Фильм Звягинцева, получивший в Каннах приз «За лучший сценарий», может не дойти до русского зрителя из-за обилия мата

437

В каждом шкафу прячется скелет Левиафана

3
В разделе

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который можно отнести как к жанру «политической сатиры», так и «социальной драмы», заслужил признание каннского жюри и зрителей за психологическую глубину и художественную выразительность. Правда, сам режиссер опасается, сумет ли он получить прокатное удостоверение в России до 1 июля. Именно с этого дня в стране водится запрет неформальной лексики в СМИ и художественных произведений. Именно его, русского отборного мата, который, видимо, и призван придать психологизм сюжету, очень много в фильме Звягинцева «про жизнь».

Несколько лет назад известный российский режиссёр впервые услышал историю американского сварщика, вступившего в борьбу с несправедливостью. Вступив в конфликт с компанией, на территории которой находилась его мастерская, он оборудовал свой бульдозер броней, снес 13 зданий, после чего покончил жизнь самоубийством. Звягинцеву настолько понравилась эта история, что он перенес ее в Россию. В этой истории он усмотрел аллюзию с ветхозаветным сюжетом. «Это близко к истории Иова, который теряет всё, и его бунт с вопросом к господу: «За что?», - утверждает Звягинцев.

В поисках натуры режиссёру пришлось объехать много российских регионов. Нашел её, в итоге, на Кольском полустрове, где была построена настоящая русская изба (таковой даже в далёкой российской дали не нашлось) и дорога к ней.

Сказать, что картина на Каннском кинофестивале произвела настоящий фурор, это значит, ничего не сказать. «Левиафан» поверг зрителей в состояние шока. По свидетельствам журналистов, присутствующим на премьерном показе, у них пробирал мороз по коже.

А ведь на экране – была самая настоящая жизнь. С самым банальным, казалось, сюжетом. Живёт себе, поживает главный герой Коля (его роль исполняет Алексей Серебряков) со своей женой (Елена Лядова). Он работает автомехаником, она – на местной рыбоконсервной фабрике – работают, никого не трогают. И вот местной мэрии вдруг понадобился Колин земельный участок, на котором местный митрополит, тесно связанный с криминальным миром, решил построить церковь. Для того,чтобы помочь другу в его бесперспективной судебной тяжбе с властями (главный Плохой чиновник – Роман Мадянов), из Москвы приезжает его друг детства Дима (Владимир Вдовиченков). И - бесстыдным образом разбивает семью Коли.

Если перенести ветхозаветную историю на современный лад, то Коля повторяет на современный лад судьбу Иова. До того момента, пока на него обрушились кары небесные.Очищение и преображение Коли-Иовы, видимо, остается за кадром. Чтобы усилить присутствие этой темы в фильме, рядом с домом на берегу валяется скелет кита, того самого левиафана. А священник Виктор пересказывает притчу своими словами.

о которой много наслышаны, а обилие нецензурных выражений – назвали одним из его художественных достоинств. Потому что это – настоящий народный язык.

- Я не вижу никаких оснований ни у государства, ни у Министерства культуры препятствовать тому, чтобы речь русского человека действительно звучала, - сказал Андрей Звягинцев на пресс-конференции перед конкурсным показом. - Кастрировать, оскоплять язык человека — это преступление».

А вот примут ли это достоинство в России – еще большой вопрос. Как известно, с 1 июля нынешнего года в стране вступает в силу закон о запрете неформальной лексики в СМИ и художественных произведениях. И есть вероятность, что кинокартина не получит прокатного удостоверения. На пресс-конференции Андрей Звягинцев заявил, что снял картину до 1 июля, а потому запретить его прокат не должны. Кроме того, авторы «Левиафана» надеются, что приз «За лучший сценарий» на Каннском международном кинофестивале станет пропуском во все кинотеатры России. Потому что выбор представительного жюри – это выбор фильма, обязательного к просмотру. Нельзя забывать и то обстоятельство, что часть финансирования фильма шла по линии министерства культуры РФ. К слову, сам министр культуры по поводу «Левиафана» Владимир Мединский сказал, что фильм, хоть и талантливый, но ему и не понравился.

Понравится ли этот фильм российским зрителям - покажет время. Время бесконечных картин-клише про ментов, адвокатов, крестьян-алкоголиков и плохих чиновников, которые матом не ругаются, а на нём разговаривают, потихоньку уходит в прошлое. Народ устал видеть такую серую, унылую и депрессивную жизнь на экране. Другое дело – иностранцы, именно так воспринимающие российскую действительность. Права на фильм приобрели более 40 стран, в числе которых - Португалия, Гонконг, Австралия, США, Канада, Испания, Бразилия.

Они точно будут смотреть «Левиафан», и мороз будет пробирать их до кожи от шока российской действительности и тонкого психологизма деталей.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.05.2014 18:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх