Версия // Общество // В XXI веке пираты девять раз нападали на круизные лайнеры и совершили один захват

В XXI веке пираты девять раз нападали на круизные лайнеры и совершили один захват

7651

Нападения пиратов на круизные лайнеры

3
В разделе

Вторая половина ХХ века стала временем стремительного роста популярности круизов. Этот отдых вошёл в список пяти самых популярных видов мирового туризма. «Нулевые» годы характеризовались взрывным ростом строительства новых круизных лайнеров практически всеми компаниями, участвующими в этом бизнесе.

В начале XXI века возродилось на новой основе прочно забытое в ХХ веке пиратство. Морские разбойники стали покушаться не только на сухогрузы и танкеры, но и на круизные лайнеры. В этой статье мы расскажем о нападениях пиратов на круизные теплоходы в XXI веке.

История захвата пассажирских судов в ХХ веке

В прошлом веке человечество прошло через две кровопролитные мировые войны. Одним из побочных результатов этого стало практически полное искоренение пиратства как явления. Только в Юго-Восточной Азии в районе Малаккского пролива «джентльмены удачи» продолжали вести охоту на небольшие торговые суда прибрежных государств. Для пассажирских (впоследствии и круизных) лайнеров они не представляли угрозы. Неожиданно на смену пиратам пришли национально-освободительные движения, которые с помощью захватов пассажирских судов пытались решить свои задачи. За вторую половину ХХ века было всего два случая. О них смотри статьи «Захваты пассажирских и круизных лайнеров. «Санта Мария»» и «Захваты пассажирских и круизных лайнеров. «Акилле Лауро»». Ответом на захваты стало серьезное усиление режима безопасности на борту лайнера, не позволяющее террористам проникнуть на борт судна. Это сработало, и круизы стали по-настоящему безопасным видом отдыха.

Пираты XXI века. Захват круизной яхты «Le Ponant»

Начнем рассказ о самом крупном происшествии – захвате круизной яхты «Le Ponant». За всю историю человечества это третий захват круизного лайнера. Трехмачтовая парусно-моторная мега-яхта «Le Ponant» принадлежит французской компании «Iles du Ponant» и используется для проведения эксклюзивных круизов. Путешествие на таких судах – удовольствие не дешевое. В 2008 году, когда произошел захват яхты, стоимость недельного круиза составила 2 450 евро без учета перелета к местам начала и окончания круиза. До начала пандемии стоимость недельного тура на паруснике составила уже 10 тысяч евро. Яхта имеет длину 88 метров, и водоизмещение 1 450 тонн. На борту находится всего 67 пассажиров. В основном, яхта совершала круизы в Персидском заливе.

Все произошло 4 апреля 2008 года. Несколько лодок с сомалийскими пиратами захватили яхту, идущую в Аденском заливе недалеко от побережья Сомали. Яхта шла с Сейшельских островов перегоном без пассажиров. «Le Ponant» направлялась в Средиземное море, так как следующий круиз был Александрия – Ла Валетта. Экипаж яхты состоял из 30 человек. Захват произошел без жертв. Капитан яхты Патрик Маршессо успел передать по радио информацию о захвате французскому военному кораблю «Var». После захвата пираты выдвинули условия для освобождения экипажа и самой яхты – 2,15 миллиона евро. Захват яхты был знаковым событием. До этого сомалийские пираты захватывали только торговые суда. Поэтому круизная отрасль была, что называется, под впечатлением. В этой статье мы не будем рассматривать феномен сомалийских пиратов и способов борьбы с ними, которые позволили решить эту проблему. Материалов на эту тему в интернете много, желающие могут их прочитать. Скажем только, что яхта была низкобортным судном, и захватить её было не сложно.

По теме

Французские власти и судоходная компания согласились на требование пиратов. Деньги на выкуп дала компания, в которой была застрахована яхта. Обычно такие истории заканчиваются выкупом и освобождением экипажа и судна. Но не в этот раз. Резонанс от действий пиратов был настолько велик, что на самом высоком уровне было принято решение о захвате пиратов французским спецназом, что называется, с поличным – после выплаты выкупа и освобождения заложников. Находящийся на борту «Var» командующий французскими силами в Индийском океане Жерар Вален связался с канадским фрегатом "Charlottetown" FFH-339. Тот поднял бортовой вертолет, который обнаружил яхту. После обнаружения яхту уже не теряли из вида. В район захвата прибыли французские крейсер-вертолетоносец "Jeanne d'Arc" R-97 и фрегат "Commandant Bouan" F-797. Отряд коммандос – 60 человек - был переброшен с французской базы в Джибути. Их десантировали с самолета прямо в море, а оттуда они были подобраны на французские военные корабли. Со спецназом работали четыре французских вертолета. Операцию освобождения назвали незамысловато – «Морской пират». 6 апреля захваченная яхта пришла в порт Эйль на севере Сомали. Передачу денег и захват пиратов назначили на 11 апреля. Вся операция снималась, так что заинтересованная общественность могла посмотреть на захват. Спецназ арестовал шестерых пиратов с частью выкупа. Остальным удалось уйти на катерах. Шестерых захваченных пиратов (двигатель их джипа был прострелен снайпером из крупнокалиберной винтовки) этапировали во Францию, где их ждал суд. Бывших заложников доставили на борт крейсера-вертолетоносца "Jeanne d'Arc", а оттуда – во Францию. Шестерых пиратов осудили, правда, двоих потом оправдали – как можно понять, они не участвовали в захвате яхты. Этим двоим выплатили компенсацию по 90 000 евро.

Яхта «Le Ponant» в строю, и на ней до сих пор проводятся эксклюзивные круизы.

Нападения на большие круизные лайнеры

Справедливости ради надо сказать, что все остальные эпизоды представляли собой попытки захвата, обстрелы и так далее. Честно говоря, не понятно, на что рассчитывали пираты. Одно дело захватить сухогруз или танкер с не очень высоким бортом и с экипажем из 20-30 человек. А с другой – огромный круизный лайнер с несколькими тысячами пассажиров и тысячью моряков экипажа. Для захвата и контроля над таким судном необходимы сотни пиратов. Но, тем не менее, зафиксированы девять атак на круизные теплоходы.

Атака на круизный лайнер «Athena». 3 декабря 2008 года в Аденском заливе 29(!) моторных лодок с пиратами пытались захватить круизный лайнер «Athena».

«Athena». – теплоход с непростой судьбой. Построенный в 1947 году как «Stockholm», он был самым маленьким трансатлантическим лайнером в мире. Печальную известность «Stockholm» приобрел в 1956 году, когда в Атлантическом океане столкнулся в итальянским трансатлантиком «Andrea Doria». В результате столкновения итальянский лайнер затонул. Об этом столкновении смотри статью «Ошибки навигаторов». После столкновения лайнер купила ГДР, и он стал флагманским пассажирским судном страны, а после объединения Германии старый лайнер купила итальянская компания и поставила его на серьезную модернизацию. После этого теплоход еще несколько раз менял владельцев, пока не перешел под португальский флаг, и был переименован в «Athena». Лайнер до сих пор в строю. Его в очередной раз переименовали в «Astoria», и он является старейшим действующим круизным лайнером в мире. Его водоизмещение 16 144 тонны, длина 160 метров, скорость 19 узлов – около 35км/ч. Теплоход берет на борт 556 пассажиров.

Пираты окружили круизный лайнер со всех сторон и пытались взять его на абордаж. Стрельбы они не вели.

Athena в 2011 году (фото: wikipedia/Ivan T.)
Athena в 2011 году (фото: wikipedia/Ivan T.)

По теме

Экипаж отбивал пиратские атаки с помощью воды под большим давлением из пожарных лафетов. Радист лайнера запросил помощь. На место атаки оперативно прилетел американский противолодочный самолет Р-3С «Orion», который своими маневрами отогнал лодки пиратов. Пассажиры и экипаж не пострадали, и после отбитой атаки лайнер продолжил свой круиз с 400 пассажирами в Мельбурн, Австралия.

Атака с применением ручных гранатометов на круизный лайнер «Seabourn Spirit». Компания «Seabourn» эксплуатирует небольшие круизные лайнеры класса люкс. Уровень сервиса на них приближен к максимальному. «Seabourn Spirit» был построен в 1989 году. водоизмещение лайнера 9 975 тонн, длина 134 метра. Лайнер берет на борт всего 254 пассажира.

5 ноября 2005 года как минимум две лодки напали на лайнер в Аденском заливе. «Seabourn Spirit» находился в 130 км от побережья Сомали. Лайнер осуществлял круиз по маршруту Александрия – кенийский порт Мамбаса. Вероятно, это был первый случай, когда пираты открыли огонь по круизному лайнеру. Стреляли из всего, что у них было в наличии – автоматов, пистолетов и гранатомета. Одна из гранат попала в надстройку лайнера, не причинив ему существенного вреда. Как и в предыдущем случае, команда лайнера оборонялась с помощью водяных пушек. Было и новшество. Так как «Seabourn Spirit» проводил эксклюзивные круизы, то и оборудование судна было соответствующее. На лайнере были смонтированы акустические пушки, наподобие тех, что используются при разгоне особо больших демонстраций. После их включения пираты прекратили штурм, и ушли, но были перехвачены американским эсминцем USS «Gonzalez» DDG-66 – типа «Арли Берк» - и взяты в плен. На судне один из членов экипажа был ранен. После атаки лайнер резко изменил курс и ушел в океан. Владельцы компании-оператора дали команду капитану изменить порт захода. Вместо Мамбаса «Seabourn Spirit» направился к Сейшельским островам. Удивленным пассажирам было объявлено, что экипаж вел бой с пиратами. Круизник эксплуатируется до сих пор, правда, под другим названием – «Star Breeze».

Атака на круизный лайнер MSC «Melody». Это был крупное судно, построенное в 1982 году как «Atlantic». Водоизмещение составляло 35 000 тонн, длина 205 метров. Лайнер вмещал от 1 062 до 1 600 пассажиров.

В ночь с 24 на 25 апреля 2009 года MSC «Melody» проходил Сейшельские острова курсом на Акабу. Лайнер находился от побережья Сомали на расстоянии 600 морских миль – около 1 080 км. Вероятно, пираты использовали одну из своих плавбаз, так как на расстоянии 180 морских миль – около 330 км - несколько лодок приблизилась к идущему круизному лайнеру. Пираты открыли огонь из автоматов с целью остановить судно. Но судоходная компания наняла израильскую охранную фирму, которая открыла ответный огонь. Для пиратов это было полной неожиданностью. «Melody» увеличила ход до максимального, и попыталась оторваться. Но пираты не оставили попыток, и некоторое время лайнер и пиратские лодки шли параллельно и поливали друг друга автоматным огнем. Утром к лайнеру подошел танкер испанского ВМФ SPS «Marques De Ensenada» А-11,. который конвоировал лайнер до безопасного района. В результате стрельбы на «Melody» были разбиты иллюминаторы. Никто из пассажиров, команды и сотрудников израильской охранной фирмы не пострадал.

Другие атаки на круизные лайнеры

В начале статьи мы сказали, что с начала XXI века в мире было зафиксировано девять нападений на круизные лайнеры. Остальные случаи менее драматичны, поэтому просто перечислим их.

«Spirit of Adventure». 13 января 2011 года лайнер проходил Магадаскарский пролив. Пассажиров, собравшихся на ужин, по трансляции попросили перейти в судовой театр. Судно резко увеличило ход. Как выяснилось, к лайнеру подошли несколько моторных лодок, которые своими маневрами пытались остановить судно. Увеличив скорость, лайнер оторвался от пиратов.

«Nautica». 30 ноября 2008 года «Nautica» была атакована двумя лодками недалеко от побережья Сомали. Только по прибытии в порт экипаж обнаружил 8 пулевых пробоин в корпусе и надстройке. Проанализировав судовой журнал, моряки вспомнили, что проходили мимо рыбацких лодок. Две пиратские лодки, скрываясь между рыбаками, попытались штурмовать лайнер.

«Astor». 28 ноября 2008 года «Astor» шел из Шарм-эль-Шейха в Дубай. Рядом находился немецкий ракетный фрегат «Mecklenburg-Vorpommern» F-218. Две моторные лодки пиратов предприняли попытку нападения на лайнер, почему-то проигнорировав фрегат. С«Mecklenburg-Vorpommern» открыли предупредительный огонь. Пираты сразу ушли.

Сомалийские пираты (фото: wikipedia/Mass Communications Specialist 2nd Class Jason R. Zalasky, USN)
Сомалийские пираты (фото: wikipedia/Mass Communications Specialist 2nd Class Jason R. Zalasky, USN)

SS «Oceanic». Один из старейших круизных лайнеров, построен в 1965 году. В мае 2010 года «Oceanic» подвергся атаке со стороны пиратов из Йемена. Лайнер обстреляли из гранатометов. Атака была отбита с помощью водяных пушек и энергичными маневрами судна.

«Azamara Journey». 26 ноября 2012 года лайнер подвергся атаке пиратов у берегов Омана. На борту находились сотрудники охранной компании, которые выстрелами отогнали пиратов.

Последнее нападение. Продолжение следует?

В июле 2017 года лайнер «Sea Princess» совершал кругосветный круиз. Это был большой современный круизник водоизмещением 78 000 тонн, на борту которого в том круизе было 1 900 пассажиров. Получив данные о возможном нападении на лайнер, капитан запретил любое освещение и музыку на палубе в темное время, пока «Sea Princess» проходила через Аденский залив. Достоверно не известно, отказались ли пираты от нападения, или они просто не нашли круизный лайнер. Никто из пассажиров не пожаловался в круизную компанию на то, что ночных развлечений не было несколько дней. Лайнер без происшествий прибыл в европейский порт.

Заключение

В конечном итоге сомалийских пиратов победили с помощью вооруженных сотрудников частных военных компаний, находящихся на борту судна во время перехода в опасном районе. Так как международное законодательство запрещает гражданским судам заход в порт с оружием на борту, пришлось организовать работу специальных судов – арсеналов, которые постоянно находились в море, и на которых дежурили вооруженные группы охранников. Такие суда имели право заходить только в порты той страны, в которой зарегистрирована охранная компания. Пандемия COVID остановила морские круизы. Окончательно ли устранена опасность нападения пиратов на круизные лайнеры – покажет время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.05.2021 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх