Версия // Общество // В сети рыболовных судов регулярно попадают подводные лодки

В сети рыболовных судов регулярно попадают подводные лодки

4209

Нежданный улов

В сети рыболовных судов регулярно попадают подводные лодки
В разделе

После Второй мировой войны в морях и океанах появились два неожиданных «противника» – рыбаки и подводники. Их взаимодействие не регламентируются ни одним международным документом. Если командиру подводной лодки необходимо пройти в водах, в которых рыбаки ловят рыбу, то весьма вероятно, что субмарина защепит рыболовные снасти. В этой статье мы расскажем о некоторых инцидентах, произошедших между подводными лодками и рыболовными судами в конце ХХ – начале XXI века.

Хроника происшествий

Точной статистики попаданий подводных лодок в рыболовные сети, по понятным причинам, нет. Не всегда военно-морской флот делает заявление о случившемся, и, если честно, не всегда можно верить рыбакам, рассказывающим о подобных встречах. Но, тем не менее, есть информация, что с 1945 года по 2004 год таких происшествий было, как минимум 67. Это случаи, подтвержденные двумя сторонами. Продолжаются такие инциденты и в наши дни. Зафиксировано несколько случаев, когда лодка, в попытках освободиться от трала топит рыболовное судно. Это происходило тогда, когда в сети попадала большая, часто атомная подводная лодка, а «противоположную сторону» представлял небольшой сейнер. Тогда, если рыбаки не успевали перерубить трал, субмарина просто топила небольшое судно. В основном же, обычно, лодка таскает за собой «рыбака». Причем надо понимать, что таскает она его кормой вперед. Такая «буксировка» может продолжаться от нескольких минут, до нескольких часов. После этого, как правило, лодка и траулер расходятся, так как на траулере жертвуют тралом, и обрубают его.

«Урожайный» 1989 год

4 апреля чуть не стало роковым для датского рыболовного судна «Christin-Michelle». Оно чудом не перевернулось из-за того, что трал траулера сильно тянула попавшая в него подводная лодка. Датчане подозревали советскую дизель-электрическую лодку проекта 613. Дело в том, что в начале апреля в южной части Балтики проходили учения Балтийского флота СССР и Volksmarine – военно-морского флота ГДР. Уверенность датчан подкреплялось тем, что через некоторое время субмарина всплыла юго-восточнее острова Борнхольм (и была замечена датчанами), очистилась от сетей и снова погрузилась.

17 апреля английский траулер «Laurel» был вынужден обрубить сети. В Ирландском море, недалеко от острова Мэн, в них попала неопознанная американская атомная подводная лодка, в результате чего в течение 15 минут английский траулер двигался не по своей воле кормой вперед.

24 мая аналогичная история произошла в Северном море в районе Шетландских островов. В сети к норвежскому рыболовному судну «Strand Senior» попала французская дизель-электрическая подводная лодка «La Praya» S-261 типа «Agosta». Обошлось без принудительной буксировки. Норвежцы просто обрубили трал.

16 июля случился похожий инцидент. Ознаменовался он тем, что участвовавшая в нём американская лодка была опознана. Многоцелевая атомная подводная лодка USS «Houston» SSN-713 типа «Los Angeles» возвращалась в Сан-Диего. Поход был не секретным. Субмарина участвовала в съёмках известного фильма блокбастера «Охота за «Красным октябрем»». Лодка зацепила сети маленького сейнера «Fortuna». Рыбаки сеть обрубили, а потом объявили, что ущерб составил 2 000$.

По теме

28 июня неизвестная подводная лодка ВМФ Великобритании в районе устья реки Клайд в Ирландском море зацепила сети и 200 метров тащила за собой траулер «Huntress». После чего лодка всплыла для очистки от сетей.

12 августа в Баренцевом море, советская дизель-электрическая подводная лодка Б-440 проекта 641, идя на глубине 80 метров, попала в трал норвежского сейнера «Orion». Инцидент произошел в международных водах к юго-востоку от острова Медвежий в Норвежском море. Всплыв, экипаж советской субмарины обнаружил, что трал зацепился за киповую планку и кнехты. Чтобы расцепиться, пять подводников применили газовую горелку и топоры. Норвежцы процесс освобождения сфотографировали. На связь лодка не выходила. Поскольку трал у норвежцев был не застрахован, убыток рыбаков составил 70 000 $.

12 сентября атомная подводная лодка с баллистическими ракетами ВМФ Великобритании HMS «Resolution» в Ирландском море, к востоку от Дублина, попала в сети ирландского траулера «Contester». Лодка тянула траулер кормой вперед на протяжении одной морской мили (1 852 метра), пока рыбаки не обрубили трал.

1 ноября похожая ситуация произошла в американских водах к западу от полуострова Олимпик в штате Вашингтон. Рыбаки небольшого рыболовного траулера «Recruit» ввиду угрозы затопления обрубила сеть. Судя по всему, траулер тянула американская атомная подводная лодка. Убыток американских рыбаков составил 20 000$.

На следующий день, 2 ноября, повторилась ситуация, которая произошла 12 августа в Баренцевом море. Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 запуталась в сети норвежского траулера «T.O.Senior». Происшествие случилось в 50 морских милях северо-восточнее от норвежского города Варде. Лодка всплыла. При попытке сбросить трал, смыло в море матроса лодки. Он был поднят на борт субмарины. Рядом с местом происшествия оказался советский траулер и норвежский корабль Береговой обороны. Их совместные усилия снять сеть с подводной лодки успехов не принесли, трал пришлось разрезать.

13 ноября у берегов Шотландии неизвестная субмарина ВМФ Великобритании (можно предположить, что это была атомная подводная лодка), две мили тянула за собой траулер «Scotia», прежде чем рыбаки освободились от своей сети. Этот случай характерен тем, что «Scotia» повредила свой винт, а подводная лодка, судя по всему, повредила корпус. Что характерно для такого рода происшествий – лодка осталась неизвестной.

Причины

По теме

Конечно, 1989 год был рекордным такими инцидентами. Но и в другие годы субмарины регулярно попадали в сети рыбаков. Почему? Как мы уже говорили, нет международных правил, регламентирующих действия траулеров с поставленными сетями и проходящих подводных лодок. Военные корабли вообще, и подводные лодки в частности, обладают правом экстерриториальности, и командир субмарины ведет свою лодку под водой вне зависимости от того, кто находится наверху. Усугубляет проблему то, что лодка по данным своей гидроакустической станции не всегда может определить, идет ли «рыбак» с тралом, или нет. И на борту траулера эхолот, который показывает косяки рыбы, не покажет идущую мимо субмарину. Иногда это приводит к трагедии. 29 марта 1984 года в проливе Скагеррак утонул небольшой датский сейнер. «Ane Kathrine». Во время ведения промысла, судно легло на борт, и в течении нескольких секунд исчезло под водой. Причиной гибели датского «рыбака» стала дизель-электрическая подводная лодка типа 209, которую построили для ВМФ Чили, и которая в том районе проходила испытания. В состав чилийского флота она вошла под названием «Simpson» S-20. Трое датских рыбаков погибли. Иногда субмарины утягивают в море не только небольшие сейнеры. В 1990 году у берегов Шотландии английская атомная подводная лодка HMS «Trenchant» типа «Trafalgar» «утянула» на дно крупный траулер «Antares». Атомоход всплыл через полчаса после гибели траулера. Была проведена масштабная поисково-спасательная операция. Траулер лежал на дне на глубине 150 метров. Погибли четыре рыбака. Редкий случай, но по результатам гибели траулера состоялся судебный процесс, и вахтенный офицер подводной лодки «Trenchant» Питер Макдоннелл был признан виновным. Он получил строгий выговор от своего флотского начальства!

Всё наоборот

Случаев, когда подводники топят рыбаков, хватает, но иногда бывает и наоборот. В 1998 году южнокорейский траулер, производивший лов макрели недалеко от своего побережья (21 км от города Сочхо), зацепили своим тралом северокорейскую сверхмалую подводную лодку, которая, вероятно, выполняла разведывательную миссию у южнокорейских берегов. Рыбаки вызвали на помощь противолодочные вертолеты и корабли. Экипаж северокорейской субмарины выходить не собирался, и лодку отбуксировали в порт Донхэ. Её идентифицировали как класс «Юго» водоизмещением 70 тонн. В КНДР было 14 таких малых субмарин, которые использовались для разведывательных целей у побережья Южной Кореи. В Пхеньяне признали факт аварии одной из своих подводных лодок. В Южной Корее опасались повторения истории 1996 года. Об этом эпизоде противостояния Северной и Южной Кореи смотри статью «Морское чучхе. Окончание. Специальные операции». Опасения были не напрасны. Когда вскрыли люк – внутри лодки нашли 9 тел северокорейских подводников. Они покончили жизнь самоубийством.

Морские мифы

Все чаще при подобных инцидентах, «виноватой» оказывается российская подводная лодка, хотя визуально никто из рыбаков её не видел. Наиболее раскручена история с небольшим шотландским сейнером «Aquarius». История стандартная. В 2015 году в районе Гебридских островов с него были выставлены две сети. Вдруг капитан Ангус Маклеод заметил, что скорость сейнера стала замедляться, а одна из сетей двигаться в противоположную сторону. Все пять рыбаков в один голос утверждают, что это была российская подводная лодка. Ну а кто же ещё?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.12.2023 10:00
Комментарии 0
Наверх