// // В России будут строить боевые аэростаты

В России будут строить боевые аэростаты

2963

Покатят шаром

2
В разделе

В начале лета Минобороны приняло концепцию развития боевой воздухоплавательной техники, рассчитанную до 2025 года. Решено, что в Воздушно-космических силах будет создан отдел «воздухоплавания». Рассматривается возможность не только замены устаревших воздухоплавательных аппаратов, которые, кстати, до сих пор используются ВКС в военных и научных целях, но и создания специальной службы с заказом новой техники: шаров, баллонов и дирижаблей.

Сюжет: Армия

«Наша Версия» разбиралась, зачем Министерству обороны с учётом тактики современной войны понадобились воздушные шары.

Как это ни удивительно, ряд экспертов на самом деле считают, что в ближайшее время аэростаты начнут играть всё более значимую роль в современных военных конфликтах. Дело в том, что воздухоплавательная техника рассматривается нынче как альтернатива беспилотным летательным аппаратам. Во-первых, её грузоподъёмность на порядок выше, а значит, можно поднять в воздух, к примеру, больше приборов для наблюдения; во-вторых, она способна дольше находиться в небе вне досягаемости средств перехвата.

Есть свои достоинства и у дирижаблей. Так, их без больших затрат энергии можно поднять на высоту до 40 километров и длительное время, около месяца, вести мониторинг, а также решать многие другие задачи. В связи с этим о планах создания новых летательных аппаратов легче воздуха, эпоха которых, казалось, завершилась ещё в 30-х годах прошлого века, заявляют сегодня во многих странах Запада.

Сергей Денисенцев, эксперт Центра анализа стратегий и технологий:

– Придумать, как использовать аэростаты, не составит труда, если нужно установить контроль над каким-то участком – скажем, в месте проведения антитеррористической операции или над приграничной территорией. Но, по моему мнению, их применение будет целесообразно как дополнение к беспилотникам и летательным аппаратам. Насчёт транспортной функции дирижаблей я сомневаюсь – для этого есть более надёжные средства, например те же вертолёты и самолёты. При этом, что бы ни говорили, выживаемость аэростатов в условиях наличия сильного противника, располагающего системами ПВО и истребительной авиации, очень низка. Потому аэростаты целесообразно использовать лишь против противника, который не обладает средствами ПВО. Например, террористов или контрабандистов, которые хотят проникнуть через границу.

США и Россия обкатали аэростаты в боевой обстановке

Безусловным лидером в работах по данной тематике являются США. Ещё в 2014 году в Пентагоне заявили о планах создать группировку беспилотных боевых дирижаблей для прикрытия Вашингтона от ракетных атак, по сути, решив включить эти аппараты в систему ПРО. Как сообщается, сейчас аппараты проходят тестирование в штате Мэриленд. Параллельно американцы готовят их к боевому дежурству и встраивают в систему эшелонированной обороны. Начинка этих дирижаблей весьма технологична – они несут на борту радары системы JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System), созданные американской компанией Raytheon, для обнаружения ракет. Данная система позволяет защитить стратегические объекты от низколетящих крылатых ракет и самолётов на удалении более 550 километров. В достоинствах дирижаблей американцы уже убедились на практике: в 2005 году в Ираке были проведены испытания аппарата MARTS (Marine Airborne Re-Transmission Systems), который был снабжён аппаратурой, позволяющей поддерживать связь с подразделениями в радиусе 180 километров. Этот комплекс показал, что способен противостоять ветру до 90 километров в час и в течение двух недель висеть в воздухе без обслуживания. Локальные удачи вдохновили американских военных на дальнейшее развитие подобных аппаратов.

По теме

Вот и Российская армия решила не отставать. Не так давно в подмосковном Алабине были продемонстрированы возможности применения аэростатов. Этот аппарат выполнял функции разведчика: выявлял цели, передавал их координаты на пункт управления, фиксировал поражение объектов. Также воздухоплавательные аппараты «засветились» в ходе антитеррористической операции российских ВКС в Сирии. Например, с помощью привязного аэростата осуществлялась охрана и оборона авиационной базы Хмеймим – информация с «баллона» поступала прямо в Национальный центр управления обороной. Военные не говорят о типе аппарата и о том, какие именно задачи он решал, но некоторые эксперты предполагают, что кроме видеокартинки на нём имелись и блоки электронного подавления, препятствующие применению террористами радиоуправляемых боеприпасов.

Аэростаты могут вытеснить беспилотники

Как отмечают эксперты, импульс к развитию воздухоплавательной техники в военных целях дало создание новых, более лёгких и прочных синтетических конструкционных материалов. Потому специалисты указывают ещё на один плюс аэростатов: даже видя его, навести на баллон зенитную ракету очень сложно – композитная оболочка шара не отражает лучи локаторов, что делает его абсолютно невидимым для ракеты.

Тем не менее эксперты считают, что такие аппараты по своей эффективности в решении военных задач могут превзойти беспилотники. Также, по оценкам аналитиков, дирижабль уже в ближайшее время может стать исключительно перспективной системой вооружения – например, полностью заменить транспортную авиацию. Дирижабли обладают большей, чем самолёты, грузоподъёмностью, не требуют больших и дорогостоящих взлётно-посадочных полос, при этом способны садиться практически на любую ровную поверхность. Также во время испытаний выяснилось, что дирижабль более устойчив к повреждениям – даже если в него попадёт снаряд, аппарат медленно опускается на землю, обеспечивая сохранность аппаратуры и вооружения. Кроме того, при размещении на дирижаблях радиолокационные станции получают более широкий обзор, дальность обнаружения и возможность засечь сложные цели, например крылатую ракету, летящую на высоте от 5 до 10 метров с огибанием рельефа местности. Американцы работают над созданием подобной программы с 1997 года. Локаторы предполагается размещать в гондолах 80-метровых беспилотных дирижаблей, способных беспрерывно находиться в воздухе до 30 суток.

В России в прошлом году сертифицировано и начато промышленное производство тканеплёночных материалов нового поколения для оболочек аэростатов и дирижаблей. Эта продукция в сочетании с внедрёнными современными методами автоматизированного раскроя позволяет создавать элементы воздухоплавательных аппаратов различного назначения с улучшенными техническими характеристиками. В настоящее время проводятся государственные испытания принципиально нового воздухоплавательного комплекса для ВКС. Кроме того, ещё несколько образцов перспективной техники выходят на финишный этап разработки. Так, несколько типов привязных аэростатов «Дозор» и беспилотный дирижабль ДП-29 завершают этап лётно-подъёмных испытаний.

Резервная связь аэростатами

Из осведомлённых источников редакции известно, что в недрах Минобороны затеяли новый мегапроект по созданию системы резервной связи. Дело в том, что в настоящее время службы экстренного реагирования, спецслужбы и военные слишком полагаются на мобильную связь, которая крайне энергозависима. Достаточно случиться блэкауту, и силовики останутся без связи. В связи с этим на случай ЧП будут заготовлены аэростаты, которые поднимутся в возух на предельно низкой высоте, неудобной для атаки противника, сформировав новую сеть мобильной связи. Будет ли это спецсвязь или же она сможет дублировать для крупных городов функции гражданской мобильной GSM, пока наверняка неизвестно. Однако лучших связистов уже привлекли к работе над этим гигантским прожектом, грозящим стать очередным мегабронепоездом, который никогда не выедет с запасного пути.

КСТАТИ

Использовать воздушные шары в качестве оружия уже пытались во время Второй мировой войны. Так, в Японии было развёрнуто массовое создание Фу-Гo – систем «бомба – воздушный шар». Заполненный водородом аэростат весом 12 килограммов нёс осколочно-фугасную бомбу весом 15 килограммов и четыре зажигательных боеприпаса весом по 5 килограммов. Фу-Го считались дешёвым видом оружия, с помощью которого можно осуществлять бомбардировки американского побережья. Барометрический автопилот удерживал баллон на высоте 9–11 километров, всего шар был рассчитан на полёт в течение трёх дней, за которые, как предполагалось, он должен перелететь через океан. При этом каждый шар оснащался пиропатроном – по задумке японцев, после осуществления бомбардировки аппарат должен был самоуничтожиться, чтобы американцы не могли определить тип чудо-оружия и испугались ещё больше.

Однако Фу-Го оказались крайне неэффективны. С ноября 1944-го по апрель 1945 года Япония запустила свыше 9 тыс. таких воздушных шаров, однако побережья США достигли только около 300. А проведённая бомбардировка привела лишь к гибели шести человек и вызвала небольшие разрушения.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.07.2016 08:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх