Один из самых экологичных видов транспорта – трамвай – все чаще можно встретить в российских городах. Комфортные и современные, они уже работают на маршрутах в Нижнем Новгороде и Липецке и совсем скоро появятся в Саратове. Масштабная правительственная программа модернизации электротранспорта реализуется в 9 регионах, в которых проживают 7 млн россиян. Финансирование, в том числе за счет средств ФНБ, идет через ВЭБ.РФ.
В феврале 2025 года госкорпорация развития ВЭБ.РФ предоставила Нижнему Новгороду порядка 1,6 млрд рублей. Деньги пойдут на закупку подвижного состава и оплату выполненных работ по строительству путей и остановок. Город уже получил по этой программе 77 новых трамваев, 65 из них начали обслуживать пассажиров.
«Электротранспорт играет важную роль в жизни городов, и мы активно работаем над его обновлением. На данный момент в девяти регионах уже поставлено более 300 новых низкопольных трамваев, что составляет свыше половины от запланированного результата по всей программе модернизации городского электротранспорта», — отметил вице-премьер правительства России Дмитрий Григоренко.
На фоне других участников программы Нижний Новгород выделяется тем, что в нём было решено полностью реконструировать старую трамвайную сеть, которая охватывает и районы с плотной застройкой, и историческую часть. «Программа обновления городского общественного транспорта меняет к лучшему жизнь более 7 миллионов людей в 9 регионах страны. Проект в Нижнем Новгороде — самый масштабный. Эффективное партнёрство концессионера, правительства Нижегородской области и ВЭБ.РФ позволяет двигаться к результату в намеченные сроки», — подчеркнул председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Всего до конца 2026 года в Нижний Новгород будет поставлено 170 новых трамваев. Кроме того, планируется заменить почти 150 км одиночных трамвайных путей, оборудовать 15 тяговых подстанций и 3 депо. По оценке экспертов, пассажиропоток увеличится на 82,5% — до 45,1 млн пассажиров в 2028 году, а средняя эксплуатационная скорость возрастет на 45% до 18,4 км/ч.
Не только миллионники
Также в феврале 2025 года ВЭБ.РФ выделил почти 185 млн рублей на оплату последнего транша в рамках поставки 46 новых трамваев в Липецк. Машины изготавливают на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Каждая из них рассчитана на перевозку 170 пассажиров и оборудована кондиционером, беспроводным доступом в интернет, зарядными устройствами для гаджетов. Водительское место снабжено системой кругового обзора.
До конца года в рамках программы модернизации ГЭТ в Липецке планируется реконструировать более 40 и построить более 5 км трамвайных путей. Будет отремонтировано здание депо, обновлена контактная сеть. Трамвайное сообщение свяжет новые микрорайоны Липецка с Левобережьем и промышленными предприятиями.
Вдобавок к этому совсем скоро новые трамваи начнут перевозить пассажиров в Саратове. В этом месяце ВЭБ.РФ направил 249,2 млн рублей за выполненные подрядчиком работы по трамвайному маршруту № 9.
Общий бюджет саратовского проекта составляет 17,3 млрд рублей. На эти средства будет реконструировано 4 трамвайные линии общей протяженностью 67 км, 11 тяговых подстанций и путепровод через железную дорогу. Также будут обновлены трамвайные остановки, освещение, озеленение и ливневая канализация. Все эти обязательства закреплены в концессионном соглашении.
Специалисты давно говорят о необходимости замены трамвайных сетей, построенных во времена СССР. При этом развитие городского электротранспорта они считают общемировой тенденцией, поскольку, в отличие от автобусов и автомобилей, трамвай снижает загруженность улиц и загрязнение атмосферы. В то же время эксперты отмечают, что для работы трамваев в городах нужны инфраструктура и, соответственно, «длинные» деньги на её развитие. Эти слагаемые и обеспечивает поддержка проектов на уровне правительства и ВЭБа.