Версия // Общество // В период Карибского кризиса весь американский флот вёл охоту за четырьмя советскими подводными лодками

В период Карибского кризиса весь американский флот вёл охоту за четырьмя советскими подводными лодками

10221

Тихая война. «Фокстроты» против US NAVY

10
В разделе

В середине 50-х – начале 60-х годов ХХ века советский флот получил подводные лодки, позволяющие вести патрулирование практически во всех районах мирового океана. Сначала в состав флота вошли 26 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 611, имеющих обозначение в НАТО «Zulu». За ними пошла массовая серия, состоящая из 75 подводных лодок проекта 641. В НАТО они получили обозначение «Foxtrot».

Завершила эту линейку больших дизель-электрических подводных лодок в 70-х годах серия из 18 подводных лодок проекта 641Б шифр «Сом». Натовцы называли эти лодки «Tango». «Фокстроты» стали настоящими «рабочими лошадками холодной войны», на плечи их экипажей легла вся тяжесть подводного противостояния на всех океанах планеты. Сегодня «Фокстроты» как корабли-музеи есть во многих странах мира. В России их две: в Калининграде в музее Мирового океана находится Б-413, а в Вытегре - Б-440.

Начало. Выход в океан

После вхождения в состав флота первых подводных лодок проекта 611 перед моряками встал вопрос: какой реальный радиус действия новых лодок, на сколько дней они могут выходить на патрулирование? Ответы могли дать только реальные выходы в океан.

В 1957 году сенатор-демократ от штата Северная Каролина сделал в прессе сенсационное заявление. По словам сенатора, у берегов США патрулировали 184 советские подводные лодки. Шум в прессе поднялся большой, тем более, что флот США не смог внятно прокомментировать это заявление. На самом деле у берегов США находилась только одна советская лодка Б-77 проекта 611. Она следила за пусками американских ракет с мыса Канаверал. Завершив патрулирование, Б-77 ушла в Полярный незамеченной. В 1958 году Б-75 проекта 611 вышла из Полярного, обогнула Скандинавский полуостров, вышла на просторы Атлантического океана, пересекла экватор, дошла до берегов Южной Америки и возвратилась тем же маршрутом домой. В октябре 1959 – марте 1960 годов подводные лодки Б-88 и Б-90 проекта 611 совместно с пассажирским теплоходом «Михаил Калинин» и танкером «Вилюйск» совершили переход Полярный – Петропавловск-Камчатский через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Лодки шли автономно, подходя к танкеру только для заправки топливом. 28 мая 1959 года в районе Исландии американская дизель-электрическая подводная лодка типа “Tench” – “Grenadier” SS-525 впервые обнаружила лодку проекта 611. Она 18 часов преследовала советскую субмарину, пока та не всплыла для зарядки аккумуляторов. Базовый патрульный самолет P-2V “Neptune”, наведенный американской подводной лодкой, сфотографировал советскую субмарину. Это был первый достоверный случай обнаружения советской подводной лодки в Атлантике. В США американские моряки считают 28 мая днём начала «холодной войны» под водой.

SS-525 «Grenadier»
SS-525 «Grenadier»

P-2V «Neptune»
P-2V «Neptune»

Карибский кризис. Операции «Анадырь» и «Кама»

О Карибском кризисе написано много. Желание Никиты Сергеевича Хрущёва «засунуть ежа в штаты» американскому империализму поставило мир на грань ядерной войны. По планам советского командования, на Кубе должны были быть размещены советские ракеты Р-12 и фронтовые бомбардировщики Ил-28 - они были носителями ядерного оружия. Переброска всей группировки была возложена на суда министерства морского флота СССР. Эта переброска вместе с прикрытием получила название операция «Анадырь». Но была ещё и другая операция. Наряду с ракетами и авиацией, было решено сформировать на Кубе оперативную эскадру. Она должна была состоять из надводных кораблей - 2 крейсеров, 2 больших ракетных кораблей, 2 эскадренных миноносцев, 12 ракетных катеров и 7 вспомогательных судов. На Северном флоте была сформирована 20-я эскадра подводных лодок. В состав эскадры входила 18-я дивизия дизель-электрических ракетных подводных лодок проекта 629 и 69-ю бригада дизель-электрических торпедных подводных лодок проекта 641. Политическое руководство хотело включить в число отправляемых на Кубу и атомные подводные лодки, но моряки возражали, т.к. атомоходы еще не были «доведены до ума» и посылать их в такой дальний поход было не своевременным. К этому решению мы ещё вернемся. К тому же порты Кубы были не готовы к базированию такого количества кораблей. В процессе подготовки к походу было принято решение ракетные подводные лодки и надводные корабли на Кубу не посылать, ограничится только «Фокстротами». Вот этот переход на Кубу советских подводных лодок и получил название операция «Кама».

Подводная лодка проекта 641 «Фокстрот»
Подводная лодка проекта 641 «Фокстрот»

Для участия в походе были назначены подводные лодки Б-4 капитана 2 ранга Р. А. Кетова, Б-36 капитана 2 ранга А. Ф. Дубивко, Б-59 капитана 2 ранга В. Г. Савицкого, Б-130 капитана 3 ранга Н. А. Шумкова. 1 октября, с интервалом 30 минут, лодки покинули Сайда-губу. Любопытная деталь. На всех лодках в базе были заряжены аккумуляторные батареи, и выходили они не под дизелями, как обычно, а на электромоторах, практически бесшумно. Это было сделано для того, чтобы гарантировать незаметность выхода «Фокстротов» в поход. После выхода в Баренцево море, командиры вскрыли секретные пакеты. Приказ гласил – следовать на Кубу в порт Мариель. К этому моменту все 4 лодки выводились из подчинения командующего Северным флотом и передавались под непосредственное управление Главного морского штаба ВМФ в Москве. В целях скрытности похода лодкам было запрещено поддерживать связь между собой. Лодки должны были идти со средней скоростью 10 узлов – 18, 5 км/ч – днём в подводном положении и под РПГ, ночью – в надводном положении и под РПГ. РПГ – это устройство, позволяющее лодке идти с работающим дизелем под водой. Представляет собой трубу с клапанами, через которую поступает воздух, необходимый для работы дизелей под водой. Этот приказ был невыполним по определению. Дело в том, что для по-настоящему скрытного перехода средняя скорость должна была быть 5 узлов, но Министр обороны СССР приказал – «Скрытно и стремительно». Лодки должны были прибыть на Кубу к определенному сроку. Главному морскому штабу пришлось импровизировать и пытаться найти золотую середину между скрытностью и стремительностью. Первым серьезным испытание для подводником был Фарреро-Исландский противолодочный рубеж. Системы SOSUS тогда ещё не было, но на рубеже дежурили противолодочные корабли, а небо патрулировала базовая авиация – норвежские противолодочные самолеты «Альбатрос» и английские «Шеколтон» Тем временем, спираль напряжения раскручивалась стремительно. Американцы заявили о блокаде Кубы и досмотре всех гражданских советских судов, идущих на остров. Хрущев на это заявил, что «обыск советских судов будет считать пиратством, и если США поступят таким образом, то он прикажет своим подводным лодкам потопить американские военные корабли». Для американцев такое заявление стало как красная тряпка для быка. Министр ВМФ США отдал приказ «найти и поднять на поверхность все русские подводные лодки, в случае необходимости – уничтожить». После таких заявлений для квартета «Фокстротов» наступили тяжелые времена.

Против четырех дизель-электрических подводных лодок американцы выставили три авианосные поисково-ударные группы в составе авианосцев CV-9 «Essex», CV-15 «Randolph» и CV-18 «Wasр», каждый из которых имел на борту авиагруппу из 50-70 самолетов и вертолетов, противолодочный вертолетоносец, 180 кораблей класса эсминец-фрегат, почти 200 противолодочных самолетов базовой патрульной авиации. В Карибском море была дополнительно развернута авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем CVN-65 «Enterprise» с 90 самолетами и вертолетами на борту. Но советские подводники об этом ничего не знали. Задача им была поставлена – совершить скрытный переход на Кубу, фактически их противником стал весь 2-й флот ВМФ США. Началась массированная охота на советские субмарины. Только лодка поднимет РПГ для зарядки аккумуляторов, как датчик на нем показывает облучение РЛС противолодочного самолета. РПГ срочно опускается, и лодка на остатках заряда батарей пытается уклониться от преследования. Сначала помогали группы радиоразведки, которые прослушивали эфир и давали командирам рекомендации по курсу. Но, когда лодки вошли в Саргассово море, американцы ввели режим полного радиомолчания. Идти приходилось не только на остатках заряда батарей, но и фактически вслепую, не зная, где находятся противолодочные силы противника. Жизнь в отсеках превратилась в ад. Температура в дизельном и электромоторном отсеках составляла 60-65 градусов по Цельсию. Норма пресной воды составляла 250 грамм на человека в день. Кончилось всё тем, что «Фокстроты» обложили со всех сторон.

Помогало американцам и распоряжение Главного штаба ВМФ СССР о ежедневном выходе на связь. В распоряжении был прописан выход на связь в 00-00 по Москве, а в Саргассовом море это было 16-00. Командиры лодок были вынуждены поднимать в это время антенны из-под воды. Эти антенны тут же засекались противолодочной авиацией. Лодки попадали в противолодочные западни и вырывались из них, но силы были не равны. В конечном итоге Б-36, Б-59 и Б-130 были вынуждены всплыть для зарядки батарей. Только Б-4 удалось прорваться через все заслоны.

Американцы записали в свой актив обнаружение ещё одной лодки, но это обнаружение из категории «до кучи». Противолодочная авиация обнаружила Б-75, лодку 611 проекта, когда она заправлялась в открытом океане от танкера «Терек». Лодка после выполнения задания направлялась на свою базу.

Закончился Карибский кризис, но три «Фокстрота» продолжали находиться у берегов Кубы. У четвертой Б-130 вышли из строя дизели, и её первую отправили домой. Для трёх лодок игра в кошки-мышки со 2-м флотом США продолжались, но больше американцы уже не смогли заставить лодки всплыть. Наконец, пришёл приказ, и три «Фокстрота» вернулись на базу.

Наказание невиновных, награждение непричастных

После возвращение лодок на базу, экипажам предоставили отпуск. Командирам долго отдыхать не пришлось. Во второй половине января 1963 года их отозвали из санаториев и вызвали в Москву, на коллегию Министерства обороны, которую вел первый заместитель министра маршал Гречко. Маршал сразу стал обвинять подводников – «Безобразие. Опозорили Россию!» Доклад о походе превратился в перепалку. «Какая зарядка батарей? Каких батарей? Вы почему, когда всплыли, не закидали американцев гранатами?» Гречко долго не мог понять, почему подводные лодки должны были всплыть. Когда ему прямым текстом сказали, что перед ним командиры дизель-электрических, а не атомных подводных лодок, маршал закричал: «Как не на атомных?» и со всей силы бросил на стол свои очки. Осколки разлетелись мелкими брызгами. Оказалось, что высшее руководство страны было уверено в том, что в поход отправились атомные субмарины. По результатам коллегии был издан разгромный приказ. Маршал Гречко, после коллегии заявил высшим офицерам – «Лучше бы я утонул, а не всплыл». Но все обошлось. Весь гнев высшего руководства принял на себя Главком ВМФ адмирал Горшков. Он выпустил приказ по флоту, там было сказано: «Командиру в этой сложной обстановке было виднее, как ему действовать…Командиров не наказывать».

Заключение

Охота на «Фокстроты» была во многом пропагандисткой кампанией, рассчитанной на внутреннего зрителя в Америке. За неделю до начала похода американцы не заметили и пропустили Б-75 проекта 611, которая шла практически по тому же маршруту. А в самый разгар Карибского кризиса на Тихом океане Б-88, то же проекта 611, успешно следила за авианосцем CV-64 «Constellation», который проходил испытания недалеко от Пёрл-Харбора. Б-88 так же не была обнаружена.

Перехват американцами советского транспорта следующего на Кубу
Перехват американцами советского транспорта следующего на Кубу

Советский транспорт с ракетами следует на Кубу
Советский транспорт с ракетами следует на Кубу

Разгрузка советских транспортов на Кубе
Разгрузка советских транспортов на Кубе

После завершения Карибского кризиса, отношения между СССР и Кубой несколько охладели. Фидель Кастро был недоволен тем, что СССР вывел ракеты с острова, даже не проинформировав руководство Кубы. Чтобы восстановить уровень отношений между странами, Кастро пригласили в СССР. При составлении программы визита Фидель попросил показать ему те подводные лодки, которые прорывались на Кубу. При посещении Североморска Кастро привезли к пирсу, у которого стояла ракетная лодка К-88 проекта 629 и Б-36 проекта 641. Прибывшего Фиделя Кастро повели на ракетоносец. Он был очень доволен увиденным, а на «Фокстрот» взглянул лишь мельком, и на борт подниматься не стал. Интересно, что ему рассказывали адмиралы?

В 1963 году по тому же маршруту направили еще один квартет три лодки 611 проекта - Б-74, Б-76 и Б-77 и ракетоносец К-153 проекта 629. На К-153 находились три ракеты Р-13 с боеголовкой в одну мегатонну каждая. Целью для них был Вашингтон. Три торпедные лодки прикрывали ракетоносец. Американцы их не обнаружили, лодки после похода «под Америку» благополучно вернулись на свои базы. «Холодная война» на море набирала обороты.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2020 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх