Версия // Общество // Немецкий консул планировал захватить американскую шхуну для организации рейдерства в Тихом океане

Немецкий консул планировал захватить американскую шхуну для организации рейдерства в Тихом океане

14532

История несостоявшегося рейдера

В разделе

Рейдер – это одиночное вооруженное судно, часто гражданское, которое одно государство направляет в океан для нарушения морской торговли государства – противника. Подготовка рейдера к походу – дело очень сложное и многогранное. Над решением этого вопроса работают морские штабы воюющих стран.

Мы уже писали о рейдерах в Первую и Вторую мировые войны («Свастика над Арктикой», «Роковая ошибка командира «Сиднея», «Последний корсар империи» - части 1 и 2). При тщательной подготовке, опытном командире рейдер становится опасным оружием, для нейтрализации которого необходимо отвлекать от решения других задач значительные силы и средства. Но иногда в жизни происходят воистину опереточно-водевильные сюжеты. Об одной такой истории мы расскажем в этой статье.

Главные герои – женщина и шхуна

30-ти метровая шхуна "Alexander Agassiz" была спущена на воду в 1907 году на верфи города Сан-Диего. Шхуна была, как сейчас говорят, научно-исследовательским судном. Названа шхуна была в честь швейцарского морского биолога. Семь лет "Alexander Agassiz" ходил в небольшие научные рейсы в районе Сан-Диего, а с началом Первой мировой войны находился в порту на приколе.

В 1917 году шхуну взяли в аренду три инвестора. Они хотели использовать "Alexander Agassiz" для каботажных рейсов вдоль мексиканского побережья. Главным инвестором была женщина, Мод Локрейн (Maude Lochrane). Она была очень деятельным и энергичным человеком и преуспела на всех работах, которые тогда были доступны женщинам. Она работала секретарем, помощником по хозяйству у пожилых женщин, продавцом, бухгалтером. В 1907 году её обвинили в воровстве, и она спешно уехала в Техас, вернулась в Калифорнию только по истечении срока давности, в 1915 году. Деньги у неё были, и она мечтала иметь свою компанию по перевозке грузов. Для этого Мод арендовала "Alexander Agassiz". После переоборудования шхуны - требовалось демонтировать научные лаборатории и восстановить грузовые трюмы - второй и третий инвесторы - Вильям Тейлор (William Taylor) и сводный брат Мод Френк Уилер (Frank Wheeler) перевели шхуну в Мексику для организации перевозок и поиска клиентов, а Мод осталась в Лос-Анджелесе.

По теме

Начало

Через несколько месяцев от них пришла телеграмма о том, что они переводят шхуну под мексиканский флаг. Это было связано с тем, что любые иностранные суда, занимающиеся каботажем, облагались большими налогами, делающими коммерческие перевозки не рентабельными. Но шла Первая мировая война, и действовало распоряжение правительства США, запрещающее американским судам менять флаг. Мод грозил большой штраф, или даже арест. Она была вынуждена сесть на первый пароход и отправиться в мексиканский порт Мазатлан, чтобы попытаться вернуть шхуну под американский флаг. Партнеры обиделись, и вернулись в США, а Мод осталась в Мексике со шхуной, требовавшей ремонта. Денег у неё не было.

В Мазатлане она познакомилась с американским механиком Корнелиусом Хайнц (Cornelius Heinz). Он согласился помочь Мод с ремонтом двигателя шхуны. Он и три его помощника – два норвежца и голландец – быстро привели шхуну в мореходное состояние. А ещё до ремонта Мод познакомилась с капитаном Францем Бауман (Franz Bauman), который стал предлагать женщине отказаться от планов на каботаж между мексиканскими портами и уйти южнее, где не было строгих мексиканских ограничений. Бауман предложил Мод бесплатно быть капитаном шхуны, при условии, если на "Alexander Agassiz" он достигнет южных островов. Мод согласилась, не подумав, почему ей вдруг так повезло.

Подготовка

Франц Бауман был капитаном одного из немецких торговых судов, интернированных в мексиканском порту Санта Розалия. Он же являлся офицером резерва кайзеровского военно-морского флота. Во всем мире существует практика, когда капитаны, штурманы и механики торговых судов являются офицерами запаса военно-морского флота своих стран. А Корнелиус Хейнц хоть и был гражданином САСШ (Североамериканских Соединенных Штатов – так в те годы назывались США), но был сыном коренных немцев и большим поклонником кайзера. Чтобы избежать призыва в США, он переехал в Мексику. Этих двоих познакомил немецкий консул в Мазатлане Фриц Унгер (Fritz Unger), который провел поиск подходящего судна для переоборудования его в малый рейдер для действия в Тихом океане. Именно Фриц Унгер присмотрел "Alexander Agassiz" и даже зафрахтовал шхуну для небольшого путешествия, чтобы проверить мореходные качества судна. По их плану, экипаж нового рейдера должны были составить немцы, проживающие в Мексике. С интернированных немецких судов на шхуну должны были передать навигационные карты и лоции для плавания в Тихом океане и пулемет. Стрелковое оружие для экипажа должен был дать Фриц Унгер. От Мод необходимо было избавиться в открытом море при первой возможности. В экипаж набрали еще четырех немцев, оказавшихся в Мексике на начало войны. 12 марта консул принял у экипажа будущего рейдера присягу кайзеру, выдал немецкий флаг, необходимые официальные письма и шифры. Через неделю шхуна должна была выйти в море.

К счастью, во время этих событий Мод активно общалась с американским консулом в Мазатлане Чапманом (Chapman). Сначала это общение было связано с обратным переходом "Alexander Agassiz" под американский флаг. Американские консулы вели активные наблюдения за ситуацией в нейтральных странах из-за постоянной угрозы немецких рейдеров судоходству Америки. Тогда большой резонанс получила история с немецким легким крейсером «Лейпциг» у берегов США.

Шпионский детектив

Дипломаты всегда были разведчиками, и Чапман не был исключением. И надо же было такому случиться, что одним из информаторов дипломата был….Корнелиус Хейнц. Во время их встречи 9 марта Корнелиус почему-то рассказал консулу о планах превратить "Alexander Agassiz" в рейдер. Почему он это сделал, до сих пор не ясно, ведь он входил в экипаж рейдера! Чапман был поражен услышанной информацией. На полном серьезе утверждалось, что небольшая шхуна с одним пулеметом собирается стать океанским рейдером! Консул послал срочную шифротелеграмму в Вашингтон. Там к этой ситуации отнеслись очень серьезно и передали её военно-морскому флоту с требованием не допустить, чтобы у берегов США находился еще один надводный рейдер. Военно-морской флот США послал на перехват шхуны канонерскую лодку «Висксбург» USS PG-11 «Vicksburg». Пока канонерка совершала переход к порту Мазатлана, консул пытался бюрократическими путями задержать выход "Alexander Agassiz" в море. Ему удалось задержать выход шхуны до захода канонерской лодки в порт. Командир канонерской лодки лейтенант Реордан (Reordan) встретился с консулом и получил от него задание проверить шхуну. Лейтенант переговорил с Мод Локрейн и выполнил поручение консула. Он убедился, что "Alexander Agassiz" находится в хорошем техническом состоянии, и на его борту находятся немцы. Видимых признаков выхода в рейдерство обнаружено не было. Тогда лейтенант оставил двух матросов с сигнальным фонарем недалеко от шхуны, а сам вернулся на канонерскую лодку.

По теме

Немцы все это заметили. Более того, они стали подозревать Корнелиуса Хейнца в измене. Тем временем, на следующий день по требованию мексиканских властей канонерская лодка USS «Vicksburg» была вынуждена покинуть мексиканский порт. Поскольку скорость канонерской лодки всего на один узел превышала скорость шхуны, флот в срочном порядке послал к мексиканскому порту быстроходный охотник за подлодками «SC-302», вооруженный транспорт «Брутус» USS «Brutus» и патрульную шхуну «Райниер» USS «Rainier». По замыслу военных моряков эти корабли должны были взять шхуну в кольцо и не дать ей прорваться в Тихий океан.

Со своей стороны немцы приняли решение о прорыве из порта. С "Alexander Agassiz" выгрузили на лодку пулемет и отвезли его на один из дальних островов. Это было сделано для того, чтобы в случае обыска на шхуне не было ничего компрометирующего. После досмотра пулемет должен был быть доставлен обратно на шхуну. "Alexander Agassiz" принял на борт запасы на три месяца и несколько мексиканских пассажиров. Мексиканцы были нужны для отвода подозрения при обыске. Шхуна вышла в море 17 марта.

Захват

Строго говоря, рейдерство немцев продолжалось всего два часа. Шхуна вышла из порта в 11-00, а в 12-25 ей навстречу двинулась USS «Vicksburg». Немцы пытались уйти, но выстрел с канонерской лодки заставил их остановиться. Американцы нашли на борту стрелковое оружие, шифры и флаг кайзеровской Германии. Почему эти опасные предметы не отправили вместе с пулемётом на остров, история умалчивает. На шхуну высадилась американская призовая команда, корабли вернулись в Мазатлан. Мексиканские власти выразили протест по поводу захвата шхуны в мексиканских территориальных водах, но американцев это волновало мало. Оставив мексиканских пассажиров в порту, канонерская лодка и шхуна направились в Сан-Диего. Пока они шли туда, американская пресса красочно рассказывала о «тяжеловооруженном немецком рейдере, который захватил американский флот».

USS Vicksburg
USS Vicksburg

USS Brutus
USS Brutus

Заключение

Состоялся суд. Решение суда было двойственным. С одной стороны, суд установил намерение организовать рейдерство против торгового судоходства Антанты, и захват шхуны был признан правильным действием. С другой стороны, так как никаких реальных преступлений совершено не было, шхуну возвратили Мод. Расходы на проведение судебных слушаний – 150 долларов – разделили поровну между американским правительством и Мод Локрейн. Немцев отправили в лагерь военнопленных до конца войны.

В 1919 году "Alexander Agassiz" использовали для съемок фильма «Такой маленький пират» («Such a Little Pirate»), а в 1920 году её продали в Сан-Франциско, где шхуна использовалась как тунцеловное судно. Осенью 1920 года в тумане "Alexander Agassiz" выскочил на камни недалеко от маяка Point Reyes в 50 километрах к северу от Сан-Франциско.

Мод Локрейн в авантюрах больше не участвовала и умерла в середине 40-х годов ХХ века. Командир канонерской лодки лейтенант Реордан встретил японскую атаку на Перл-Харбор в должности командира линейного корабля «Теннеси» USS ВВ-43 «Tennessee». Он закончил войну командиром военно-морской базы Кей Вест (Key West). Реордан умер в 1947-м году в возрасте 58 лет.

Так закончилась эта история, достойная стать сценарием хорошего приключенческого фильма.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.01.2020 14:15
Комментарии 0
Наверх