// // В Минобороны реанимируют планы построить русский Mistral

В Минобороны реанимируют планы построить русский Mistral

6676

Корабельные новости

2
В разделе

В начале января Министерство обороны РФ и Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) объявили о планах строительства отечественного универсального десантного корабля, аналогичного французским Mistral. Первый вертолётоносец планируют заложить на «Северной верфи» в 2020 году, а уже в 2024-м ввести в состав ВМФ два корабля этого класса. «Наша Версия» задумалась, для чего морякам вдруг понадобились вертолётоносцы и почему начало их строительства постоянно откладывается.

Сюжет: Армия

Идея принять в состав ВМФ России вертолётоносцы появилась в конце 2010 года. Тогда в стране как раз наметилось улучшение экономических показателей, отчего власти стали строить планы об отстаивании геополитических интересов за пределами границ. Во всяком случае, именно этим объяснялась необходимость обзавестись современными универсальными десантными кораблями. Учитывая не лучшее состояние отечественной оборонной промышленности, было решено провести конкурс с участием иностранных производителей. По его итогам Россия заключила с Францией соглашение о строительстве двух вертолётоносцев типа Mistral на французской верфи и ещё двух по лицензии на предприятиях в РФ. Однако в 2014 году, когда первые два корабля были почти готовы, случилось присоединение Крыма, в связи с чем французское руководство заморозило поставку кораблей. Впоследствии вертолётоносцы были проданы в Египет.

Вертолётоносец сделает войну дешевле

Создаётся впечатление, что неудача с приобретением Mistral только подогрела интерес российского военного руководства к этому классу кораблей. Разговоры о проектировании собственных десантных вертолётоносцев начались практически сразу же после того, как стало ясно, что Франция контракт выполнять не будет. Так, в 2016 году прошли сообщения, что ВМФ России готовит техническое задание на разработку универсального десантного корабля, аналогичного французским вертолётоносцам типа Mistral. Тогда же было объявлено, что строительство такого корабля может начаться в 2018 году, однако, когда пришло время заявить о начале строительства, произошёл очередной перенос сроков.

Желанию иметь на вооружении вертолётоносцы в принципе можно найти обоснование. Последнее время Россия активно воюет за рубежом. Если у противника слабый флот или же вообще отсутствует береговая оборона, то универсальные десантные корабли (УДК) в таком случае могут самостоятельно эффективно, дёшево и быстро проводить локальные операции. При этом отпадает необходимость в формировании крупных соединений, налаживании системы управления и снабжения, что ведёт к расходованию огромных средств и времени на планирование и обеспечение целой войны. К тому же на борту УДК кроме морской пехоты и транспортных вертолётов всегда имеются мощные военные инструменты, такие как ударные вертолёты. Предусмотрена также возможность размещения многоцелевых самолётов вертикального взлёта и посадки.

Таким образом, вертолётоносцы идеально подошли бы для проведения операции в Сирии. Однако сейчас, как заявляется, российские войска завершили операцию. Выходит, УДК решено строить с прицелом на перспективу?

Константин СИВКОВ, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1-го ранга запаса:

По теме

– России не нужны универсальные десантные корабли, которые предназначены для действий в экспедиционных силах. Сегодня условием для успешной десантной операции является завоевание господства на море и в воздухе, которое действительно способны решать только полноценные авианосцы. Россия в настоящее время имеет лишь один тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» – этого недостаточно, чтобы решать такую задачу. Поэтому нужно сосредоточить усилия по созданию авианосных сил. Параллельно необходимо развивать ударный флот, способный обеспечить оборону страны с морских направлений. Без этого все универсальные десантные корабли бессмысленны.

Mistral превращается в авианосец

На сегодня известно, что в России ведётся проработка сразу двух концепций десантного вертолётоносца. Ещё в 2015 году Крыловский государственный научный центр предложил альтернативу французским вертолётоносцам – проект десантного вертолётоносного корабля типа «Лавина» с водоизмещением около 24 тыс. тонн, с авиагруппой до 16 вертолётов и док-камерой на 6 десантных катеров. Такой корабль может обеспечить переброску и высадку батальона морской пехоты численностью более 500 человек с техникой и вооружением.

Одновременно свой проект десантного корабля под шифром «Прибой» представило Невское проектно-конструкторское бюро. Его концепция предполагает постройку УДК классической авианосной архитектуры со сквозной полётной палубой, водоизмещением около 14 тыс. тонн. Этот корабль должен иметь авиагруппу численностью восемь вертолётов, реализуя концепцию быстрой загоризонтной высадки десанта в две волны с доставкой техники, тяжёлого вооружения и части личного состава на десантных катерах по морю, а другой части, с лёгким вооружением, – по воздуху. Численность десанта на корабле этого типа может составить более 500 человек. При этом в обеих концепциях предполагается возможность использования вертолётоносцев в качестве кораблей управления, противолодочных кораблей, плавучих баз при проведении гуманитарных/спасательных операций и для ряда других задач.

До сих пор так и не объявлено, какой проект полностью устраивает российский ВМФ. Потребность флота в подобных кораблях оцениваются в шесть-восемь единиц в оптимальном варианте и в четыре, по одному на каждый флот, – в минимальном. Так что два корабля, которые планируют построить к 2024 году, лишь частично покроют потребность флота в кораблях данного класса.

При этом ряд экспертов и вовсе склонны считать, что российская оборонная промышленность в ближайшее время всё равно не сможет их создать. Развитие российского флота в последние годы было переформировано на создание малых кораблей, которые обладают высокой манёвренностью и огневой мощью. Конечно же, свои наработки для создания вертолётоносцев в России есть, но они находятся в зачаточном состоянии – именно поэтому проекты по оснащению ВМФ вертолётоносцами постоянно переносятся. Готовых и проверенных собственных технологий, необходимых для создания кораблей этого класса, попросту нет, а импортные из-за санкций ещё долгое время будут оставаться недоступными. Тех же технологий, которые остались после участия российского ОПК в проекте Mistral, оказалось недостаточно для создания собственного вертолётоносца.

Ещё одна версия, почему в России до сих пор не построен этот тип корабля, заключается в том, что флотские генералы отстаивают советские требования к проектированию. По их мнению, новый корабль нужно «нагрузить» максимальным количеством вооружения. На универсальный десантный корабль российской разработки хотят уместить пушку для стрельбы по берегу, реактивную систему залпового огня, высокоточные крылатые ракеты, крупный зенитный ракетный комплекс и огромные комплексы РЭБ. Кроме того, отечественные требования по живучести сами по себе почти в 2 раза увеличивают водоизмещение корабля по сравнению со стандартным Mistral. Если кораблестроители выполнят все требования, то небольшой вертолётоносец превратится в авианосец. Конечно, в этом случае все лучшие качества универсального корабля будут потеряны. Если, конечно, вертолётоносец вообще удастся построить, не превратив проект в очередное кладбище бюджетных средств.

Конкретно

Современные вертолётоносцы являются весьма сложными конструкциями, строить которые умеют лишь шесть стран – США, Франция, Испания, Япония, Южная Корея и Австралия. Полезность десантных вертолётоносцев в качестве мобильных баз для оперативного развёртывания сил в локальных конфликтах в последние 10 лет была неоднократно доказана военно-морскими силами стран НАТО во время операций на Ближнем Востоке и в Африке. Эти боевые корабли предназначены для осуществления десантирования на сушу моторизованных воинских частей, обслуживания боевых вертолётов, командования подразделениями и оказания помощи раненым. Именно таких кораблей российскому ВМФ не хватало во время проведения операции в Сирии. В связи с этим военным приходилось привлекать гражданские торговые суда, что значительно снижало скрытость и оперативность переброски войск.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.01.2018 15:12
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх