Версия // Общество // В Клубе имени Замятнина порассуждали о сфере защиты прав потребителей в РФ и возможной волне банкротств заёмщиков

В Клубе имени Замятнина порассуждали о сфере защиты прав потребителей в РФ и возможной волне банкротств заёмщиков

12399

Общество потребителей

В Клубе имени Замятнина порассуждали о сфере защиты прав потребителей в РФ и возможной волне банкротств заёмщиков
(Фото: zamyatnin.club/ru)
В разделе

27 октября в Москве состоялось 14-е заседание Клуба имени Замятнина, в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с защитой прав потребителей, изменением социального портрета потребителя за последние несколько десятилетий, а также особенностями судебных процессов в этой сфере. Одной из тем стала закредитованность россиян на фоне растущего потребления и ее возможные последствия, в том числе, массовые банкротства физлиц.

14-е заседание Клуба имени Замятнина, посвященное вопросам защиты потребителей, открыл глава Совета судей России Виктор Момотов, который подчеркнул, что в последние три десятка лет портрет потребителя коренным образом изменился. Сейчас, по его словам, в российском обществе наблюдается непрерывно нарастающий процесс погони за всевозможными благами и услугами, которые популяризуются при помощи современных средств коммуникации и способствуют формированию у потребителей новых ценностей – часто в ущерб духовно-нравственной составляющей.

Виктор Момотов: «Постепенно процесс потребления становится для человека смыслом существования, человек теряет свою индивидуальность, становясь зависимым от благ, так как стремление их приобрести превращается в цель его жизни. В этом стремлении человек не только проникает в тонкости материального мира, но и вынужден изучать правовую действительность, использовать правовые институты для защиты этих благ, получения благ лучшего качества и количественного их увеличения».

Председатель Совета судей России обратился к данным Центробанка, указав, что на фоне роста потребительской культуры в стране активно растет и объем потребительских кредитов. Согласно статистике регулятора, на 1 июля 2021 года российские заемщики набрали долгов на 23,9 триллиона рублей. Как констатировал Момотов, это астрономическая цифра, и ситуация усугубляется тем, что клиенты банков плохо гасят кредиты. По мнению экспертов Центробанка, это чревато массовым банкротством заемщиков, а также нестабильностью и нарастанием социального напряжения. Как уточнил Момотов, Центробанк оценивает нынешний уровень закредитованности россиян в 49,1% – в среднем именно такую долю годового дохода отдают российские семьи на погашение кредитов. Обычно на заемные средства приобретается техника, гаджеты или автомобили, то есть, крупные покупки, на которые россияне часто предпочитают не копить деньги заранее по тем или иным причинам.

Если говорить о банкротствах, за январь-июнь 2021 года количество россиян, воспользовавшихся этой процедурой, выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысило показатели за весь 2019 год. В общей сложности 88 тысяч россиян в судебном порядке добились признания своей финансовой несостоятельности. Банкротство – единственный предусмотренный законом механизм, позволяющий избавиться от долгов, которые заемщик не может погасить.

Суды и защита потребителей

Главный нормативный акт, регулирующий отношения в потребительской сфере – Закон о защите прав потребителей. В суды нередко обращаются по потребительским спорам. Как указал Момотов, в 2020 году было рассмотрено 290 тысяч дел в сфере защиты прав потребителей, причем 52% из них были связаны с продажей товаров или оказанием бытовых услуг, 32% относились к страховым спорам, 16% - к финансово-кредитной сфере. В 82% случаях суды приняли решение об удовлетворении требований потребителей.

Момотов отметил, что Верховный Суд РФ всегда уделял большое внимание защите прав потребителей, приняв ряд соответствующих постановлений и подготовив обзоры судебной практики по отдельным сферам.

По теме

По словам главы Совета судей, порой суды допускают ошибки при определении подсудности, бремени доказывания и юридически значимых обстоятельств, которые должны быть доказаны. Кроме того, сейчас, когда предметом спора становятся технически сложные товары или услуги, оказанные дистанционно, проблему может представлять и определение их существенных недостатков.

Основополагающим принципом гражданского законодательства Момотов назвал «добросовестность», которая позволяет выровнять договорную диспропорцию, в которой одна сторона, «сильная» – продавец или исполнитель услуги, а вторая – клиент или покупатель. При реализации данного принципа злоупотребление правом недопустимо. Приобретатель товара или услуги может потребовать, чтобы ему предоставили полную информацию о правах и обязанностях.

Современное государство, как указал Момотов, обязано устанавливать разумную границу добросовестности для разумного баланса при рассмотрении дел о защите прав потребителей. Его задача – правильно ограничивать свободу договора, обозначая разумные пределы для согласия сторон. Важно, чтобы право стремилось к прямому, недвусмысленному и исключающему какие-либо сомнения способу выражения воли в договоре между потребителем и продавцом или исполнителем.

Защитить потребителя помогают и предусмотренные законом средства: альтернативная подсудность, неустойка в размере 3% в день, возмещение убытков сверх неустойки, штраф 50% от суммы удовлетворения иска в пользу потребителя, моральный вред, освобождение от пошлины при иске меньше 1 млн руб. Все это, как заметил Момотов, позволяет поддержать баланс интересов в договоре и уравнять положение потребителя и профессионального субъекта экономических отношений.

Момотов также подчеркнул, что суд часто не принимает во внимание характер страданий, понесенных потребителем, и определяет размер компенсации морального вреда, основываясь на стоимости товара или услуги. Из-за этого в подходе судов к данному вопросу нет должного единообразия.

Решение вне суда

Момотов обратил внимание, что в России предусмотрены варианты разрешения подобных конфликтов и вне суда. По его мнению, важно развивать примирительно-посреднические и досудебные механизмы урегулирования споров, относящихся к сфере защиты прав потребителей, а также стимулирование процедуры досудебного урегулирования с участием разного рода посредников, адвокатов и финансовых омбудсменов. Глава Совета судей пояснил, что это позволит сократить судебные издержки, которые ложатся на государство, а также снизить нагрузку на судей. Он уточнил, что за 2020 год финансовый уполномоченный получил обращения в отношении 137 страховых организаций, 102 МФО, 24 кредитных организаций, четырех кредитных потребительских кооперативов и 27 организаций, ведущих другие виды деятельности. В итоге были удовлетворены требования потребителей на сумму 4,2 миллиарда рублей. В общей сложности финансовый омбудсмен рассмотрел в 2020 году 187 тысяч обращений, причем 185 тысяч из их относятся к сфере страхования.

За счет рассмотрения таких конфликтов вне суда благодаря появлению института финомбудсмена в судах наблюдается резкое сокращение количества страховых споров. Еще в 2018 году суды рассмотрели 273 тысячи дел. В 2019 году их количество снизилось до 164 тысяч, а в 2020 году – до 3 тысяч. Таким образом, нагрузка на судебную систему снизилась в восемь раз, и это говорит о высокой эффективности института финансового уполномоченного.

Кроме того, как заключил Виктор Момотов, одной из актуальных проблем – как для судебной власти, так и для всего общества – является неисполнение судебных решений. Восприятие судебного вердикта как не обязательного к исполнению – это негативная и опасная тенденция, которая способствует снижению эффективности защиты прав потребителя и обеспечения правопорядка в целом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2021 16:52
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх