Версия // Общество // В 2022 году при буксировке затонул самый большой плавресторан в мире «Jumbo»

В 2022 году при буксировке затонул самый большой плавресторан в мире «Jumbo»

5020

Необычные корабли. Символы Гонконга

В 2022 году при буксировке затонул самый большой плавресторан в мире «Jumbo»
В разделе

У судоводителей есть такой термин – стоечное судно. Он обозначает несамоходное судно, пришвартованное у берега. К стоечным судам относятся плавпричалы, дебаркадеры и плавучие общежития-казармы специальной постройки, а также старые корабли и суда, которые после активной службы используются по другому назначению. Как правило, это учебные корабли, музеи, плавучие гостиницы и плаврестораны. В этой статье мы расскажем о самом большом в мире плавучем ресторане «Jumbo».

Китайская история

История плавучих ресторанов и развлекательных центров в Китае начинается в 20-х – 30-х годах ХХ века, когда рыбацкие барки и баржи из Гуанчжоу и с Жемчужной реки стали переоборудовать в плавучие сцены, на которых давали представление местные театры, а также устраивали различные банкеты на реке. Именно тогда рыбаки из гонконгского района Абердин стали практиковать этот не совсем профильный бизнес. Что интересно. Первоначально, такого рода услугу (банкет с песнями и танцами) оказывали только рыбакам, но постепенно она стала популярной и на таких баржах стали обслуживать и обычных горожан.

В 1952 году, Вонг По-кат вместе с ещё тремя партнёрами, купил рыбацкую баржу длиной 32 метра и превратил её в плавучий ресторан, который назвали «Tai Pak» . Дело пошло, и шесть лет спустя «Tai Pak» был расширен до 800 посетителей. «Tai Pak» вместе с «Sea Palace» были самыми известными и популярными плавучими ресторанами в Гонконге. Вонг решил развить успех, и заказал новый большой плавресторан, который назвал «Jumbo». Строить новое стоечное судно в стиле китайских императорских дворцов, только на воде решили на верфи Kowloon Chung Hwa. Стоимость «Jumbo» составила 14 миллионов гонконгских долларов. 30 октября 1971 года перед самым открытием на нем произошел большой пожар, при тушении которого погибли 34 человека, а 42 получили ожоги и ранения. Ущерб от пожара был настолько велик, что Вонг выставил свои плаврестораны на продажу.

В то время, одним их самых влиятельных бизнесменов в Гонконге и Макао был Стэнли Хо Хун-сун. По отцовской линии его фамилия была Босман, в его крови текла китайская, голландская, английская и еврейская кровь. Фамилию Босман он сменил на Хо. Стэнли Хо Хун-суну принадлежали 19 казино в Макао, включая известное казино «Grand Lisboa». Стенли решил расширить свою империю за счет роскошных плавучих ресторанов. В 1976 году он основал компанию «Королевство Джумбо» («Jumbo Kingdom»). Сгоревший «Jumbo» был восстановлен (общая сумма по нему приблизилась к 30 миллионам гонконгских долларов). «Tai Pak» был куплен в 1980 году, а «Sea Palace» в 1982 году. Все три плавресторана управлялись компанией «Jumbo Kingdom».

Плавучий ресторан «Jumbo»

По теме

В 1976 году, после восстановительного ремонта, «Jumbo» стал принимать посетителей. В 80-х и 90-х годах ХХ века он стал самым знаковым рестораном в Гонконге, своеобразным символом города. Гостям заведения подавали блюда кантонской кухни – крабы, омары, жаренные молочные поросята и многое другое. Ресторан стал местом проведения деловых переговоров бизнесменов Гонконга и многочисленных туристов, считавших своим долгом посетить это место. Финальные сцены комедийного фильма «Бог кулинарии» снимались в «Jumbo». Но не всё было так гладко. В 1997 году, после экономического кризиса, охватившего страны Юго-Восточной Азии, ресторан несколько раз закрывался. В 2003 году «Jumbo» подвергся модернизации, в результате которой его длина стала 76 метров, а общая площадь на четырех палубах – 4 200 квадратных метра. Обновленный ресторан стал вмещать 2 300 человек. Кроме обеденных залов в «Jumbo» (дизайн ресторана на первой палубе выполнен в стиле династии Мин) появился трон дракона, аквариум и шестиэтажная пагода. Добавляли впечатления многочисленные красные фонари и фонарики, резные золотые драконы (куда без них в Китае) и загнутые крыши. На верхней палубе была открытая терраса для банкетов на свежем воздухе. Кроме всего, в «Jumbo» был специализированный Китайский чайный сад, винный сад и выставка изделий из древней китайской бронзы. Что интересно. В «Jumbo» была специальная столовая для персонала «So-Kee Coffee Shop», в которой можно было поесть и посетителям. Меню столовой состояло из традиционного гонконгского фаст-фуда. «Jumbo» стоял в рыбной гавани Абердина. Попасть на него можно было только на специальных стилизованных под старину бесплатных паромах, которые отправлялись с набережной Абердина и от пирса Шам Ван. С момента начала работы в «Jumbo» побывало свыше 30 миллионов посетителей! Популярность ресторана была столь велика, что его посетила королева Великобритании Елизавета II и Президент США Джимми Картер. Не отставали и другие знаменитости. В частности, в ресторане обедала звезда Голливуда Том Круз. Надо ли говорить, что в «Jumbo» снимался в 14 фильмах и сериалах, включая фильм о Джеймсе Бонде «Человек с золотым пистолетом». В других фильмах так же снимались звезды мирового кино, такие, как Джеки Чан.

Конец эпохи

По теме

Все закончилось с эпидемией COVID-19. Мы все помним, как в 2020 году жизнь на плане буквально остановилась. 1 марта 2020 года ресторан объявил, что «Jumbo» закрывается и весь персонал увольняется. Оператора ресторана «Aberdeen Restaurant Enterprises» хватило на 9 месяцев. В ноябре 2020 года было объявлено, что он согласен передать «Jumbo» в дар «Ocean Park Hong Kong» в рамках проекта «Бодрящий Южный остров». Но из-за продолжавшейся эпидемии «Ocean Park Hong Kong» от дара отказался. 12 марта 2021 года объявили, что начало работы ресторана снова отложено. В заявлении компании говорилось: «Мы не предвидим, что (плавучий ресторан «Jumbo») может возобновить бизнес в ближайшем будущем», Все попытки куда-то пристроить «Jumbo» потерпели неудачу. Организации, которым было предложено принять «Jumbo» на баланс, отказывались, ссылаясь на высокие эксплуатационные расходы. Это было справедливо. Бизнес-модель была ориентирована на высокий поток посетителей, и как только его не стало, экономика ресторана обвалилась. По состоянию на 2022 год, убытки плавресторана с 2013 года составили 100 миллионов гонконгских долларов.

В довершении всего, истекал срок лицензии, выданной Морским департаментом Гонконга на эксплуатацию стоечного судна «Jumbo». Свободных причалов, где можно было отстоятся до лучших времен, в Гонконге не нашлось. Поэтому было принято решение о переводе плавресторана. Проблемы нарастали. 31 мая стоечное судно-кухня для «Jumbo» (это было отдельное судно) получило крен во время подготовки плавресторана к буксировке. Когда 14 июня «Jumbo» на буксире покинул гавань Абердина, где стоял на якоре в течение 46 лет, судно-кухня и ресторан «Tai Pak» остались в Гонконге. По неподтвержденным данным Морского департамента Гонконга, пунктом назначения должен был стать один из портов Камбоджи. На буксировку были получены все разрешения.

18 июня 2022 года, во время буксировки в Южно-Китайском море, в районе Парасельских островов, «Jumbo» перевернулся и затонул на глубине более 1 000 метров. Аналогичная судьба оказалась и у судна-кухни плавресторана «Jumbo» - от полученной ранее пробоины оно тоже затонуло, правда, не в открытом море, а в гавани Абердина. В марте 2023 года гонконгская газета «DimSum Daily» сообщила о планах по поднятию судна-кухни.

«Sea Palace»

В 1991 году «Sea Palace» переименовали в «Jumbo Palace». В 2000 году «Jumbo Kingdom» перебазировали плавресторан из Абердина в Гонконге в устье Манильского залива. Буксировка проводилась с помощью двух буксиров. По прибытию, ресторан переименовали в «Jumbo Kingdom Manila». В 2003 году была проведена реконструкция ресторана, после которой была увеличена площадь залов и «Jumbo Kingdom Manila» стал способен принимать одновременно 2 300 посетителей. На верхней палубе была организована большая танцплощадка на открытом воздухе. По одним данным, 1 марта 2020 года плавресторан, как и «Jumbo» был закрыт из-за COVID-19. по другим – ещё в 2011 году он был подарен провинции Шаньдун и отбуксирован в Циндао, где находится до сих пор в ожидании ремонта.

Последствия

Как и следовало ожидать, гибель одного из символов Гонконга без последствий не осталось. Депутаты парламента Гонконга заявили, что «было утрачено городское наследие» и потребовали проведения расследования в отношении южнокорейской компании, которая занималось буксировкой «Jumbo». Дело в том, что в 2021 году, один из буксиров, «Jaewon 9», потерял буксируемое судно, и оно затонуло. Другие депутаты требовали объяснить, почему старый плавресторан буксировали, а не перевозили на специальном полупогруженном судне, предназначенном для перевозки крупногабаритных грузов по морю. Лидер Гонконга, Кэрри Лэм, отвергла предложение о сохранении «Jumbo», как городского наследия. Она заявила, что «…правительство Гонконга не планирует вкладывать деньги налогоплательщиков в ресторан, как призывают законодатели, так как не очень хорошо управляет такого рода помещениями».

Студент Шиу Кахенг создал трехмерную модель «Jumbo», доступную для посещения в очках трехмерной реальности. В ноябре 2022 года судостроительная верфь «King Field» подала в суд на «Aberdeen Restaurant Enterprises». Иск обуславливался нарушением договора между верфью и оператором плавресторанов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.08.2023 19:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх