// // В 2011 году в Турции погибло в три раза больше туристов, чем в 2010-м

В 2011 году в Турции погибло в три раза больше туристов, чем в 2010-м

997

Покойный отдых

2
В разделе

20 сентября глава Ростуризма Александр Радьков обнародовал печальные данные статистики. По словам чиновника, за 8 месяцев 2011 года на самом популярном туристическом направлении – в Турции – погибли 43 российских туриста, 167 россиян пострадали в ДТП. Другой проблемной страной чиновник назвал Египет, откуда в течение всего года поступала тревожная информация о злоключениях российских туристов. Они гибли в ДТП, становились жертвами преступников, травились некачественной едой и напитками. По мнению чиновников Ростуризма и Роспотребнадзора, главными причинами складывающейся тревожной ситуации стали слабый контроль властей этих государств за безопасностью туристов, безответственность туроператоров и не совсем адекватное поведение самих российских туристов за рубежом. По случаю окончания сезона отпусков «Наша Версия» решила оценить главные риски самых опасных курортов.

Обеспокоенность чиновников в первую очередь обстановкой в Турции объяснима. Так, если за 8 месяцев 2011 года здесь погибли 43 российских туриста, то в 2010 году этот показатель составил 16 смертей – почти втрое меньше. При этом лавинообразного увеличения турпотока в Турцию зафиксировано не было. Так, если в 2010 году в этой стране побывали 3,1 млн россиян, то в 2011 году этот показатель ожидается на уровне 3,7 миллиона. Самой громкой турецкой трагедией стало массовое отравление суррогатным алкоголем на курорте Бодрум. В конце мая 2011 года во время прогулки на яхте российским туристам предложили контрафактный виски с содержанием метанола. В результате 21 человек был госпитализирован, пятеро туристов позже скончались. В рамках возбуждённого по факту отравления уголовного дела турецкими правоохранительными органами уже арестованы более 20 человек. Как оказалось, производством и поставками смертельно опасного пойла на столы туристов занималась целая подпольная сеть.

Со второго по популярности – египетского – направления в 2011 году также регулярно приходили шокирующие известия. Одно из самых громких происшествий случилось 26 августа в египетском отеле Pyramisa Blue Lagoon. В номер 22-летней жительницы Саратовской области проник сотрудник отеля, который насиловал и пытал девушку на протяжении нескольких часов. Врачи обнаружили на её теле следы побоев и ожоги.

Но главную опасность для россиян на заграничных курортах представляют вовсе не преступники – злейший враг посетителей турецких и египетских курортов, судя по статистике страховых компаний, это еда. Большинство страховых случаев с российскими туристами связано с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. «Проблема – в системе «всё включено», –рассказывает «Нашей Версии» управляющий директор по комплексному страхованию в туризме ООО «Группа Ренессанс Страхование» Елена Скуратова, – причём здесь есть два фактора, которые способствуют наступлению страховых случаев. С одной стороны, это некачественная еда, которую предлагают отели низкой категории, что приводит к пищевым отравлениям. С другой – люди хотят всё попробовать, и у некоторых на фоне хронических заболеваний происходят обострения. В результате они оказываются на больничной койке».

Последний скандал, связанный с массовым отравлением российских туристов, произошёл в конце августа в Турции. Тогда за медицинской помощью с симптомами острой кишечной инфекции обратились более 100 россиян, проживавших в отеле Alara Park в Аланье. Причём турецкая сторона заняла по этой проблеме интересную позицию: турки факт отравления категорически опровергли и заявили, что «заболевания с желудочно-кишечной симптоматикой являются единичными». То, что «единичные заболевания» одновременно произошли у нескольких десятков человек в одном отеле, турецкие власти нисколько не насторожило. В ситуацию пришлось вмешиваться Роспотребнадзору. Руководитель ведомства Геннадий Онищенко предложил организовать встречу с послом Турции в России для обсуждения совместных действий по предотвращению подобных инцидентов. Но, как заявили недавно в Роспотребнадзоре, «до настоящего времени встречных предложений от компетентных органов Турции получено не было, что, по мнению Роспотребнадзора, свидетельствует о нежелании найти пути для предотвращения случаев инфекционных заболеваний среди российских туристов». Такая неоднозначная реакция турецкой стороны вызвала ряд резких заявлений с самых высоких трибун. Так, председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и туризму Владимир Жидких по следам скандала заявил, что Совет Федерации будет поддерживать переориентацию российских турпотоков на Грецию вместо Турции.

По теме

, – заявил российский сенатор.

Месяцем ранее в той же Аланье отравились более 200 туристов из отеля Club Gunes Garden, 112 пострадавших были гражданами России.

Однако игроки туристического рынка не склонны столь драматизировать ситуацию. «Все эти популистские заявления «давайте закроем Турцию» безосновательны, – рассказывает «Нашей Версии» генеральный директор крупнейшего туроператора по Турции компании Tez Tour Владимир Каганер, – поскольку в Турцию увеличился туристический поток, значит, и увеличилось количество таких случаев. Если взять в процентном соотношении к количеству туристов, то их столько же, сколько было в прошлом и позапрошлом годах. И столько же, а то и меньше, сколько в тех же Доминикане или на Кубе».

При этом, по словам Владимира Каганера, во многих инцидентах виноваты сами туристы. Поведение некоторых наших сограждан на турецких курортах действительно зачастую не вписывается в рамки разумного. «Проходит, например, сообщение, что в Анталье избит российский турист, – продолжает наш собеседник, – начинаем разбираться, оказывается, что не его избили, а он избил, и ещё он был пьяный и в полицию попал без паспорта. Туристы едут разные, из разных регионов и зачастую ведут себя неадекватно». Кстати, по данным Ростуризма, в 2011 году 34 россиянина были осуждены турецким судом, более 100 задержаны местными правоохранительными органами и 41 человек депортирован. Самым крупным инцидентом 2011 года стала драка в турецком отеле Laphetos Beach Resort, которая произошла 6 августа. По данным турецких правоохранительных органов, нетрезвые российские туристы первыми применили силу к сотрудникам отеля, которые сделали им замечание по поводу непристойного поведения. Некоторые из участников потасовки получили травмы. И скорее всего данные об этих травмах вошли в статистику Ростуризма и сыграли свою роль в формировании негативного рейтинга направления. Хотя, казалось бы, при чём здесь Турция?

О том, что причиной многих своих бед волей-неволей становятся сами туристы, говорит и страховая статистика. Так, например, на второе место после заболеваний желудочно-кишечного тракта по количеству обращений за медицинской помощью занимает отит (воспаление уха). Сценарий заболевания прост: приехал, искупался в море, заснул в номере под включённым на всю мощность кондиционером, а наутро идёшь к врачу. Однако во многих случаях заболевания отитом просматривается и вина отелей. «Зачастую в отелях низкого класса в бассейнах вода не проходит необходимую обработку, – говорит представитель «Ренессанс Страхования» Елена Скуратова, – люди получают инфекцию и воспаление». В лидерах по количеству обращений за медицинской помощью значатся также тепловые удары, травмы. Распространённой причиной смертей становятся утопления, в том числе и детей. «У нас некоторые родители почему-то считают, что, пока он сидит в баре, кто-то должен следить за его ребёнком в отеле, – продолжает наша собеседница, – ребёнок – это в первую очередь забота родителей, и по законодательству ответственность за ребёнка при выезде за рубеж несут родители. Более того, по статистике, большой процент утоплений детей происходит на глазах у родителей, которые не понимают, что ребёнок тонет. Многие думают, что тонущий человек обязательно должен кричать и махать руками, но на самом деле в большинстве случаев он просто тихо уходит под воду. Самый верный способ понять, что с ребёнком на воде происходит что-то неладное, – это задать ему какой-нибудь вопрос. И, если он не отвечает, необходимо его спасать и вытаскивать из воды».

Получается, что в злоключениях наших туристов за рубежом виноваты все – и принимающая сторона, и сами туристы, и туроператоры, которые не могут проконтролировать качество и безопасность оказываемых услуг. Правительство пытается исправить положение, но предлагаемые меры, по мнению участников рынка, вряд ли способны изменить ситуацию.

Так, чиновники настаивают на повышении ответственности туроператоров перед туристами. Например, им предлагают создавать специальные фонды для оплаты всех возникающих ЧП за рубежом.

«Сейчас много говорят об ответственности туроператоров, но за что должен отвечать туроператор, чтобы ситуация стала лучше, непонятно, – говорит глава Tez Tour Владимир Каганер. – Если речь идёт об увеличении финансовых гарантий, то даже увеличение их в несколько раз никаких результатов не даст при наступлении каких-то экстраординарных случаев. С другой стороны, есть очевидные проблемы, которые требуют решения. Сегодня мы на свой страх и риск страхуем всех туристов, но это необязательная страховка. А в один прекрасный момент кто-то скажет, что он не хочет страховаться, и получится, что мы навязываем ему услугу. Я считаю, что для начала необходимо ввести обязательное страхование при поездках в безвизовые страны».

Кстати, несмотря на то что страхование туристов является необязательным, на волне последних событий Ростуризм предлагает вдвое поднять минимальный порог страхового покрытия с нынешних 15 тыс. долларов до 30 тысяч. Но и эта мера выглядит весьма спорной.

«Это вряд ли решит ситуацию: такие случаи, когда требуется очень серьёзная помощь, с одной стороны, единичны, с другой – не всегда даже такой суммы достаточно, – считает Елена Скуратова, – и в любом случае это отразится на стоимости туров. Получается, что люди, которые планируют спокойный отдых на пляже, будут оплачивать риски любителей активного отдыха или людей преклонного возраста, испытывающих проблемы со здоровьем. Здесь необходимо вести речь о межправительственных соглашениях, когда, например, граждане Турции могут получать медицинскую помощь в России, а граждане России – в Турции».

Кстати, на данный момент Турция заключила такие соглашения с 16 государствами, в числе которых Германия, Италия, Франция. Упрощённая схема представляет собой что-то вроде медицинского взаимозачёта: мы бесплатно лечим ваших, а вы – наших. С Россией же у Турции, как это видно по последним событиям, диалог в области обеспечения безопасности туристов пока идёт туго. Единственное, о чём удалось договориться за последнее время, это запрет на автобусные перевозки в ночное время суток. Но очевидно, что только запретами и переориентациями потоков проблему безопасности наших сограждан за рубежом не решить. Проблема в том числе лежит и в нравственной плоскости. Ни для кого не секрет, что российский туристический рынок сегодня действует по принципу «продать продукт любой ценой». В то же время в Европе туристическая отрасль исповедует несколько иные принципы. Например, в цивилизованных странах никогда не продадут экстремальный тур 90-летнему старику, пока тот не проконсультируется с врачом, а родителям грудного ребёнка посоветуют крепко подумать, перед тем как отправляться с ним на другой конец света. Нам до таких стандартов пока далеко, отсюда всё новые и новые инциденты.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.09.2011 10:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх