Версия // Общество // По примеру США европейские страны создали свои радиоуправляемые корабли-мишени

По примеру США европейские страны создали свои радиоуправляемые корабли-мишени

6103

Радиоуправляемые корабли-мишени. Великобритания и Германия

6
В разделе

Информация о наличии в ВМФ США радиоуправляемых кораблей-мишеней быстро разошлась по миру. Командование всех ведущих флотов оценило новые возможности в обучении артиллеристов своих кораблей. Четыре страны приняли решение о включении таких кораблей в состав своих ВМФ. В этой статье мы расскажем о радиоуправляемых кораблях-мишенях в Великобритании и Германии.

Великобритания. «Агамемнон» и «Центурион»

«Владычица морей» первой поняла преимущество новой системы подготовки артиллеристов и морских летчиков. Внешне английская и американская программы очень похожи, но только внешне. Все работы по переоборудованию проводились англичанами по своим разработкам.

Еще в 1919 году командующий Гранд Флитом адмирал Дэвид Битти публично высказывался о несовершенстве подготовки артиллеристов в королевском флоте. Его опасения основывались на опыте Ютландского боя – сражения, в котором участвовали два самых сильных флота на тот период: королевского Гранд Флита и кайзеровского Флота Открытого моря. Это сражение показало большие проблемы у англичан с точностью стрельбы и эффективностью управления огнем. Битти справедливо полагал, что стрельба по неподвижному артиллерийскому щиту не способствует качественной подготовки корабельных артиллеристов.

Первым радиоуправляемым кораблем-мишенью англичане выбрали «Агамемнон» - последний из британских преддредноутов. Преддредноут – это эскадренный броненосец, технические данные которого максимально приближались к концепции линейного корабля-дредноута. Дредноуты – это линейные корабли, вооруженные тяжелыми пушками одного калибра и противоминной артиллерией, и имеющие в качестве главного двигателя паровые турбины. Эскадренные броненосцы имели пушки главного калибра, пушки среднего калибра и противоминную артиллерию. Управление огнем у таких кораблей было делом сложным. Постепенно калибр средней артиллерии возрастал и приближался к главному калибру. Эскадренные броненосцы, у которых разрыв между калибрами средней и главной артиллерий был минимальным, назывались преддредноуты. Они были во флотах многих стран. «Агамемнон» вошел в строй в 1907 году.

Корабль-мишень Агамемнон
Корабль-мишень Агамемнон

«Агамемнон» переоборудовали по американскому образцу – сняли все вооружение, башни главного калибра оставили, корабль максимально герметизировали. Котлы линейного корабля перевели на жидкое топливо, что давало возможность обеспечивать их работу без экипажа на борту. Система радиоуправления была разработана в Сигнальной школе в Портсмуте. Как и американцы, англичане для своей системы радиоуправления выбрали принцип телефонного коммутатора. Вероятно, в то время это был оптимальный способ решить поставленную задачу. Оператор поворачивал телефонный диск с двузначными номерами. Команда уходила в эфир. На корабле-мишени она принималась, усиливалась и передавалась исполнительному механизму. Перед вводом новой команды оператор сбрасывал старую. На корабле-мишени очень тщательно отнеслись к защите элементов системы управления. Её помещали в защитные кожухи и били по этим кожухам кувалдой. После таких испытаний система должна была доказать свою работоспособность. В отличие от СВ-4 «Айова», оператор «Агамемнона» мог с высокой точностью выставлять курс и изменять скорость. В случае потери связи с кораблем управления, через 15 минут специальная система снижала до минимума подачу топлива в котлы корабля-мишени, котлы стравливали пар, и корабль останавливался. Конструкторы очень заботились о защите системы управления кораблем-мишенью. Поэтому первым испытанием «Агамемнона» 21 сентября 1921 года был его обстрел из пулеметов самолетами. Стреляли специально по тем местам корабля, где были смонтированы элементы конструкции радиосистемы управления. Проверка корабля-мишени и системы радиоуправления проводилась во время его перехода из Чатэма в Портсмут. Кораблем управления был тральщик. Официально, «Агамемнон» был принят флотом 21 сентября 1921 года и последующие 4 года он обеспечивал учения королевского флота. Первые же учения показали, что адмирал Битти беспокоился не зря. Маневрирующий «Агамемнон» обстреливали линейные крейсеры «Рипалс» и «Ринаун». Было выпущено 400 снарядов калибра 6 дюймов - попаданий в корабль-мишень 22, и 300 снарядов калибра 4,7 и 5,5 дюйма. В этом упражнении было 20 попаданий. Учения стали регулярной работой «Агамемнона» В сентябре 1923 года старый корабль управления «Снэпдрагон» был заменен эсминцем «Сикари». С ним «Агамемнон» работал в паре год, пока в 1924-м командование королевского флота не приняло решение о замене старого броненосца на корабль-мишень, переделанный из супердредноута «Центурион». В 1926 году «Агамемнон» был сдан на слом.

Логика событий заставила английских моряков сделать то же самое, что сделали их американские коллеги. В 1924 году английские адмиралы решили, что «Агамемнон» не обладает характеристиками, позволяющими качественно тренировать артиллеристов и летчиков королевского флота. В то время в Великобритании велось строительство новых линейных кораблей «Нельсон» и «Родней». После включения последнего в состав флота «Центурион» должен был быть списан. «Центурион» был супердредноутом периода Первой мировой войны. Водоизмещение корабля составляло 25 500 тонн.

Корабль-мишень Центурион
Корабль-мишень Центурион

С «Центуриона» сняли все орудия и орудийные башни, котлы перевели на нефть. Броневую палубу в ключевых местах усилили, а часть отсеков внутри корабля заполнили пробкой, обеспечив тем самым непотопляемость будущей мишени. Достоверно известно, что аппаратура радиоуправления на «Центурионе» была идентичной установленной на «Агамемноне». Возможно, что её просто переставили с корабля на корабль. Кораблем управления «Центуриона» остался эсминец «Сикари».

Начиная с 1928 года, «Центурион» принимает участие практически во всех маневрах флота, в которых были запланированы артиллерийские стрельбы. Поскольку первоначально это был супердредноут, англичане проводили стрельбы боевыми, а не практическими снарядами. В 1930 году на нем была смонтирована система дистанционно управляемой аппаратуры постановки дымовой завесы. Она повысила имитацию современного боя. В том же году вышел небольшой документальный фильм, посвященный «Центуриону» - “The Robot Battleship – With our Navy in the North Sea”.

Вторую мировую войну «Центурион» встретил в Портсмуте. Первоначально его хотели переоборудовать в мощный корабль ПВО для норвежской кампании, но не успели. Потом старый линкор планировали использовать в Средиземном море для блокирования входа в порт Триполи. Этот порт активно использовала Италия для снабжения своих войск в Ливии. От этого плана также отказались.

«Звёздным часом» «Центуриона стала очень необычная операция. Для введения в заблуждение командования итальянского флота его замаскировали под новейший английский линейный корабль «Энсон». На «Центурионе» установили сделанные из дерева башни главного калибра, надстройки, трубы как у новейшего «Энсона». Завершила маскировку установка реальных зенитных орудий.

Центурион, замаскированный под Энсон
Центурион, замаскированный под Энсон

«Центурион» - «Энсон» направили вокруг Африки в Бомбей, а оттуда Суэцким каналом он вошел в Средиземное море. Корабль имитировал прикрытие очередного конвоя на Мальту. На него даже был совершен налет немецких бомбардировщиков. Зенитчики корабля-мишени сбили один пикирующий бомбардировщик Ю-87. После этой операции последовало продолжение. Линкор находился на якоре недалеко от Суэца, имитируя один из самых опасных новых линкоров королевского флота. Эта игра, по большому счету, удалась. Командование итальянского флота было уверено, что «Энсон» находится в Средиземном море. Завершил свою службу «Центурин» в 1944 году. Его затопили у берегов Нормандии во время операции «Оверлорд». Старый корабль-мишень стал частью волнолома искусственного порта Малберри, через который союзники высаживались во Францию.

Германия. «Царинген» и «Гессен»

Немецкие моряки, как и их коллеги из других стран оценили новизну и полезность радиоуправляемых кораблей-мишеней. С системами радиоуправления в Германии были свои наработки. А вот с кораблями было хуже. После окончания Первой мировой войны на состав кораблей немецкого военно-морского флота (как, впрочем, и на остальные виды вооруженных сил) были введены многочисленные запреты и ограничения. Но в этих запретах ничего не было сказано о радиоуправляемых кораблях-мишенях. Первые эксперименты по дистанционному управлению катерами проводились в Германии еще в 1913 году. На роль первого корабля-мишени немцы выбрали старый эскадренный броненосец «Царинген» типа «Виттельсбах», заложенный еще в 1899 году. Других подходящих кораблей в составе флота Веймарской республики тогда просто не было. Переоборудование броненосца в корабль-мишень началось в 1926 году. Немецкое переоборудование существенно отличалось от английского и американского. Американцы и англичане только демонтировали вооружение кораблей, оставляя надстройки и башни главного калибра. Немцы же снимали всё. Была заменена и силовая установка – единственный котел с нефтяным питанием снабжал паром паровую машину. Как следствие, на «Царингене» оставили только одну переднюю дымовую трубу. В корпусе броненосца разместили 1 700 тонн пробки, чем улучшили его непотопляемость. В итоге водоизмещение корабля составило 11 800 тонн, а скорость хода – 13,5 узлов.

Корабль-мишень Царинген
Корабль-мишень Царинген

Система радиоуправления для «Царингена» была разработана фирмой «Сименс». Принцип был, как на американских кораблях – импульсы на корабле замыкали определенные переключатели и реле, а те приводили в действия исполнительные механизмы. Отличием немецкой системы был контур имитации ответного огня. По определенному сигналу запускались пиротехнические заряды, имитирующие ответные выстрелы. Это были не игрушки. Увидев «ответные» залпы, командир стреляющего корабля проводил маневр уклонения. Экипаж корабля-мишени состоял из 67 моряков. Они выводили «Царинген» в море, включали радиосистему и покидали броненосец на катерах. Кораблем-мишенью «Царинген» служил долго, до 1944 года, когда его потопила союзная авиация в Готенхафене. Немцы его подняли и 26 марта 1945 года затопили на входном фарватере. После войны он был поднят и разобран на металл.

После того, как Гитлер отказался соблюдать все ограничения Версальского договора, количество кораблей Кригсмарине резко увеличилось. Один старый корабль-мишень уже не мог обеспечить боевую подготовку немецкого флота. Всего в составе Кригсмарине находились три старых эскадренных броненосца додредноутского типа – «Гессен», «Шлезиен» и «Шлезвиг-Голштейн». На роль второго корабля-мишени был выбран «Гессен», эскадренный броненосец типа «Брауншвейг». Корабль был заложен в 1902 году, служил в кайзеровском флоте, принимал участие в Первой мировой войне. По условиям Версальского мирного договора он остался в немецком флоте и с 1925 по 1933 годы нес службу в ВМФ Веймарской республики и Кригсмарине. Линкор прошел несколько модернизаций. «Шлезиен» и «Шлезвиг-Голштейн» стали учебными кораблями. В 1935 году «Гессен» был выведен из резерва и поставлен на модернизацию. Корабль полностью изменил свой облик. С него демонтировали все вооружение, надстройки и мачты. Корпус удлинили на 10 метров и вместо таранного форштевня броненосца смонтировали «атлантический» форштевень современного военного корабля. Силовую установку также демонтировали. Вместо паровой машины были установлены две паровые турбины, смонтированы новые котлы. Скорость после модернизации возросла и составляла 20 узлов. Все внешние элементы – мостик, труба и мачты – были новыми и прикрыты противоосколочными экранами. Система радиоуправления фирмы «Сименс» могла выполнять 200 команд, включая постановку дымовой завесы и имитацию ответного огня. «Гессен» активно эксплуатировался как корабль-мишень, хотя иногда использовался как…ледокол.

Корабль-мишень Гессен как ледокол
Корабль-мишень Гессен как ледокол

Его корпус эскадренного броненосца мог противостоять льдам Балтики. Кораблем управления «Гессен» был старый миноносец «Блиц».

Корабль дожил до конца Второй мировой войны и достался по репарациям Советскому Союзу. О советском периоде жизни корабля будет рассказано в третьей части.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.09.2020 14:25
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх