Версия // Общество // В 1917 году в США попытались применить принципы автомобилестроения в строительстве боевых кораблей

В 1917 году в США попытались применить принципы автомобилестроения в строительстве боевых кораблей

4875

Генри Форд – кораблестроитель

В 1917 году в США попытались применить принципы автомобилестроения в строительстве боевых кораблей
В разделе

В истории человечества редко возникали ситуации, когда человека, достигшего впечатляющих высот в своём деле, приглашали консультировать производственные процессы в другой отрасли. Как правило, из таких советов и консультаций ничего хорошего не выходило. В этой статье мы расскажем, как Генри Форда – человека, придумавшего сборочные конвейеры на автомобильных заводах, пригласили курировать строительство крупной серии боевых кораблей, и что из этого вышло.

Сюжет: Армия

Неограниченная подводная война

Первая мировая война на море имела несколько особенностей. Так, впервые в истории борьбы на море, была объявлена неограниченная подводная война. Выглядело это следующим образом. Правительство кайзеровской Германии объявляло определенные районы зонами неограниченной подводной войны. Это означило, что в таких водах все торговые суда будут топиться немецкими подводными лодками без предупреждений и ограничений. Тем более это касалось и боевых кораблей. Главной зоной такой подводной войны были воды, омывающие Британские острова. Угроза была не шуточная. Счёт потопленных торговых судов многих стран шел на сотни, возникла угроза снабжения метрополии Британской империи.

Самым эффективным средством борьбы с немецкими подводными лодками оказались эскадренные миноносцы. С одной стороны, во флотах крупных держав их было много. Счёт шёл на десятки и сотни. С другой стороны, свободных эсминцев и миноносцев ни в одном из флотов не было. Эсминцы оказались универсальными кораблями, которые должны были прикрывать главные силы своих флотов, проводить торпедные атаки и минные постановки, нести дозоры. Конечно, задача конвоировать торговые суда с них никто не снимал, но, повторимся, эсминцев и миноносцев было не достаточно. В странах Антанты началась массовая мобилизация, всех подходящих для целей противолодочной обороны, гражданских судов. В странах Антанты в сторожевые корабли и тральщики были переоборудованы практически все рыболовецкие траулеры, китобойные суда и буксиры. Были переделаны в сторожевые корабли и небольшие пароходы, в том числе пассажирские.

Любопытный момент, показывающий всё напряжение в этом вопросе. В 1916 году была сформирована российская Флотилия Северного ледовитого океана (ФСЛО) – прообраза будущего Северного флота. До этого у России на Севере были только несколько кораблей охраны рыболовства, военный флот на Севере был не нужен. Но началась Первая мировая война. Сначала грузы по северному маршруту поступали в Архангельск. Но архангельский порт зимой замерзает, и судоходство возможно только при проводке ледоколами. На Кольском полуострове был построен новый город Романов-на-Мурмане – будущий Мурманск и железная дорога, связывающая его с европейской Россией. Мурманск – порт не замерзающий, поток военных грузов возрос. Для борьбы с возможным появлением немецких подводных лодок требовалось сформировать флотилию. В Японии были выкуплены эскадренный броненосец и крейсер «Варяг», из Сибирской флотилии на Север был отправлен крейсер «Аскольд». Но требовались и сторожевые корабли и тральщики. Паровых траулеров тогда на Севере было немного, надо было решать вопрос по-другому. Военно-морские атташе Российской империи в США и Канаде (тогда они назывались морскими агентами) получили неожиданное распоряжение – найти и купить большие океанские паровые яхты, принадлежавшие американским и канадским миллионерам. Бушевала война, путешествовать на яхтах было опасно, поэтому все большие роскошные суда стояли на приколе. Все остальные подходящие суда были уже мобилизованы. Так российская ФСЛО пополнилась шестью большими вооруженными паровыми яхтами, выполняющими роль сторожевых судов. Одна из яхт, «Lysistrata», прожила долгую и насыщенную жизнь. В России яхту переименовали в «Ярославну». Она принимала участие в Первой мировой и гражданской войне. После ухода интервентов, яхту переименовали еще раз в «Воровский» и перевели на Камчатку, где она надолго стала флагманским кораблем камчатских пограничников. После 60 лет активной службы, в 1959 году «Воровский» был исключен из списков флота. Об этой яхте смотри статью «Мега-яхты. Метаморфозы. Советский Союз».

По теме

США вступили в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года. Американские моряки столкнулись с той же проблемой, что и их коллеги по Антанте. Свои траулеры американцы мобилизовывать не стали, а приняли амбициозную программу строительства эсминцев и патрульных кораблей. По планам, количество кораблей в сериях переваливало за 100 единиц. Кроме строительства большой серии эсминцев, командование флота приняло решение построить большую серию патрульных кораблей. Идея заключалась в следующем. Патрульный корабль приблизительно в два раза меньше, чем эсминец, соответственно, он значительно дешевле, но при этом дальность плавания у него соизмерима с эсминцами. В США разработали и строили большой серией 34-метровые деревянные большие охотники за подводными лодками. Они прикрывали порты и побережье страны, а для действий на океанских просторах предназначались эсминцы и более дешевые патрульные корабли.

Приглашение Генри Форда

В июне 1917 года Президент США Вудро Вильсон пригласил автостроителя Генри Форда в Белый дом. Вильсон хотел, чтобы Форд курировал строительство большой серии патрульных кораблей. Упрощая, можно сказать, что перед Фордом стояла задача, чтобы патрульники сходили со стапелей так же быстро, как и автомобили с конвейеров заводов Форда. 7 ноября Форд стал членом Совета по судоходству США. Для убыстрения темпов строительства, он убедил американских адмиралов, чтобы у строящихся патрульных кораблей были только плоские листы, и чтобы вместо паровых турбин на них стояли паровые машины. Формально, выполнение этих двух условий, действительно сильно сокращали время на постройку одного корабля. А планы были грандиозные. Форд должен был в кратчайшие сроки обеспечить строительство 100 патрульных кораблей типа «Eagle». Впоследствии, к этому числу было добавлено еще 12 для ВМФ Италии. «Eagle» был кораблем водоизмещением 625 тонн, вооруженный двумя 100-мм орудиями, одной 76-мм зенитной пушкой и глубинными бомбами. Максимальная скорость хода у них была 18,5 узлов – 34 км/ч. Первый корабль был спущен на воду 11 июля 1918 года. По словам Форда: «Они были построены путем применения наших производственных принципов».

Для понимания дальнейшего, необходимо небольшое пояснение. Форма подводной части очень важна для мореходности корабля, его сопротивлению набегающим потокам воды, и, соответственно, скорости и расходу топлива и многим другим параметрам. Для экспериментальной оценки предлагаемых корпусов будущих кораблей, их модели исследуют в опытовых бассейнах. В Европе наиболее известны такие бассейны в Гамбурге и в Санкт-Петербурге. В наше время он называется «Крыловский государственный научный центр КГНЦ». Как правило, все корабли, спроектированные в России, проходят обкатку на моделях в бассейнах Крыловского центра. Именно во время таких исследований выбирается оптимальная форма подводной части корабля.

Вклад Генри Форда

По теме

Первое, что сделал Форд – настоял на том, чтобы для строительства большой серии кораблей был построен специальный судостроительный завод. Это было, безусловно, правильное решение, подтвержденное во Второй мировой войне при строительстве транспортных судов типа «Либерти». Об этом смотри статью «Пароходы на один рейс». Верфь была построена на реке Руж на окраине Детройта. После постройки, корабли переходили по Великим озерам и реке Святого Лаврентия к атлантическому побережью. Процесс подготовки к строительству серии показывает, что всё-таки Форд был автомобилестроителем. Он практически не вникал в вопросы проектирования корабля, но на одном из заводов Форда в Хайленд-парке был построен полномасштабный макет «Eagle», что позволил исправить какие-то ошибки в проекте, и, самое главное для Форда, на нем было принято решение о расположении всех заклепок на корабле. С помощью этого макета были составлены спецификации для производства и сборки.

Судостроительный завод, на котором производилась сборка патрульных кораблей, был построен за пять месяцев. В мае 1918 года был заложен киль первого «Eagle-1». Забегая вперед, скажем, что первоначально корабли назывались «Eagle» с порядковым номером, а в 1920 году вся серия была переименована в РЕ-1, РЕ-2 и так далее соответственно. Машины и оборудование производились на заводах Форда в Хайленд-Парке в Детройте, на заводе Ривер-Руж производилась сборка.

Первоначально, Форд хотел организовать сборочный конвейер по типу автомобильного на своих заводах, причем конвейер должен был быть движущийся, как на заводах Форда. Естественно, от такой идеи пришлось отказаться, поэтому было введено, так называемое, «пошаговое» движение, включающее в себя перемещение строящегося корабля по семи сборочным площадкам.

Первый «Eagle-1» был спущен на воду 11 июля 1918 года. Спуск этих кораблей заслуживают отдельного упоминания. Все судостроительные заводы имеют стапели, с которых построенные корабли спускаются на воду. Иногда корабли выкатывается на специальных тележках из цеха и перемещается вместе с тележками в специальный плавучий док. После этого док погружается, и корабль всплывает. У Форда всё было не так. Корпуса «Иглов» на специальных тележках буксировались мощными тракторами на большую платформу, которая с помощью гидравлического устройства опускалась в воду. После спуска корпуса, корабль оснащался всей «начинкой» – паровой машиной, трубопроводами, кабелями, вооружением и так далее. Это нарушало график Форда по сдаче кораблей, но тут судостроение побеждало автомобилестроение.

Ошибки Генри Форда

По большому счёту, Форд сорвал контракт с ВМФ США. Контракт предусматривал поставку «одного корабля к середине июля, десяти к середине августа, двадцати к середине сентября и по двадцать пять каждый месяц после этого», или примерно по одному патрульному кораблю Eagle каждый рабочий день месяца. Первые семь «Иглов» не были построены до конца 1918 года. На последующих кораблях были выявлены негерметичные топливные танки. Положение дел переломить не удавалось, хотя к июлю число рабочих было 4380 человек, а потом было увеличено до 8000 человек. Из-за того, что Форд настоял на применении технологии автомобилестроения, по большому счёту, ему не удалось решить вопросы герметизации отсеков корабля.

Но это было не самой большой ошибкой знаменитого Форда. Выше мы говорили, что он для улучшения технологии сборки он настоял на использовании только прямых листов стали. С точки зрения уменьшения времени сборки корабля на стапеле, это логично. Модель же такого корпуса в опытовом бассейне никто не испытывал. Это решение Форда было приговором для всей серии кораблей – из-за формы корпуса их мореходность была ниже всякой критики. Корабли, которые задумывались для действий в открытом море, действовать там не могли.

Судьба патрульных кораблей типа «Eagle»

11 ноября 1918 года закончилась Первая мировая война. Контракт, первоначально увеличенный с 100 до 112 единиц, был сокращен до 60 кораблей. 7 кораблей были введены в состав американского флота в 1918 году, 53 – в 1919 году. Все то, о чём мы говорили выше, привело к тому, что в начале 30-х годов большая часть «Иглов» была списана. В 1919 году пять патрульных кораблей были переданы в американскую Береговую охрану. Из-за проблем с мореходностью, через три года, в 1921 году их списали. До Второй мировой войны дожили только 8 кораблей из 60-ти. Один из них, РЕ-56 был потоплен немецкой подводной лодкой U-853.

Заключение

Когда в Конгрессе США сенаторы захотели разобраться с историей строительства патрульных кораблей типа «Eagle», официальные представители ВМФ США заявили, что «это был необходимый и хорошо сделанный эксперимент». Прибыль Ford оказалось скромной. Американские историки судостроения считают, что программа была провалена из-за трудности в передаче технологии и методики производства между внешне похожими, но принципиально разными сферами деятельности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.02.2022 12:22
Комментарии 2
Еще на сайте
Наверх