На киноэкране обнажённая женщина впервые появилась за несколько десятилетий до выхода в свет знаменитой книги Альфреда Кинзи «Сексуальное поведение самца человека», с которой, как считается, и началась сексуальная революция. До рождения будущей Эммануэль, актрисы Сильвии Кристель, оставалось ещё 37 лет и 48 — до выхода на экран первого фильма Тинто Брасса.
1 июля 1915 года австралийская спортсменка, актриса и просто красавица Аннетт Келлерман сыгравшая Аниту, дочь богов. Именно с этой даты начинается история эротического кино.
Кинозвезда была пловчихой
По современным меркам это, конечно, была не эротика: в кадре обнажённого тела и прикрывавших его длинных волос Аннетт было примерно поровну. Но для зрителей, которые ещё недавно выбегали из кинозала, испугавшись едущего на них с экрана поезда, всё выглядело несколько иначе.
Аннетт, впрочем, к тому моменту было не привыкать шокировать публику. Она была одной из первых пловчих, которые устраивали шоу из своих выступлений — что-то вроде современного синхронного плавания. И первой женщиной, которая поставила специфический рекорд: проплыла по Темзе 21 километр.
В возрасте 20 лет, в 1907 году, мисс Келлерман (опять-таки первой) пришла к выводу, что женский купальный костюм, состоящий из платья и панталон, не очень удобен, и появилась на публике в облегающем закрытом купальнике из цельного куска материи. Вскоре такие купальники получили широкое распространение, но Аннетт успела пострадать за идею: её арестовали за неприличное поведение, и лишь с трудом ей удалось избежать суда.
В то же время её личная жизнь была просто-таки образцово-показательной: в 23 года она вышла замуж за своего пресс-секретаря, с которым и прожила до конца жизни.
С появлением звукового кино эротику запретили
Постепенно эротические сцены в кино становились всё более распространённым явлением. А затем для откровенных сцен пробил час «Х». Это произошло в начале 30-х годов и связано было, как ни странно, с переходом от немого кино к звуковому. Процедура эта требовала немалых затрат и, как следствие, поиска спонсоров. Ими стали банки и другие финансовые учреждения, которые в обмен на финансирование требовали избегать сомнительных с точки зрения традиционной морали сцен в фильмах. Был даже принят так называемый производственный кодекс, где регламентировалось, что снимать можно, а что нельзя. Эротика попала под запрет. Больше того, нельзя было даже показывать страстные поцелуи и объятия. Так что остаётся лишь удивляться тому, как появился на экранах страстный поцелуй Вивьен Ли и Кларка Гейбла в «Унесённых ветром»!
Строгая цензура дожила почти до 70-х годов ХХ века. Именно тогда один за другим на экраны вышли «Эммануэль» Джаста Джекина, «Последнее танго в Париже» Бернарда Бертолуччи и «Глубокая глотка» Жерара Дамиано. Ближе к концу 70-х были сняты «Империя чувств» и «Империя страсти» Нагисы Ошимы — эротические, если не сказать порнографические, фильмы, признанные шедеврами в своём жанре.
Сексуальность и ню между собой практически не связаны
Совсем недавно английский канал Channel 4 провёл опрос с целью выяснить, какие эротические сцены больше всего нравятся зрителям. И оказалось, что сексуальность и ню практически между собой не связаны. Согласно данным этого опроса первое место заняла культовая сцена выхода из океана Урсулы Андресс в первой серии бондианы. Вторыми оказались Сара Мишель Геллар и Селма Блэр. Именно их страстный поцелуй запомнился зрителям в фильме «Жестокие игры» 1999 года. Вообще, из оказавшихся в первой десятке фильмов к чистой эротике можно отнести лишь сцены из фильма «91/2 недель» и «Эммануэль». Из первой картины зрителям больше всего запомнился постельно-гастрономический эпизод с Микки Рурком и Ким Бейсингер, а из второго — сцены, где главная героиня на пару с подругой сами себя удовлетворяют.
В Приморье 25-летняя фельдшер завела блог, в котором высмеивала пациентов с переломами и другими травмами. Минздрав региона и подстанция скорой помощи начали проверку её деятельности.
Отметили британцы и сексуальность Сельмы Хайек («От заката до рассвета») и... мультяшную жену кролика Роджера («Кто подставил кролика Роджера?»).
Справедливости ради надо сказать, что в «топ-100» попали и «Последнее танго в Париже», и «Ночной портье», и «Ускользающая красота», и «Империя чувств» — признанная классика жанра. Но всё равно выше их в британском рейтинге «Маска» с Джимом Кэрри и Кэмерон Диаз, «Американский пирог» с Джейсоном Биггсом и собственно пирогом и «Влюблённый Шекспир» (в котором отличились Гвинет Пэлтроу и Джозеф Файнс).
В 1979 году советский кинематограф показал голый торс Филатова и грудь Яковлевой
Когда вышла «Дочь богов», игровой кинематограф в России ещё находился на начальной стадии развития. Первый фильм братьев Люмьер был показан публике в 1895 году, а «Понизовая вольница» («Стенька Разин») появился лишь в 1908 году.
В СССР секса, как известно, не было. Хотя в 1979 году на экраны вышел фильм «Экипаж». В знаменитом фильме-катастрофе есть вполне откровенная сцена. Высокие отношения героев Леонида Филатова и Александры Яковлевой были показаны не только чередой взаимных признаний и робких поцелуев, как это было принято ранее, но и самой настоящей постельной сценой.
До сих пор не очень понятно, как советская цензура пропустила голый торс Филатова и грудь Яковлевой на экраны, но факт остаётся фактом: наличие секса в стране было зафиксировано на киноплёнке и показано зрителям. Естественно, вокруг фильма сразу же пошли слухи: якобы на съёмочной площадке происходили настоящие оргии.
А уже в 1988-м своё триумфальное шествие начал знаменитый фильм Василия Пичула «Маленькая Вера». Мариупольская история любви юноши из хорошей семьи и девушки из неблагополучной была показана «как есть». Наталья Негода, сыгравшая главную роль, то и дело обнажалась, но самое страшное, что герои занимались настоящим сексом, да ещё и в разных позах. Естественно, без скандала не обошлось. Чиновники, которым так и не удалось убедить Пичула, что без постельной сцены фильм станет только лучше, порицали его за развратность. Опошлением высокого чувства были также возмущены и отдельные граждане. И всё же у многих фильм и смелость режиссёра вызывали восхищение. Кстати, «Маленькая Вера», как первая ласточка «живого» советского кино, пользовалась популярностью и на Западе. По словам самого режиссёра, вся рекламная кампания фильма в США строилась на сцене, где героиня появлялась топлесс: американцам казался шокирующим тот факт, что «у русской девушки тоже есть грудь».
А вот потом началась настоящая вакханалия кинопродукции с элементами эротики и говорящими названиями: «Обнажённая в шляпе» Александра Полынникова, «Болотная-стрит, или Средство против секса» Марка Айзенберга, «Импотент», «Бабник»... Кстати, режиссёр последних двух фильмов — Анатолий Эйрамджан — стал одним из основателей нового для молодого российского кинематографа жанра эротической комедии. В них герои попадают в комедийные ситуации, завязанные на сексе, обсуждают его и занимаются всем тем, что французы окрестили «суета вокруг постели». Примечательно, что именно вокруг, а не в самой постели.
КОММЕНТАРИЙ
Елена КОНДУЛАЙНЕН, заслуженная артистка РФ: Сниматься в порнографии я всегда отказывалась
Одной из первых российских актрис звания секс-символа удостоилась Елена Кондулайнен после фильмов «Сто дней до приказа» (1991), «Дафнис и Хлоя» (1993) и других.
— Вы стали сниматься в эротических сценах одной из первых. Не боялись быть «первопроходцем»?
— Я на тот момент даже не думала о том, как это воспримут, скорее о том, сколько мне заплатят.
— Как реагировали люди?
— Тогда я не ходила по улицам, а только появлялась с охраной на разных публичных мероприятиях. Друзей в Москве у меня на тот момент ещё не было: я только-только приехала из Ленинграда. Так что реакцию окружающих я почти не видела. Но то, что мне удалось заметить, это шок и удивление. Тогда меня впервые стали называть секс-символом. Какая была реакция на эротические сцены? Чаще всего они вызывали возмущение.
— Не пытались понять почему?
— Эротика — это такая вещь, в которой по большому счёту никто ничего не понимает. Это на уровне подсознания. Пытаться понять её, снимать кино, обсуждать и писать об этом очень трудно. Я поняла это, когда снялась в первом эротическом фильме.
— И стали сниматься дальше...
— Конечно. Ведь за это хорошо платили. Да и время было такое, что кинематограф только начинал осваивать эту область. Наконец, стало можно показывать эротику. Эротические сцены появились в фильмах, хотя зачастую сами картины и не были эротическими. Мне, например, не стыдно за свои работы в фильмах «Дафнис и Хлоя» и «Сто дней до приказа». А вот сниматься в порнографии я всегда отказывалась.
Анатолий ЭЙРАМДЖАН, режиссёр: Человек не может одновременно плотоядно сопеть и смеяться
— Анатолий Николаевич, скажите, почему «эротическая комедия»?
— В комедии может быть только одно — смех, а не эротика. Если человек плотоядно сопит, он не может одновременно смеяться. В моих фильмах есть разговоры на эту тему, иногда очень пикантные и острые, но не более — нет никаких переваливающихся потных голых тел, вздохов и прочего. Правда, один раз в моём фильме появилась обнажённой актриса Екатерина Зинченко (в фильме «Третий не лишний». — Авт.), но только потому, что она выходила как Афродита из моря.
— А как реагируют зрители?
— Вполне нормально. Люди смеются и выходят из кинотеатра довольные, так что я могу спокойно смотреть им в лицо.