// // Денег на Московский международный кинофестиваль отпускается всё меньше и меньше

Денег на Московский международный кинофестиваль отпускается всё меньше и меньше

94

Скромный праздник

Денег на Московский международный кинофестиваль отпускается всё меньше и меньше
В разделе

Вот и завершился XXVII Московский международный кинофестиваль. Уже известны имена победителей и вручён главный приз — золотая статуэтка Святого Георгия. Но когда верстался номер, мы ещё не знали результатов, поэтому перед вами такой XXVII Московский международный, каким он был.

«Раньше мы хотели быть понятными, а сейчас — понятыми. Мы сегодня ориентируемся на зрителя, который любит и знает кино, а не на тех, кто разбирается только в шоу-бизнесе», — заявил президент фестиваля Никита Михалков на церемонии открытия XXVII Московского международного фестиваля. Что ж, нынешний ММФК действительно предоставил киноманам разнообразие фильмов, и счастлив тот, кто смог выбрать зёрна из плевел и из всей его программы посмотреть настоящее кино.

Не секрет, что финансирование фестиваля из года в год падает. Бюджет нынешнего ММФК составил чуть более 100 млн. рублей, хотя, по оценке исполнительного директора ММКФ Александра Котелевского, для достойного проведения форума такого уровня, как ММФК, необходимо не менее $5—7 млн., включая бюджетные и спонсорские средства.

Так что планы кинофорума изначально были скромны: он должен был пройти без особого размаха, без бурной светской жизни и без заезжих кинозвёзд. Да, ни Руперт Эверетт, ни Мерил Стрип, ни Квентин Тарантино, как в прошлом году, по синей дорожке не прошли...

Не было на церемонии открытия ни Брэда Питта и Анжелины Джоли, хотя их картина «Мистер и миссис Смит» как раз вышла в прокат, в том числе и в российский. Как иронично заметил перед входом в «Пушкинский» Никита Михалков: «Оказывается, можно провести церемонию открытия тихо, без пафоса, спокойно. Без больших звёзд... И ничего страшного».

Но звёзды всё-таки были. В Москву приехал герой арт-хаусного кино, друг и соратник Ларса фон Триера Томас Винтерберг. Он привёз на конкурс «Дорогую Венди». Именно ей кинокритики прочили призы — «За лучший сценарий» (его написал сам Ларс фон Триер) и «За лучшую мужскую роль». Кстати, Томас Винтерберг признался, что родился он в социалистической Германии, поэтому, приехав в Россию, почувствовал отблеск мифа и романтики: «Меня радует, когда мимо проезжает российская машина «Лада».

Значимым событием фестиваля стал приезд в Москву и Питера Гринуэя. Он представил свой новый фильм «Чемоданы Тульса Люпера» (фильмы 1-й, 2-й), в съёмках которого участвовала и Россия — и деньгами и актёрами. Кстати, Гринуэй, известный мастер эпатажа, вновь шокировал публику, сказав, что кинематограф вообще-то уже умер, и даже назвав точную дату его смерти — 31 октября 1983 года. День, когда был изобретён пульт дистанционного управления.

А в один из последних дней фестиваля в Москву приехали настоящие звёзды мирового кино — Джек Николсон и Шон Пенн. В пресс-центре ММКФ пояснили: «Этот визит не афишировался по просьбе самих гостей». Просмотр их внеконкурсного фильма «Обещание» состоялся вечером 26 июня в кинотеатре «Пушкинский». При абсолютном аншлаге.

По словам Кирилла Разлогова, приезд звёзд на фестиваль в первую очередь связан с крупными картинами, в которых они участвуют: «Гастролёров, то есть звёзд, приглашённых за деньги, как это было у нас до 1999 года, надеюсь, больше не будет». «Главное, — добавил Разлогов, — чтобы приезжали актёры, актрисы и режиссёры тех фильмов, которые показываются на фестивале». Таким образом, на XXVII ММФК побывали: Анни Жирардо, Иштван Сабо, Питер Гринуэй, братья Жан-Пьер и Люк Дарденн и многие другие. Каждый из них представлял свои картины. Ведь из всех 172 (в том числе 97 российских), представленных на кинофестивале, большинство выйдет в наш прокат.

По теме

А знаменитому венгерскому режиссёру Иштвану Сабо вручили приз за вклад в мировое кино. Он признался, что долгое время думал, зачем нужен кинематограф, если все мысли можно высказать на бумаге, посредством литературы. «Потом я понял, — сказал Сабо, — именно кино призвано показать лицо человека крупным планом. Чтобы понять, что происходит на душе у человека или какие эмоции он испытывает в данную минуту, нужно видеть его глаза».

«Если бы мне нужно было дать рекламный слоган нынешнему Московскому кинофестивалю, — говорит Кирилл Разлогов, — я бы сказал, что им могло бы быть «Культурное разнообразие». И если говорить о конкурсной программе XXVII ММФК, то в этом году в центре внимания оказалась кинематография Ближнего и Среднего Востока. Кстати, среди конкурсных картин, снятых кинематографистами почти 20 стран, была и одна российская — «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Появление российской картины в конкурсной программе всегда связано с некой интригой: в этот раз XXVII ММКФ в последний момент «увёл» фильм Алексея Учителя из конкурсной программы недавно завершившегося «Кинотавра». Но не только поэтому именно «Космосу...» прочат золотую статуэтку Святого Георгия. А вообще, помимо «Космоса...» мировых премьер на фестивале было четыре: «Девичий пастух» Юсупа Разыкова, «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки, «Добро пожаловать домой!» Грубера и «Последняя луна» Мигеля Литтина.

Внеконкурсный показ оказался довольно скромным. Впрочем, устроители хотели порадовать если не количеством, то «структурированностью программы». И в рамках ХХVII ММКФ состоялись: «Гала-премьеры», «Национальные хиты», «Восемь с половиной фильмов», «Вторая мировая — взгляд из XXI века», «Русский след», «Датское кино сегодня», «Азиатский экстрим», «Крепость Европа», «Вокруг света», «Ретроспективы». Как и в прошлом году, была и обширная программа российского кино. Но «Российская альтернатива» не преподнесла особых сюрпризов: участники кинофестивального движения уже видели «4» Ильи Хржановского и «Прямохождение» Евгения Юфита, «Я люблю тебя» Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого. Не новинки и «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой, и «Иван-дурак» Александра Дулерайна...

Закрылся форум лентой Седрика Клапиша «Красотки» (в буквальном переводе: «Русские куколки»). А Жанну Моро вручили приз «За покорение актёрского мастерства и верность принципам школы Станиславского».

Опубликовано:
Отредактировано: 06.11.2016 11:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх