Версия // Общество // Успехи в работе украинских портов неоднозначны

Успехи в работе украинских портов неоднозначны

1739

«И деньги чтоб липли к ладошкам и пяткам»

В разделе

Транзитный потенциал Украины (срединное географическое положение между Россией и странами Евросоюза) – ее экономический козырь. Однако специалисты утверждают, что он не используется в полной мере. Одни порты оснащены современным оборудованием и демонстрируют успехи, другие не просто влачат жалкое существование, но и генерируют забавные казусы.

Дети лейтенанта Шмидта

На днях, например, Украинское дунайское пароходство (УДП) заявило о хищении 32 барж стоимостью $5 млн. Суда передали в пользование контрагенту ООО «Олтекс-Од» в течение 2017-2018 годов. Однако внезапно контрагент исчез, не вернув лихтеры и не сообщив об их местонахождении. Характерно, что ООО зарегистрировано в Одессе, на улице Лейтенанта Шмидта. Хозяева хватились лихтеров почему-то только сейчас.

Зато Дунайское пароходство нашло правильное применение другому своему имуществу. Оно помогло Минобороны Украины, подставив свои сильно изношенные суда под обстрел во время учений. «Испытания противокорабельного ракетного комплекса РК-360 МЦ «Нептун» прошли успешно, – констатировал министр инфраструктуры Владислав Криклий. – Таким образом, УДП и Мининфраструктуры способствуют повышению обороноспособности вооруженных сил Украины».

На обложке профессиональной файсбучной группы пожелание: «И деньги чтоб липли к ладошкам и пяткам». А участники с грустью вспоминают, что когда-то они работали и зарабатывали…

На корм рыбам

Украинский холдинг Kernel, крупнейший в стране производитель подсолнечного масла, после 2014 года свернул ту часть бизнеса, которая располагалась в России, и недавно продал свою половину глубоководного терминального комплекса по перевалке зерна в Тамани. Покупателем стал госбанк ВТБ. Другие 50% остались у международного трейдера Glencore. ВТБ занимается зерновым бизнесом с прошлого года, одна из его целей теперь — консолидировать связанные с экспортом и хранением зерна активы, чтобы взять на себя роль ведущего трейдера российской пшеницы.

С маслом связана и другая история. На днях в Николаевском морском торговом порту произошло повреждение трубопровода на терминале для перегрузки наливных грузов, принадлежащем ООО «Эвери». В результате аварии произошел разлив подсолнечного масла, повлекший загрязнение акватории Днепровско-Бугского лимана на площади 400 кв м. Возможно рыбам, если они там водятся, масло понравилось, но Государственная экологическая инспекция отобрала пробы загрязненной воды для расчета нанесенного ущерба.

В украинских портах существует 14 терминалов, занимающихся перегрузкой растительных масел. Масло там грузят не бочками, а по трубопроводу закачивают в танкеры. А поскольку глубина порта не всегда позволяет загрузить наливное судно полностью, то догрузку борт-борт растительного масла с речного танкера на морской танкер могут выполнить после того, как большой танкер вышел в открытое море.

По теме

Типично украинские фамилии

Допустившее утечку масла «Эвери» формально принадлежит кипрским фирмам, но за одной из них стоят киевляне со вполне простыми фамилиями – Юрий Будник и Диана Малиновская (данные открытой базы Open Basa UA). Пани Малиновская, кстати сказать, владеет еще семью компаниями в Николаеве, одной из которых (Комбинат хлебопродуктов) руководит человек с другой простой фамилией Цой Ха Йонг.

Основная проблема государственных портов – нехватка инвестиций. Но есть примеры, когда без бюджетных денег обошлись. Порт Ника-тера – первый украинский порт, построенный исключительно за деньги частных инвесторов – $105 млн. Сейчас это три грузовых района, расположенных на левом берегу Бугского лимана, в 50 километрах от моря.

Порт обрабатывает зерновые грузы, минеральные удобрения, в частности продукцию «Беларуськалия».Занимается перевалкой и хранением сыпучих грузов открытым способом. Комплекс, введенный в строй в 2008 году, обрабатывает, помимо угля, фосфориты, глину и налив, хотя его доля незначительна.

После фактической монополизации рынка минеральных удобрений владелец Group DF украинский олигарх Дмитрий Фирташ, скрывающийся в Вене от выдвинутых против него американцами обвинений, нашел способ решить проблему транспортировки своей химической продукции за границу. Он купил портовый терминал Ника-тера.

Как утверждает его основатель и прежний владелец Роман Денькович, решение о выходе из бизнеса он принял после того, как резко увеличилось число проверок Ника-тера со стороны госорганов. В частности Госэкоинспекция временно запрещала порту ведение деятельности из-за подозрений в загрязнении окружающей среды. Экс-хозяин намекает на вмешательство в конфликт Сергея Левочкина, тогдашнего главы администрации президента Януковича.

Руководит ООО «Зерновой терминал Ника-тера» человек с привычным украинскому уху именем Рахман Хабибур.

Ахметова вычеркнули

Напомним, в то самое время, когда Ника-тер переходил в «правильные» руки, жители Севастополя боролись со стивидорной компанией «Авлита». Грузовой терминал «Авлита» на Северной стороне появился в 1990-е годы в результате приватизации и реструктуризации Севастопольского морского завода – одного из старейших предприятий города, созданное еще во времена Российской империи. Первыми частными владельцами завода в 1997 году стали структуры, связанные с упомянутым президентом Леонидом Кучмой.

Потом, когда владельцем «Авлитвы» стал уже другой украинский олигарх – Ринат Ахметов, компания заявила о своих планах по строительству причального комплекса с угольными терминалами и другими пылящими грузами. Жители города восстали против угольной пыли и непрерывного шума погрузки.

В конце 2014 года «Авлита» перенесла свой юридический адрес из Севастополя в Киев. Потом она переродилась в ООО «Авал» (Москва, уставный капитал – 3,9 млрд руб) и ООО «Ремкор» (Москва, уставный капитал – 789 млн руб). В июне 2016 сменился конечный собственник «Авлиты», кипрско-ахметовская Portinvest Limired больше не упоминается в связи с Севастополем.

Рассказанные эпизоды свидетельствуют, что жизнь в украинских портах кипит, украинская транспортная отрасль барахтается. И если сама не ест сытно, то видит и осязает чужой хлеб с маслом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.07.2020 13:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх