Версия // Бизнес // Углубительные работы «Росморпорта» на нижней Волге «облегчили» бюджет на полмиллиарда лишних рублей

Углубительные работы «Росморпорта» на нижней Волге «облегчили» бюджет на полмиллиарда лишних рублей

2412

Со дна постучали

Набережная Астрахани. www.sdelanounas.ru, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0
В разделе

Чтобы внутренний водный транспорт России стал привлекательным и безопасный, разработана стратегия его развития до 2030 года. Для этого предусмотрен достаточный комплекс мер, инструментов и финансов. Однако искомые результаты не достигнуты. Хлопоты губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина и завышение стоимости объема выполненных работ не помогли решить главную проблему Волго-Каспийского канала.

Мелкота

Волга впадает в Каспийское море. В низовье река распадается примерно на 500 ручейков-«ериков», глубина которых составляет 40-70 см. За последние десять лет Каспий обмелел на метр. Чтобы большие суда могли пройти туда из Астрахани, нужен специальный судоходный канал. Углублять сравнительно глубоководный участок реки Бахтемир (главный рукав в дельте Волги) начали еще в 1874 году, он и стал Волго-Каспийским каналом (ВКК). Его габариты: длина 168 км, ширина 120 м, глубина 3,6 м. Это позволяет морским судам заходить в порты Оля и Астрахань, но канал требует регулярных дноуглубительных работ. Их заказчиком выступает ФГУП «Росморпорт».

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин уверен, что Волго-Каспийский канал следует реконструировать за счет средств национального проекта. Чиновник назвал важным «доведение до 99% протяженности гарантированных глубин единой глубоководной системы, где обеспечивается осадка 3,6 м». В сентябре 2024 года служба капитана морского порта Астрахань сообщала, что максимальная глубина на лимитирующих участках акватории морского порта Астрахань составляет 4,9 м, а оперативная проходная осадка для судов – 4,5 м.

Почти Суэц

Волго-Каспийский канал задействован в грузоперевозках по транспортному коридору «Север-Юг». Он соединяет Санкт-Петербург и индийский порт Мумбай. Проект включает морские пути от Мумбая до иранских портов Чехбехар и Бендер-Аббас, железнодорожные пути через Россию, Азербайджан и Иран, морские перевозки в Каспийском море, в том числе развитие прилегающих речных путей, автомобильные магистрали через территорию Армении, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана и России. После 2000 года к нему присоединились Оман, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Турция, Таджикистан, Киргизия – всего 14 стран.

В 2022 году глава государства поручил провести работы по углублению канала для достижения проходной осадки судов не менее 4,5 метров. Работы выполнили, они способствовали повышению уровня судоходства на канале. В 2023 году количество прошедших там судов выросло на 17,4% по сравнению с 2022 годом, а валовая вместимость судов увеличилась на 38,6%. За четыре месяца 2024 года соответствующие показатели также выросли – на 53% и 42%, сообщила по результатам проверки Счетная палата.

Рубли и кубометры

На днях опубликованы результаты проверки дноуглубительных работ на нижней Волге. Общий объем финансирования был установлен в размере 4,7 млрд рублей, из них 2,1 млрд рублей – это субсидия из федерального бюджета, и 2,6 млрд рублей – собственные средства «Росморпорта». Проверка показала, что на стадии обоснования потребности в бюджетном софинансировании у предприятия уже были запланированы расходы за счет собственных средств (3,2 млрд рублей) на оплату дноуглубительных работ на канале в объеме 7,15 млн куб м. В результате размер субсидии, предоставленной «Росморпорту» из федерального бюджета, превысил фактическую потребность предприятия в дополнительном финансировании на 568,9 млн рублей.

По теме

Согласно выводам Счетной палаты, фактически достигнутое предприятием значение результата предоставления субсидии в 2023 году составило 4 088,2 тыс. куб м. Это на 797 тыс куб м. меньше результата, установленного правилами предоставления субсидии (4 885 тыс куб м.), и на 1 884 тыс куб м. меньше значения, отраженного в отчете «Росморпорта» – 5 972 тыс куб м.

То есть имели место банальные приписки. Таким образом, исходя из правил предоставления субсидии, предприятию следует вернуть в федеральный бюджет 333,3 млн рублей (расчетно).

Не в русле

Аудиторы сделали вывод: «потенциал российских внутренних водных путей пока используется не в полном объеме». Как показала проверка Счетной палаты, задачи первого этапа стратегии (до 2020 года) остались не выполнены. «Эксплуатируемая сеть внутренних водных путей в России составляет почти 102 тыс км и проходит вдоль 60 субъектов страны. При этом непосредственно на речной транспорт приходится всего около 2% общего грузооборота страны. Одна из причин низких объемов речных перевозок – ухудшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе на участках единой глубоководной системы европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря. Для комплексного решения этой проблемы первый этап стратегии предусматривал реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе планировалось построить два гидроузла – Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты не были завершены», - резюмировал аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Осетрина

Еще одно следствие дноуглубительных работ. Нижняя Волга и Каспий – уникальное место промысла рыбы ценных пород, в частности, осетровых, численность популяции которых катастрофически упала из-за возведения дамб и плотин в местах нереста, техногенных катастроф предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности, браконьерства и коррупции контролирующих органов.

Свою лепту внесли и дноуглубительные работы. В мае нынешнего года «Росморпорт» объявил о выборе подрядной организации на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов путем выпуска молоди осетровых пород «осетр русский» в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания в процессе проведения ремонтных дноуглубительных работ на Волго-Каспийском морском судоходном канале в 2022 году. Мальки стоили ему 1 млн 683 тыс руб.

Может быть печальный опыт «Росморпорт» учтет при проведении дноуглубительные работ у причалов и подходных каналов в Керченском морском порту, который планируют провести в ближайшие два года. Там предстоит довести глубины до расчетных 8 м. На строительство объектов портовой инфраструктуры в Крыму и Севастополе обещают направить более 900 млн руб.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.11.2024 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх