Конфликт Шереметьевского профсоюза лётного состава с руководством авиакомпании «Аэрофлот» заинтересовал транспортную прокуратуру и Ространснадзор. Последний даже выписал авиакомпании предостережение из-за многочисленных нарушений прав работников. Впрочем, не исключено, что итоговую точку в споре поставит администрация авиаперевозчика, а не работники.
Всё началось ещё в конце августа, когда представители профсоюзной организации пожаловались на увеличение полётных смен, снижение выплат членам экипажей, а также изменение учёта рабочего времени, внесённое в трудовые договоры работников. Результатом обращения Шереметьевского профсоюза лётного состава (ШПЛС) стала совместная проверка, проведённая в «Аэрофлоте» Ространснадзором совместно с Московской транспортной прокуратурой. «Игнорируются нормы приказа Минтранса № 139 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха экипажей воздушных судов». В нарушение закона графики работы фактически меняются менее чем за пять дней, что вызывает обоснованное возмущение лётчиков и бортпроводников», – пояснили в профсоюзе.
Кроме того, претензии со стороны трудового коллектива вызвало введение так называемой системы многобазовости. Суть нововведения заключается в том, что у авиакомпании появляется «база» не только в Москве, как это было раньше, но и в некоторых других городах, причём как в России, так и за рубежом, куда летает «Аэрофлот». По факту получается, что чем больше баз, тем меньше авиакомпания будет платить своим сотрудникам. «Согласно приказу Минтранса время ожидания вылета в промежуточном аэропорту при смене экипажа считается рабочим и учитывается в табеле как 1 час за 4 часа ожидания, – поясняет президент ШПЛС Игорь Дельдюжов. – Однако с введением «многобазовости» ситуация изменилась. Теперь, например, Бангкок, куда экипаж может быть отправлен на сутки в ожидании обратного рейса, считается не промежуточным пунктом, а «базой». А значит, ожидание магическим образом превращается в «отдых», не требующий оплаты».
Ространснадзор с позицией профсоюза согласился, отметив в своём предписании «Аэрофлоту», что механизм «многобазовости» не только противоречит действующему законодательству, но также ухудшает положение работников и повышает риски безопасности полётов. При этом и без «многобазовости» в ведомстве констатировали предельную выработку у пилотов: полётное время сотрудников авиакомпании превышало 89 часов, хотя действующая предельная норма составляет 80 часов, а увеличена она может быть только по согласованию с самими пилотами.
Однако рассчитывать на то, что руководство «Аэрофлота» отыграет назад, было бы преждевременно. Отреагировать на предписание Ространснадзора в авиакомпании должны в срок до 20 ноября. При этом уже сейчас выясняется, что ту же «многобазовость» в контрактах прописали весьма хитро. Так, профсоюз получил официальный ответ от замгендиректора ПАО «Аэрофлот» г-на Перфильева, в котором говорится о том, что отказ от «многобазовости» «возможен при наличии обстоятельств, дающих право на изменение условий трудового договора», а к заявлению следует приложить некие неназываемые «соответствующие подтверждающие документы».
Первые электросуда произведут на строящейся верфи в следующем году. На первый из двух действующих речных маршрутов электротранспорта вышли новые суда.
Некоторые эксперты также отмечают, что «Аэрофлот» может оспорить предписание Ространснадзора в суде. «Компания работает не только в Москве, но, к примеру, в Красноярске, откуда самолёты вылетают по маршруту и возвращаются обратно. Так почему этот аэропорт не является аэропортом базирования самолётов и экипажей», – рассуждает главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров. Отметим, что трудовые споры в «Аэрофлоте» случаются регулярно. Однако до сих пор большинство крупных скандалов перевозчику удавалось успешно заминать. Так, в прошлом году в публичное поле просочилась информация о новой системе допусков бортпроводников к тем или иным рейсам, которую вроде как собирались внедрять в «Аэрофлоте». Как писал «Ридус», документ был разработан сугубо для внутреннего пользования среди руководства авиакомпании под грифом секретности. Всех бортпроводников якобы планировалось разделить на несколько групп: зелёную, оранжевую, синюю, жёлтую и красную. Зелёной группе были доступны международные, приоритетные и спецрейсы, тогда как красной – только разворотные внутренние рейсы – короткие и суперкороткие. По каким критериям сотрудники будут попадать в ту или иную группу, так и осталось неясным. «Бортпроводники оскорблены до глубины души, после того как в Сеть утекли данные «Аэрофлота» о разделении сотрудников на пять категорий, – комментировала тогда представитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова. – Чуть ранее ходили слухи, но мы не торопились комментировать информацию, нужны были доказательства. Сейчас мы запросили у бортпроводников графики полётов за февраль и планы на март. Таким образом мы получили подтверждение, что «Аэрофлот» действительно реализует свои намерения». Правда, в итоге никаких официальных комментариев от авиакомпании так и не последовало.