
Как говорится, дело пахнет керосином, но вот бензином кое-где уже, похоже, не пахнет: в Крыму пропал 95-й, сообщает «МК». Коллеги приводят мнение эксперта: «Ситуация с дефицитом бензина близка к опасной грани». Что же, хватать канистры и запасаться бензином впрок?
На прошлой неделе вице-премьер Александр Новак проводил совещание с руководством крупнейших нефтяных компаний. Обсуждалась ситуация на российском топливном рынке. Несмотря на полный запрет экспорта бензина, российской экономике угрожает структурный дефицит топлива, сообщила пресса по итогам совещания. Совещание проходило 25 августа, а на следующий день агентство Reuters раструбило о «сенсации» – Украина якобы «выбила минимум 17% российской нефтепереработки». Даже если так – некритично, но – ощутимо. По подсчётам агентства, ВСУ атаковали 10 наших НПЗ. А 17% переработки – это более миллиона баррелей нефти в сутки. А в ночь на 28 августа Киев атаковал ещё три российских НПЗ: Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод в Самаре, Новокуйбышевский НПЗ в Самарской области и Афипский НПЗ в Краснодарском крае. И теперь выбито уже не 17, а все 20% переработки.
Вообще-то проблемы с бензином на пиках потребления, зимой и летом, случались и раньше, до СВО, причём и в Крыму, и в Приморье, и в других регионах страны. Но сейчас изменился контекст – эксперты отмечают, что чуть ли не впервые возникла ситуация, «при которой превышение производства над потреблением минимально», так как многие НПЗ закрываются на внеплановый ремонт из-за атак ВСУ. А ремонтные работы затягиваются из-за отсутствия необходимого иностранного оборудования – санкции! Замкнутый круг? А вот ещё информация к размышлению: Росстат уже пятую неделю подряд фиксирует дефляцию, инфляция смехотворная, на уровне 4%. А стоимость бензина растёт – парадокс! С начала года отмечен рост на 5,7%, что существенно выше уровня инфляции. Биржевые котировки при этом бьют исторические рекорды: стоимость 95-го бензина на бирже в августе (при полном запрете на экспорт!) впервые пробила ценовой потолок в 81 тыс. рублей за тонну! «МК» и «Новые Известия» в связи с происходящим цитируют Игоря Юшкова – ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, процитируем и мы: «Когда ввели запрет на экспорт бензина, ожидали, что излишки будут продавать на внутреннем рынке через биржу, поступят дополнительные объёмы – снизится и цена. Но на практике оказалось, что потребление настолько высокое, что излишков не образуется в достаточном объёме, чтобы сбить цены. Ажиотаж большой. Плюс пошли один за другим удары по НПЗ со стороны Украины. У нас и объём выработки чуть снизился. Насколько – мы не знаем, государство перестало публиковать статистику по производству топлива». Эксперт, впрочем, настроен оптимистично, мол, пройдёт лето – пройдёт и дефицит. Но есть и другие версии.
Губернатор Калужской области Владислав Шапша, возглавляющий комиссию Госсовета по кадровой политике, обозначил комплексный характер кадрового кризиса в России.
Версия 1
Кризис вероятен, но вполне обратим
Говорят, что без импортного оборудования нарастить производство бензина нереально. Эксперт Юшков это мнение ставит под сомнение: «Как-то раньше строили без импортного оборудования. Я думаю, что проблема в цене. Не вопрос невозможности, а вопрос стоимости и окупаемости». Починить выбитые НПЗ – вопрос нескольких месяцев, если, конечно, у собственников возникнет желание (или мотивация, скажем так) сделать это как можно быстрее. Хотя, конечно же, нужно строить новые НПЗ, модернизировать существующие, увеличивать на них объём производства. Был, помнится, у «Роснефти» проект – построить НПЗ на Дальнем Востоке. Корпорация богатая, вполне могла бы потратиться. Но напомним один публичный диалог времён введения «налогового манёвра» – Владимира Путина и Игоря Сечина. Путин его спрашивает: «Ну, как проект?» Сечин отвечает: «Налоговый манёвр меняет экономику проекта». Путин: «Вы когда были в правительстве, были за манёвр, а когда стали главой компании, стали против. Где настоящий Сечин?» Явно здесь что-то про деньги, точнее – про прибыль, а не про возможности, нет такого ощущения?
Версия 2
Кризис неизбежен – при нынешнем отношении производителей
«Они ждут, что государство будет их стимулировать», – намекнул Юшков, разъясняя ситуацию с дефицитом, имея в виду собственников НПЗ. «Ещё весной 2022 года ввели санкции на поставку оборудования для ремонта и строительства НПЗ. Но ни один НПЗ не закрылся, хотя были массовые удары по заводам. Всё работает, всё чинят». Эксперт убеждён, что владельцы предприятий вполне могли бы нарастить производство бензина, докупив оборудование за границей: «Вопрос денег. Даже санкции не останавливают торговлю, но приводят к увеличению издержек. Мы можем оборудование и из Европы завезти. Вопрос цены». Даже при выбитых 20% переработки. Но государство должно посулить «стимулирование», полагают переработчики нефти. Очень похоже на эдакий ненавязчивый шантаж, понуждение к действию. «Были обратные акцизы, – разъясняет Юшков, – когда под гарантии строительства новых мощностей по производству топлива тебе давали обратный акциз, ты постепенно возвращал деньги, которые потратил на строительство и новое оборудование». Тут бы Федеральной антимонопольной службе проявить некоторую активность, посмотреть попристальнее в глаза производителям, авось проймёт? Но пока – уговаривают, как на совещании у Новака.
Версия 3
Кризис?! Какой кризис?
У нас же Союзное государство, не так ли, – России и Белоруссии? Мощностей белорусских НПЗ вполне достанет на то, чтобы залить бензином европейскую часть России, как раз те регионы, которые сегодня сталкиваются с дефицитом топлива из-за атак украинских беспилотников. Дело за малым: обеспечить белорусские НПЗ сырьём по приемлемой цене. Да, ради такого дела придётся пойти на некоторые уступки. Но если не получается убедить собственных производителей, как представляется, несколько более алчных, чем им полагается в контексте происходящего? Или ещё совет: стоимость противодроновых сеток – копеечная, что мешает натянуть их над резервуарами и производственными мощностями (как, например, поступили в Москве с электроподстанциями, затянув их несколькими слоями сеток)? Разорятся производители, те же «Роснефть» и ЛУКОЙЛ? Едва ли. Странный какой-то бензиновый кризис, не находите?



