Вначале августа МИД сообщил о том, что Россия выходит из моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности. Следствием этого может стать воссоздание боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), существовавших в советские времена.
Ещё в мае авторитетный ресурс Bulletin of the Atomic Scientists сообщил, что Россия находится на завершающем этапе модернизации стратегических ядерных сил, переходя от советских систем к новым. На этом фоне идея воссоздания БЖРК выглядит вполне жизнеспособно.
Проект «Баргузин» стартовал ещё в 2012–2013 годах, однако в 2017-м был заморожен по причине слабого финансирования. Однако свежие аналитические оценки указывают, что при необходимости этот проект теоретически может быть оперативно активирован. Плюсы подобного шага очевидны: подвижные комплексы способны скрываться среди обычных железнодорожных составов, затрудняя точное обнаружение и нейтрализацию в случае первого удара, таким образом укрепляя гарантию второго удара и стратегического паритета.
Но не менее весомы и минусы. Строительство и эксплуатация БЖРК – дорогостоящая и технологически сложная задача. При этом современные разведывательные методы, включая спутниковый мониторинг и телеком-аналитику, существенно уменьшают маскировочный эффект мобильных платформ. Кроме того, советские БЖРК редко выходили на маршрут, поскольку из-за своего веса разрушали железнодорожное полотно. А совершать пуск они могли только с подготовленной площадки, которую было нетрудно отследить. И хотя проходили сообщения, что российским инженерам вроде как удалось создать менее тяжёлую ракету, помещающуюся в вагон, всё равно непонятно, в чём принципиальное преимущество БЖРК перед теми же мобильными комплексами «Тополь-М», способными проехать где угодно, а не двигаться, как атомный поезд, только по рельсам. Потому эксперты отмечают, что вложения в подлодки, гиперзвуковые системы и другие носители могут обеспечить более быстрый эффект с меньшими финансовыми затратами.