С 1 марта 2026 года в России начнут действовать обновлённые правила оказания гостиничных услуг и услуг других средств размещения. Как сообщил программный директор факультета гостеприимства и индустрии спорта РАНХиГС Кирилл Яковлев, ключевыми нововведениями станут возможность заселения по водительскому удостоверению и более гибкие условия отмены бронирования.
По словам эксперта, реформа нормативной базы в этой сфере, которая полноценно не обновлялась с 2020 года, давно назрела. Новый документ унифицирует требования для всех видов размещения – от классических гостиниц до баз отдыха и кемпингов. Одним из важных изменений станет обязательное включение всех операторов в специальный государственный реестр. Это означает, что бронирование на агрегаторах будет возможно только для объектов, внесённых в этот список, что повысит прозрачность рынка и защиту прав туристов.
В части идентификации постояльцев продолжается либерализация: после разрешения осенью заселяться по загранпаспорту, с января планируется ввести возможность регистрации заезда по национальным водительским правам.
Существенно меняется порядок бронирования. Гостиница будет обязана удерживать забронированный номер в течение полных суток с момента планового заезда и не сможет отменить бронь в этот период. Со своей стороны, турист получит право на полный возврат средств при отмене бронирования до дня заезда. В случае поздней отмены, неявки или опоздания сфера финансовой ответственности гостя ограничивается стоимостью не более одних суток проживания. Также чётко прописано, что отель может в одностороннем порядке отказать в размещении только при условии полной компенсации клиенту всех возникших убытков.
Уточняются и бытовые обязательства средств размещения. Сохраняется обязанность бесплатно вызывать скорую помощь, предоставлять аптечку, осуществлять побудку и доставлять корреспонденцию. При этом с марта 2026 года гостиницы освобождаются от обязанности обеспечивать постояльцев кипятком, но должны будут иметь в наличии тонометр для выдачи по запросу.
Повышаются требования к информированию гостей. В описании услуг теперь обязательно должна указываться площадь номера, а в договоре – детально прописываться условия и сроки как отмены бронирования, так и возврата предоплаты.



