Версия // Общество // Технологию американских суперистребителей «Стелс» изобрели советские учёные

Технологию американских суперистребителей «Стелс» изобрели советские учёные

2083

Эка невидаль!

В разделе

«Я не хотел бы в воздушном бою встретиться с этими русскими асами», — процедил как-то сквозь зубы один натовский генерал, наблюдая за полётами российских пилотажных групп на одном из авиасалонов. Наши пилоты, без всякого сомнения, заслужили восторг иностранцев и гордость соотечественников. На днях авиационной пилотажной группе «Русские витязи» стукнуло 15 лет.

В Кубинке состоялся авиационный праздник, где наши вновь продемонстрировали возможности отечественной техники. Не уставая хвалить наши достижения в области авиации, мы порой забываем, что во многом до «них» нам далеко. Взять хотя бы самолёт-невидимку — извечную мечту пилотов, стратегов и тактиков. Ведь, действительно, у них таковые имеются, а наши, спрашивается, где?

Создать самолёт-невидимку наши конструкторы и военные пытались задолго до американцев. Уже в конце 1920-х начальник кафедры конструирования самолётов Военно-воздушной академии С.Г. Козлов работал над уменьшением видимости летательных аппаратов. В 1934 году ему удалось заинтересовать своей идеей военных и получить в распоряжение средства и самолёт. У-2 конструкции Поликарпова обшили целлоном — материалом, имеющим сходные свойства с целлулоидом, но не горючим и менее подверженным коррозии. Прозрачная машина произвела благоприятное впечатление, и руководство ВВС дало добро на продолжение работ по данной тематике. Козлову выделили новый самолёт — АИР-4, на котором обшивку заменили на целлонную, а все силовые элементы конструкции сделали зеркальными. Машине присвоили индекс «ПС» (прозрачный самолёт) и допустили к полётам. Первый состоялся 25 июля 1935 года и показал, что лётные качества самолёта остались практически неизменными при значительном снижении заметности.

Самолёт можно было заметить только по случайным бликам от солнца

22 августа 1935 года на испытательных полетах присутствовала комиссия ВВС РККА. Результаты испытаний превзошли все ожидания. В акте комиссии читаем: «Видимость самолёта на большей части ракурсов снижена очень сильно. На высоте 2000—2500 метров ПС на некоторых ракурсах совершенно не был виден ни членами комиссии, ни техниками, работавшими на аэродроме, несмотря на то что положение его было известно, так как и У-2, шедший в паре с ним, и Р-5 были видны ясно. Впечатление таково, что ПС тает на глазах и затем при выходе на менее благоприятный ракурс появляется снова, но виден всё же довольно слабо».

Очевидцы утверждают, что с воздуха самолёт также был почти незаметен: с расстояния 1,5-2 км его можно было обнаружить только по случайным бликам от солнца или при развороте и полёте прямо на наблюдателя. Когда ПС и У-2 пошли на посадку, Р-5, находившийся выше них на 200—300 м, потерял ПС из вида и не мог найти, хотя знал, что тот находится рядом. Обнаружили ПС, только когда он сел и рулил по аэродрому. Помимо низкой заметности были отмечены и другие преимущества прозрачного самолёта. Лётчики были в восторге от великолепного обзора, механики — от удобства в обслуживании.

По результатам испытаний группа Козлова предлагала начать работу по созданию скоростного прозрачного самолёта-разведчика. Однако военные сомневались в эксплуатационных характеристиках целлона. Его низкая прочность не позволяла использовать его для обтяжки скоростных машин. Нужен был другой материал, но тратить время и средства на его создание не захотели. В итоге проект закрыли.

По теме

Технология «Стелс» сама свалилась к американцам в руки

Прошло 30 лет. Летающие цели давным-давно обнаруживали не визуально, а при помощи радиолокаторов. Сделать самолёт невидимым означало скрыть его от устройств слежения. В 1966 году советский математик Пётр Уфимцев опубликовал статью, в которой описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей. Учёный доказывал, что аппараты, изготовленные из плоских панелей, наклонённых под определёнными углами, могут эффективно отражать излучение РЛС, в связи с чем достигается отличная радиомаскировка. Впоследствии создатель американских самолётов-невидимок Бен Рич признался, что идею конструкции таких самолётов он позаимствовал именно из статьи Уфимцева.

Американцы просчитали по опубликованным формулам параметры нового самолёта и пришли к выводу, что подобный аппарат действительно невидим для существующих на тот момент радаров.

Корпорация «Локхид», заручившись поддержкой правительства, приступила к разработке невидимого для радаров самолёта. Исследования шли тяжело — слишком неустойчивым оказался в воздухе «невидимка», да и слишком радиозаметен он был. Проблему решили по-американски: заполучили самого автора идеи — Петра Уфимцева. Обрабатывали планомерно. В итоге обиженный на невосприимчивость советских властей к перспективным идеям Уфимцев эмигрировал в США и был тут же привлечён к работам по программе «Стелс» (с англ. «скрытно»).

Полёты прототипы F-117 начали 1 декабря 1977 года. И хотя все три экспериментальных образца в процессе испытаний потерпели крушение, их результаты были оценены как успешные. Работы по доводке «Стелсов» шли много лет, и только в апреле 1990 года состоялась официальная презентация новой машины.

Поначалу никто не верил, что «невидимка» может летать

Несмотря на грандиозный эффект, вызванный новыми самолётами, отечественные (тогда ещё советские) конструкторы не стали копировать или повторять воспроизведённые американцами технологии. Слишком уж много было у них уязвимых мест.

Главный конструктор F-117 Бен Рич вспоминал, как лётчики, увидев первый «Стелс», восклицали: «Эта каракатица никогда не взлетит!» Все были поражены, когда машина всё же поднялась в воздух. На самолёте были установлены мощные компьютеры, которые просчитывали его поведение в воздухе. Работой элеронов и специальных закрылков они стабилизировали машину в полёте.

Ещё в 60-е годы в СССР проводились исследования эффективности предложенных Уфимцевым идей. В нескольких КБ были построены модели летательных аппаратов. В результате экспериментов пришли к выводу, что конструирование самолётов по технологиям, названным впоследствии «Стелс», по ряду причин нецелесообразно:

— самолёт-«невидимка», изготовленный по идеям Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и манёвренностью. По сути, это дельтаплан, плохо приспособленный к боевому манёвру и к высшему пилотажу;

— машину можно обнаружить радарами специальной конструкции. Кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полёта он виден обычными РЛС.

Генератор плазмы можно установить даже на автомобиль

Наши конструкторы приняли решение делать «невидимки» по технологиям, основанным на принципиально иных физических принципах. Разработки велись в Центре имени Келдыша. Идея такова: если создать вблизи летательного аппарата экран из плазмы, то самолёт становится невидимым для радаров.

Простой пример: если бросить в стену теннисный мячик, он отскочит и вернётся обратно. Так же и сигнал РЛС отражается от самолёта и возвращается на приёмную антенну — самолёт обнаружен. Если у стенки угловатые грани и наклонены они в разные стороны, то мячик отскочит куда угодно, но назад не вернётся — сигнал потерян. На этом принципе основаны американские «Стелсы».

А если обложить стенку мягкими матами и кинуть в неё мяч, то он просто шлёпнется, потеряв энергию, рядом со стенкой — так же и плазменное образование поглощает энергию радиоволн. Самолёт становится малозаметным для радаров. По этому принципу и был создан компактный генератор плазмы, который можно разместить на летательном аппарате. Наилучшие результаты эта технология даёт при использовании именно на больших высотах. Она как минимум не уступает по эффективности американским способам снижения радиозаметности.

Существенное преимущество генератора плазмы в том, что его можно устанавливать на любое движущееся устройство, которое необходимо спрятать от РЛС. При этом не страдают лётно-технические характеристики самолётов, которые способны активно маневрировать в воздушных боях и выполнять фигуры высшего пилотажа — в чём в чём, а в этом F-117 слабоват. Возможно применение установки и на наземной технике, даже на автомобилях.

Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более 10 лет назад. Однако в переходные времена внедрение установки приостановилось. Сложное было время — финансирование науки сокращалось, военная тематика тормозилась. И сейчас эксперименты в области радионевидимости ведутся недостаточно активно. Не хватает всё того же — денег. Аналогов генераторам неравновесной плазмы за рубежом нет. Пока. Ведь с конца 90-х годов подобные работы начались и в США. А шила, как известно, в мешке не утаишь.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2016 14:00
Комментарии 0
Наверх