Версия // Власть // В России заявили о разработке самолёта шестого поколения

В России заявили о разработке самолёта шестого поколения

4266

Космолётные мечты

SR-72 американцы обещают направить в войска в 2030 году
В разделе

В начале июня появились сообщения, что в России разрабатывается гиперзвуковой боевой самолёт шестого поколения. По заявлениям Объединённой авиастроительной корпорации, новый самолёт поднимется в воздух ещё до 2025 года. «Наша Версия» оценила, насколько реалистичными являются эти обещания и насколько вообще перспективны гиперзвуковые технологии.

Сюжет: Армия

Как сообщается, российский самолёт шестого поколения будет сочетать в себе самые передовые разработки отечественных учёных. Наиболее важный элемент – двигатель – для нового самолёта уже разработан, причём он сможет работать как в атмосфере, так и в ближнем космосе. Для этого в силовой установке реализованы два режима – атмосферный и ракетный. Самолёт предполагается выпускать как в пилотируемом, так и в беспилотном варианте. Причём в бою обе модификации будут использоваться одновременно. В результате беспилотные самолёты смогут выполнять самые сложные манёвры с большими перегрузками, в том числе выходить в ближний космос. При этом пилот не станет подвергаться запредельным перегрузкам, а также воздействию космического излучения.

Характеристики нового самолёта приводятся фантастические: помимо огромной скорости, в несколько раз превышающей скорость звука, его обещают наделить высокой маневренностью и многофункциональностью. Корпус машины будет состоять из высокотехнологичных композитных материалов, вдобавок ко всему самолёт получит на вооружение «электромагнитную пушку», которая сможет уничтожать технику и живую силу противника, а также противодействовать вражеским радиоэлектронным средствам. Для этого она будет генерировать цифровой сигнал, который позволит выводить системы противника за рамки «динамического диапазона», оказывая ложное дезинформирующее воздействие.

Гиперзвуковые аппараты проектировали в СССР

Гиперзвуковые летательные аппараты, перспективы которых специалисты оценивают весьма высоко, смогут кардинально влиять на ситуацию в воздухе. Потому Россия вынуждена включиться в эту гонку, иначе возникнет риск безнадёжно отстать. Однако эксперты считают, что российские разработчики слишком спешат заявлять о своих успехах. Напомним, что до сих пор в России тормозится запуск в серию истребителя пятого поколения – в настоящее время проходят испытания лишь его прототипа ПАК ФА (также известен как Т-50), который впервые поднялся в воздух в 2010 году. По мнению аналитиков, у этого самолёта до сих пор не решены имеющиеся серьёзные проблемы с двигателем. При этом, как следует из официальных заявлений, государственные испытания самолёта завершатся уже в нынешнем году, а в следующем начнутся серийные поставки этих машин в войска. Если этого не произойдёт (а это более чем вероятно), то очевидно, что гиперзвуковой боевой самолёт останется всего лишь проектом отдалённого будущего.

Однако, как бы то ни было, России придётся включиться в гонку по созданию гипер­звуковых летательных аппаратов, появление которых обещает кардинально изменить ситуацию в воздухе. И здесь у отечественных разработчиков есть небольшая фора. Так, в Советском Союзе существовали проекты самолётов Ту-130, «Аякс», а также проекты высотно-скоростных гиперзвуковых самолётов на углеводородном топ­ливе, разработанные в ОКБ им. Микояна, и гиперзвукового самолёта на двух видах топлива – водороде и керосине. Получил также огласку секретный проект ОКБ им. Микояна «Спираль», в котором возвращаемый воздушно-космический гиперзвуковой самолёт предлагалось выводить на орбиту при помощи гиперзвукового самолёта-разгонщика. Наработки по проекту «Спираль» были использованы в различных проектах, в том числе при запуске космического челнока «Буран».

По теме

США хотят разогнать беспилотник до 6400 километров в час

Тем не менее всё это в прошлом. Сегодня лидером в создании гиперзвуковых летательных аппаратов являются США, где проводятся десятки лётных испытаний различных проектов. Задание на создание истребителей шестого поколения получили компании Boeing и Lockheed Martin Corporation. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолётам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся нынче на вооружении ВВС США, а также палубным истребителям четвёртого поколения ВМС F/A-18E/F Super Hornet. Среди реализуемых проектов у США также имеются разработки гиперзвуковой маневрирующей боеголовки AHW, гиперзвукового летательного аппарата (ЛА) Falcon HTV-2, запускаемого с помощью баллистической ракеты, гиперзвукового ЛА Х-43 Hyper-X, а также прототип гиперзвуковой крылатой ракеты Х-51А Waverider компании Boeing.

Самый известный и наиболее перспективный и близкий к реализации американский проект – гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат (БЛА) SR-72, который создаёт компания Lockheed Martin. Первое упоминание о беспилотнике SR-72 относится к 2013 году. В марте 2016 года прозвучали официальные сообщения о начале работ по разработке этого изделия. На вооружение, предположительно, SR-72 поступит в 2030 году.

Гиперзвуковой беспилотник сможет развивать скорость до 6400 километров в час на рабочих высотах 50−80 километров вплоть до суб­орбитальных, которую обеспечит ему двухконтурная двигательная установка с общим воздухозаборником и сопловым аппаратом на основе турбореактивного двигателя для разгона со скорости 3 М (М – число Maxa. – Ред.) и гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя со сверхзвуковым горением, предназначенного для полёта со скоростями более 3 М. Планируется, что SR-72 будет выполнять разведывательные задачи, а также наносить удары высокоточным оружием «воздух – поверхность» в виде лёгких ракет без двигателя – он им не потребуется, поскольку гиперзвуковая скорость и так придаст болванкам необходимое ускорение.

Китайцы грозят новым оружием

Впрочем, всё это не означает, что гиперзвуковые аппараты появятся уже завтра. К проблемным вопросам SR-72, которые характерны для всех разрабатываемых сегодня «гиперлётов», специалисты относят отсутствие материалов обшивки, способных выдержать большие тепловые нагрузки от кинетического нагрева при температуре 2 тыс. градусов и выше. Также требуется решить проблему отделения оружия из внутренних отсеков при гиперзвуковой скорости полёта 5−6 М. Кроме того, учёным придётся поломать голову, как обеспечить наличие постоянной связи с аппаратом: потеря радиосигнала является пока нерешаемой проблемой при испытаниях гипер­звуковых объектов.

Много внимания и средств выделяет на создание гиперзвуковых боевых самолётов и Китай. В конце прошлого года здесь успешно прошли испытания гипер­звукового маневрирующего ЛА DF-ZF Ю-14 (WU-14), который был запущен с полигона Учжай. Ю-14 отделился от носителя в верхних слоях атмосферы, а затем спланировал на цель, расположенную в нескольких тысячах километров на западе Китая. За полётом DF-ZF следили американские разведывательные службы, и по их данным, аппарат маневрировал со скоростью 5 М, хотя потенциально его скорость может достигать и 10 М. При этом в Китае заявили, что решили проблему гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя для подобных аппаратов и создали новые лёгкие композитные материалы для защиты от кинетического нагрева.

Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт, полковник запаса:

– Можно точно сказать, что в России пока не приступили к разработке гиперзвукового боевого самолёта шестого поколения – сейчас проводится лишь этап научно-исследовательских работ по определению облика перспективного самолёта. Сегодня Минобороны пытается определить своё видение будущей войны в воздухе и понять, какие технические средства будут использоваться при ведении боевых действий. Очевидно, что, пока не пройдёт этот этап, никаких реальных конструкторских разработок не будет. Потому можно фантазировать сколько угодно, но реальность такова. Возможно, сообщение о начале разработок новых видов самолётов появляются потому, что чиновники хотят таким образом напомнить о себе. Впрочем, нужно отметить, что данные разработки находятся на начальном этапе по всему миру, даже американский проект гиперзвукового БЛА SR-72 – это тоже не конструкторская работа, а только предложение разработчиков по созданию нового вида самолёта.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.08.2016 08:50
Комментарии 1
Наверх