// // Темпы восстановления еврозоны по-прежнему желают лучшего

Темпы восстановления еврозоны по-прежнему желают лучшего

777

Возвращение к росту

Темпы восстановления еврозоны по-прежнему желают лучшего
В разделе

Новые экономические данные еврозоны показали продолжающийся, хоть и довольно медленный, рост. Экономика Германии и еврозоны в целом выросла на 0,3% за последние три месяца прошлого года. Но возможно Германия, которая является крупнейшей экономикой еврозоны, на самом деле тормозит темпы роста всего региона?

Неоспоримый факт - Германия экспортирует гораздо больше, чем импортирует, тем самым сдерживая всю еврозону.

Контекст - финансовый кризис еврозоны

Чтобы понять, почему некоторые считают Германию проблемой, следует посмотреть на страны, которые наиболее сильно пострадали от финансовых неурядиц.

Некоторые из них были вынуждены пойти на трудные и непопулярные меры: жесткую экономию, чтобы сбалансировать государственный бюджет, и экономические реформы для ускорения роста в долгосрочной перспективе.

Политические штаммы

Многие экономисты говорят, что жесткая экономия является «встречным ветром», сдерживающим восстановление, хотя есть и противоположное мнение, что иногда данная мера может поддержать возвращение к росту.

Какими бы ни были экономические аргументы, принятие этих решений, безусловно, обусловлено политическими штаммами.

Несколько правительств еврозоны, следующие политике жесткой экономии, столкнулись с уличными протестами, которые закончились новыми выборами.

Все могло оказаться немного легче?

Здесь на сцену выходит Германия. Конечно, есть мнение, что Германия, фактически, усугубила ситуацию, сделав ее тяжелее, чем должно было быть.

Как так? Германия, безусловно, является образцом финансового благоразумия еврозоны и добродетели, однако есть случай, когда эти ее особенности являются проблемой для других. Вот почему.

Экономические дисбалансы

Наиболее очевидными признаками кризиса еврозоны стали проблемы с ликвидностью у банков, стремление правительств увеличить заимствования и банкротства крупных строительных компаний в некоторых странах.

Но были и массивные торговые и финансовые дисбалансы между странами.

В годы до кризиса страны, наиболее сильно пострадавшие впоследствии, имели более крупные дефициты по так называемому "текущему счету". Он включает в себя экспорт и импорт товаров и услуг и ограниченный диапазон финансовых трансфертов.

Подобный дефицит покрывался за счет иностранных инвестиций, поток которых был достаточно обильным, пока дела шли хорошо.

Иностранные банки давали деньги, и инвесторы покупали финансовые активы, включая государственные облигации или долговые обязательства. Но этот процесс сильно пострадал из-за финансового кризиса еврозоны, когда платежеспособность банков и правительств в переживающих кризис странах была поставлена под сомнение.

С нарушением финансовых потоков им пришлось добиваться снижения дефицита текущего счета или даже профицита. Все страны еврозоны, которые получили финансовую помощь, имели значительный дефицит текущего счета до кризиса.

В Греции, Португалии и на Кипре он был максимальным и достигал порядка 12-15% национального дохода или ВВП. В Испании он был близок к двузначным числам, а в Ирландии - 5,7%.

Профицит Германии

Вот еще одна важная часть экономической арифметики. Для всего мира текущие счета должны быть сбалансированы - избыток в одном месте уравновешивается дефицитом в другом.

По теме

Отсюда следует, что переход от дефицита к избытку в Греции, Португалии и других странах должен отразиться движением в противоположном направлении в других странах.

Очевидно, что искать эти изменения стоит в пределах еврозоны, а особое внимание следует обратить на те страны, которые имели профицит перед кризисом.

Среди таких государств Австрия, Финляндия и Нидерланды. Но на самом деле наибольший профицит был, как вы уже догадались, у Германии.

Значит профицит Германии снизился из-за кризиса еврозоны? Нет, он стал больше - с 5,6% ВВП в 2010 году он вырос до 8,5% в прошлом году.

Излишки Греции и других пострадавших от кризиса стран сформировались за счет других экономик, находящихся за пределами еврозоны.

В 2010 году еврозона была более или менее сбалансирована по отношению к остальному миру, но теперь она имеет существенный профицит.

Другими словами, остальная часть мира теперь имеет здоровенный дефицит, по сравнению с еврозоной.

Многие утверждают, что пострадавшим от кризиса странам было бы гораздо легче сбалансировать текущий счет, если бы профицит Германии сократился.

На практике это означает, что Германия должна покупать больше товаров и услуг у других стран еврозоны.

Тот факт, что профицит текущего счета Германии не сократился и даже вырос означает, что основное бремя корректировки легло на плечи пострадавших от кризиса стран. То есть им пришлось сократить импорт.

В действительности, в случае с Грецией импорт сокращался в течение пяти лет подряд.

Возможно, с ростом спроса со стороны Германии они были бы способны расти быстрее, что, в свою очередь, могло бы помочь ускорить восстановление и уменьшить неблагоприятное воздействие кризиса.

Амвросий Эванс-Притчард из Daily Telegraph отозвался о профиците Гемании особенно критично: "Профицит, несомненно, более опасен для единства еврозоны, чем все, что происходит в Греции".

Избыточные сбережения

Следует прояснить, что в данном случае никто не критикует немецкую промышленность за производство высококачественных товаров, которые другие хотят купить.

Дэниел Грос из Центра европейских политических исследований объясняет : "Строгий экономический взгляд на ситуацию будет отличаться: большой профицит текущего счета отражает превышение внутренних сбережений над внутренними инвестициями".

Центральное положение

Баланс текущего счета связан с государственными финансами - дефицит государственного бюджета стремится вытолкнуть текущий счет в сторону дефицита - а также суммой, которую страна сохраняет и инвестирует.

Если экономия больше инвестиций и если правительство тратит меньше, чем получает в виде налогов, то образуется профицит текущего счета.

Одним из вариантов для правительства Германии является увеличение или уменьшение налоговой нагрузки. Может ли оно позволить себе сделать это? Германия имела положительное сальдо с 2012 года и бремя госдолга не особенно велико.

Дэниел Грос предполагает, что есть вариант для получения дополнительных государственных инвестиций в инфраструктуру. Некоторые в Германии даже используют такой термин как "разрушение инфраструктуры". Это должно казаться преувеличением большинству зарубежных наблюдателей, но является предметом активных дебатов внутри страны.

Амвросий Эванс-Притчард на этот счет позволил себе весьма едкий комментарий: "Чем раньше Германия откажется от фискального фетишизма и начнет вкладывать собственные деньги в свою страну для ее собственной пользы, тем лучше будет для всех".

Бюджетная защита

Тем не менее, немецкий профицит часто рассматривается как признак экономического успеха страны.

Йенс Вайдман, президент Бундесбанка - Центрального банка Германии - называет сбалансированность государственного бюджета страны успехом.

"Было бы абсурдно обсуждать меры, направленные на искусственное ослабление конкурентоспособности Германии в целях сокращения профицита счета текущих операций других стран еврозоны", - заявил он.

Масштабы профицита Германии также отражают тот факт, что она, как и все остальные страны еврозоны, получила пользу от недавней слабости евро в виде повышения конкурентоспособности.

Какими бы ни были причины, и кого бы мы не винили, скорее всего, цифры в ближайшее время продемонстрируют восстановление в еврозоне. Однако темпы этого восстановления по-прежнему будут желать лучшего.

Оригинал материала: http://www.bbc.com/news/business-35551876
Опубликовано:
Отредактировано: 15.04.2016 14:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх