// // Существуют ли эффективные способы контролировать поток мигрантов в развитые страны

Существуют ли эффективные способы контролировать поток мигрантов в развитые страны

370

Время приватизировать миграцию

Существуют ли эффективные способы контролировать поток мигрантов в развитые страны
В разделе

Западу, очевидно, грозит миграционный кризис. Несмотря на старение населения и стагнацию экономики, граждане многих развитых стран негативно относятся к мигрантам. При этом большинство из этих стран сталкиваются с затяжным кризисом роста. При других обстоятельствах решение было бы очевидным: восстановить жизненные силы, принимая большее число талантливых и молодых мигрантов.

Будущее миграции

Но как сделать это, учитывая последствия миграционной политики? Явно есть что-то неустойчивое в существующем подходе Запада — идея, что страны не будут искать мигрантов, но принимать тех, кто «причалит к их берегам» или согласится с «правилами игры», чтобы остаться. Как ни странно, ответ может быть найден в Японии — стране, которая исторически противилась миграции, как ни одно из европейских государств.

В то время как число мигрантов в Японии остается незначительным, особенно по сравнению с такими странами как США и Австралия, оно растет. При премьер-министре Синдзо Абэ число иностранцев, проживающих в Японии, выросло на 10%. Лидеры Японии попытались обойти оппозицию, используя спорную программу по привлечению «технических интернов»; их ряды расширились на 27% за тот же период.

В других странах системы такого рода уже работают. Индийские компании давно требуют больше внутренних переводов, к примеру, в Великобританию. А США имеет программу H1-B, в которой корпорации поощряют переезд квалифицированных сотрудников. Существует огромная разница — в политическом и культурном плане — между тем, как индийские поставщики ИТ-услуг переводят дешевую рабочую силу через национальные границы, и «национальными чемпионами», которые привлекают сотрудников из других стран обратно домой.

Действительно, устойчивость к использованию и злоупотреблению программами выдачи разрешений на работу индийских ИТ-компаний вполне объяснима. Фирмы эксплуатировали программу H1-B для импорта инженеров программного обеспечения с низким уровнем заработной платы для конкретных проектов. В то время как это может повысить эффективность работы в целом, оно мало что дает для долгосрочной производительности и инноваций в США или Индии.

Иммиграционные реформы

Масштабный пакет иммиграционной реформы, принятый несколько лет назад, чтобы существенно реформировать американскую программу, позволяет отдельным мигрантам менять место работы, а не зависеть от одного работодателя. Это хорошо для всех — за исключением ИТ-компаний, у которых развалилась отлаженная бизнес-модель.

Еще более важное значение реформы, безусловно, будут иметь для транснациональных компаний, которые смогут выбрать тип мигрантов, в которых их родные страны действительно нуждаются, и подготовить их заранее к жизни там. Логично, что многонациональных корпорациях преобладает культура материнской компании, а потому сотрудникам будет несложно ассимилироваться. Для таких сотрудников даже изобрели термин в литературе по менеджменту: «инпатрианты».

После того как они переедут, компании-работодатели могут пойти на то, с чем либеральные правительства будут бороться — в короткие сроки познакомить новичков с местными обычаями, что позволит им навести межкультурные мосты. В Швеции, например, знаменитые кофе-брейки или «фики» использовались с этой целью для индийских инпатриантов.

Альтернативные варианты

Есть несколько других вариантов. Системы, подобные тем, что используются в Австралии и Канаде, где потенциальных мигрантов оценивают по возрасту, независимо от их знания английского языка, уровня образования и так далее, по своей сути, элитарные. Они бы скорее прижились в странах, где уравниловка является важнейшей частью национальной самооценки. Кроме того, Австралия и Канада уже имеют относительно успешные мультикультурные общества. Более однородные страны не явно предпочитают системы, в которых оценивается способность потенциального мигранта эффективно слиться с обществом принимающей страны.

По теме

Проявившиеся проблемы этого подхода, за исключением США, позволили разработать наиболее эффективные пути к получению гражданству на Западе, особенно для квалифицированных рабочих. Система высшего образования, являющаяся одной из лучших в мире, служит магнитом для талантливой молодежи — через год льготного периода после окончания вуза она позволяет студентам найти компании, готовые нанять их. Опыт, полученный в студенческие годы, способствовал их ассимиляции, а процесс поиска работы становился своеобразным тестом для проверки полученных полезных навыков.

Впрочем, принимать решение о предоставлении гражданства лишь на основании получения образования в местных колледжах и университетах идет в разрез с глубоко либеральными принципами США.

Компании лучше подходят для определения пригодности мигрантов. Они быстрее и точнее определят навыки, которые будут полезны, чем это смогут сделать чиновники. Они могут выбирать возможных мигрантов, когда те еще находятся в их родных странах, чего не может ни одно правительство. А умение подняться по карьерной лестнице в корпоративной культуре конкретной компании является хорошим показателем того, насколько хорошо мигранты адаптируются в новой стране. Возможно, следующим объектом приватизации должна стать миграция.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.10.2016 16:17
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх